Чтобы выстроить логическую и грамотную линию воспитания и обучения важно учитывать психологические особенности детей 3-4 лет, от которых зависит поведение и становление личности.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями кризиса трех лет являются: негативизм, упрямство, строптивость.
В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности становится игра. В игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать личностные границы и воспринимать границы других, учитывать желания и чувства партнеров по игре – развитие коммуникативных навыков.
Ведущая потребность: потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.
Ведущая функция: восприятие
Игровая деятельность: партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношения со взрослыми: ситуативно – деловое: взрослый источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Эмоции: резкие переключения, зависят от физического комфорта. Воля: слабо развита.
Мотивация: самостоятельно цели не удерживает, деятельность не планирует, поведение ситуативно, сильны мотивы поощрения и взыскания, игровые.
Способ познания: экспериментирование, конструирование.
Объект познания: окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие: восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). 5 форм предметов, 7 цветов.
Внимание: непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую, удерживает внимание 5-10 мин, объем внимания 3-4 предмета.
Память: непроизвольная (эмоционально-окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная, объем 3-4 предмета из 5.
Мышление: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки).
Логическое мышление: объединяет предметы в группы по цвету, размеру, форме, в логические пары (нитка-иголка), находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец), складывать разрезную картинку из 3-4 частей.
Воображение: репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа).
Условия успешности: разнообразие окружающей среды, партнерские отношения со взрослыми.
Новообразования возраста: самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.