Собрание для родителей ДОО с элементами тренинга
«Культура общения»
Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольников.
Задачи:
План:
1. Организационный момент.
2. Беседа «Что такое общение?», «Кувшин эмоций».
3. Упражнение: «Правила плохих родителей».
4. Динамическая пауза.
5. Практикум «Варианты общения».
6. Презентация «Советы детей».
7. Обратная связь. «Коробочка пожеланий»
Ход собрания:
1. Подготовительный этап: подготовка наглядного материала «Кувшин эмоций», презентации «Советы детей», памяток для родителей «Правила общения с детьми».
2. Организационный этап:
Для концентрации внимания родителей и объединения общей идеей проводится игра «Дивный город». Педагог-психолог и родители встают в круг. Они являются жителями города, которые, собрались в определенное время на площади и здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара – здороваются локтями, три удара – здороваются плечами.
3. Этап проведения беседы: «Что такое общение?», «Кувшин наших эмоций».
- Давайте с вами поразмышляем, что такое педагогическое общение? Это – … (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата).
- Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (Главное условие успешного общения – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).
- Психологи различают шесть основных видов эмоций. Какие эмоции, на ваш взгляд, самые неприятные? (Верно. Это агрессия, гнев, злость. Эти чувства можно назвать разрушительными. Они разрушают психику человека, его здоровье и взаимоотношения с окружающими).
- Давайте представим «кувшин» наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев? (Высказывания родителей).
Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина на рисунке): боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда «кувшина наших эмоций».
- Боль, обида, страх возникают у человека... (открывает 3 часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности в:
- Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка… Гулять не пойдешь, пока…».
Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит… Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а просто за то, что он есть (открывает 4 часть кувшина). Базисные стремления: «Я – хороший. Я – любим. Я – ЕСТЬ».
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь, родители строят его!
Таким образом можно сделать вывод: положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
4. Упражнение «Правила плохих родителей»
- Сейчас я хочу попросить пап составить правила «плохих пап», а мамы составляют правила «плохих мам» индивидуально на листочке, затем зачитать по желанию.
Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж».
Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им).
5. Динамическая пауза
Игра направлена на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, а также способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению.
«Сборщики»
Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов.
При сборе используется веселая энергичная музыка.
6. Этап проведения практикума «Варианты общения»
Педагог-психолог предлагает родителям разбиться на пары или вызываются разные пары родителей для демонстрации позиций.
Обсуждение:
1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
4. Что помогает вам в общении?
8. Презентация «Советы детей»
- Мы предложили вашим детям дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их. (Просмотр слайдов).
Обсуждение: Какие эмоции вызывают у вас советы детей? Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.
Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.
9. Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий»
Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!
Советы родителям «Способы и правила общения с детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.