Родительское собрание Жизнь - это мечта. Осуществите ее!

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Жизнь - это мечта. Осуществите её!.doc

Родительское собрание

             «Жизнь – это мечта. Осуществите её!»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме выбора профессии; познакомить с основными тенденциями на рынке труда; помочь осознать необходимость самореализации ребёнка

Ход собрания:

Что нужно человеку для счастья? Можем ли мы понять, что хочет и о чем мечтает взрослеющий ребёнок? Поле мечтаний может быть очень широким. Я предлагаю ограничить рамки нашего разговора проблемой выбора профессии.

Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь могут оказать родители.

Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое  преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.

Психологи утверждают: для того чтобы правильно выбрать профессию, человеку надо сориентироваться всего на трех вещах.

Во-первых, определить каковы профессиональные интересы, то есть выяснить, чем хочет заниматься.

Во-вторых, определить и оценить профессиональные качества: способности, склонности, темперамент, возможности, то есть понять, что человек может дать.

В-третьих, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие специалисты окажутся востребованными.

Эти три положения и станут основой нашей дальнейшей беседы.

1.     Каковы профессиональные интересы восьмиклассников?

Чтобы выяснить профессиональные интересы восьмиклассников, была использована методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии». Данная методика позволяет выявить наиболее подходящий тип профессии.

• П (природа),

• Т (техника),

• З (знак),

• Х (художественный образ),

• Ч (человек).

В нашем классе на 1 месте находится тип Человек- Художественный образ и   Человек- Человек.

Давайте остановимся подробно на каждом типе профессии.

Классификация профессий по характеру труда будет объединять три класса профессий:

·        исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

·        творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

·        руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

"ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

(тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой)

Исполнительские

Творческие

Руководящие

Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости) Бармен Военнослужащий по контракту Генетик Дилер Инкассатор Инспектор ГИБДД Криминалист Массажист Медицинская сестра Милиционер Официант Проводник пассажирского вагона Продавец Сотрудник Министерства чрезвычайных ситуаций Сотрудник службы безопасности охранного предприятия (охранник) Сотрудник Федеральной службы безопасности Фельдшер

Адвокат Визажист Врач Дипломат Историк Культуролог Педагог Промоутер Психоаналитик Психолог Секретарь-референт Следователь Социальный работник Специалист по связям с общественностью

Спортсмен Сценарист Юрисконсульт

Коучер (менеджер по персоналу) Менеджер (руководитель) Менеджер по продажам Менеджер по подбору персонала Офис-менеджер Спортивный тренер Супервайзер Финансовый менеджер

 

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

(тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу)

Исполнительские

Творческие

Руководящие

Имиджмейкер Искусствовед Манекенщица Парикмахер Повар Портной Стюардесса/бортпроводник Фотограф, Видеооператор Фотомодель Ювелир    

Актёр Архитектор Ведущий программ на радио и телевидении Дизайнер Журналист Клипмейкер Копирайтер Косметолог Модельер Певец Ретушер Скульптор Стилист Художник

Менеджер по рекламе Продюсер Режиссер

 

"ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА"

(тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами)

Исполнительские

Творческие

Руководящие

Архивариус

Веб-мастер

Диспетчер

Кассир

Лингвист

Налоговый инспектор

Провизор

Телохранитель

Физик-атомщик (специалист по контролю работы атомных реакторов)

Антрополог Археолог Аудитор   Библиотекарь Брокер    Бухгалтер Геодезист  Логист Маклер биржевой Маркетолог Математик  Нотариус Переводчик  Политолог Предприниматель Программист  Редактор Риелтор  Социолог Сюрвейер (страховой оценщик, эксперт, инспектор, агент) Тестер (альфа-тестер, бета-тестер) Филолог  Философ  Финансист Штурман (в авиации на морском и речном флоте)

Экономист Этнограф Юрист

Системный администратор

 

"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"

(тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники)

Исполнительские

Творческие

Руководящие

Автогонщик Водитель Гравер Клинер Крановщик (машинист-оператор подъемного крана) Маркшейдер Машинист поезда Мерчандайзер Механик Пекарь Плотник Пожарный Слесарь Станочник Столяр Телефонист Технолог Токарь Фрезеровщик Штукатур Электрик Электрогазосварщик, газосварщик, газорезчик Электромонтер

 

Бортинженер

Веб-продюсер Инженер Летчик (гражданской, военной авиации)

 

Производитель работ (прораб)

 

"ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА"

(тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных)

Исполнительские

Творческие

Руководящие

Животновод

Агроном Биолог

Ветеринарный врач

Геолог Метеоролог

Океанолог Фармацевт

Физик Физиолог

Химик Эколог

 

Психологический практикум для родителей.

          Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.

1.                   Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.

2.                   Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

3.                   Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.

4.                   Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.

5.                   РР-агент: а)связан с политикой; б)специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Правильные ответы и комментарии:

1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуются базовое экономическое образование и курсы специализации.

2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления.

3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое+инженерно-техническое образование.

4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

5-б. Второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.

Подсчитайте количество правильных ответов:

            Больше 3 – владеете всей информацией;

            2-3 – недостаточно информированы;

0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.

2. Определение и оценка профессиональных качеств подростка: способностей, склонностей, темперамента, возможностей.

Расскажите подросткам о том, что важно не ошибиться в выборе профессии, как много значит в жизни человека интересная работа. Можете рассказать ему легенду

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот. – Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!». Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!».

Согласитесь, что правильно выбранная профессия является важной составляющей человеческого счастья.

3. Какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие специалисты окажутся востребованными?

Престижность профессии определяется не модой, а ее реальной востребованностью на рынке труда. В то время как выпускники школ традиционно выбирают экономические, юридические, управленческие специальности, на рынке труда в России уже сегодня ощущается переизбыток менеджеров и юристов, а работодатели сбиваются с ног в поисках квалифицированных инженеров, бухгалтеров, IT-специалистов, программистов, архитекторов и строителей.

Исследовательский центр портала Superjob проанализировал запросы работодателей, которые ищут персонал при помощи сайта. Оказалось, что больше всего объявлений о вакансиях, размещенных в феврале этого года, предлагают работу рабочим и менеджерам по продажам.

Более 13% от всех запросов работодателей в феврале — это объявления о поиске квалифицированных рабочих. По версии Superjob, эта профессия занимает первое место в списке самых востребованных. На втором месте в перечне самых нужных сотрудников занимают менеджеры по продажам — на эту позицию приходится 11,2% запросов. Далее идут продавец (6,9%), инженер (5%), водитель (3,6%).

В то же время, такое распределение объявлений на сайте не обязательно означает, что в городе действительно так много вакансий для «продажников» и рабочих. Квалифицированных рабочих сейчас действительно не хватает — молодежь неохотно идет в средние специальные учебные заведения, и чтобы закрыть такую вакансию может потребоваться много времени. Для продаж же характерна текучка кадров, так что одно и то же место может становиться вакантным каждые несколько месяцев.

В «горячую десятку» запросов работодателей вошли также такие профессии как неквалифицированный рабочий, бухгалтер, торговый представитель и менеджер по работе с клиентами, секретарь. На местах с 11 по 20 расположились следующие профессии: врач, программист, мерчендайзер, региональный представитель, юрист, педагог, медицинский представитель, супервайзер, экономист и менеджер по закупкам.

Популярные профессии на рынке труда в России через десять лет

На рынке труда потребность в специалистах меняется очень стремительно, но достаточно предсказуемо. Для того чтобы после окончания ВУЗа ваша специальность оказалась все еще востребованной, ознакомьтесь с исследованиями социологов, которые определили самые необходимые профессии ближайшего будущего.

Инженерные специальности. Экспертами рынка труда прогнозируется, что на лидерские позиции в ближайшие годы выйдут инженерные специальности, связанные с производством. В России остро ощущается дефицит технических специалистов с высшим образованием в сфере связи и телекома, строительства, машиностроения, электроники и электротехники, пищевой и других отраслях. Производства уже сегодня испытывают острую нехватку в инженерах-проектировщиках и инженерах-технологах. Особенно ценными будут специалисты, сочетающие техническое и экономическое образование со знанием иностранных языков.

IT-специалисты. В ближайшие годы ожидается резкое повышение спроса на специалистов по развитию облачных вычислений, разработке мобильных приложений. Организация хранения данных, проблема защиты информации, хакерские атаки будут способствовать востребованности специалистов в сфере IT-безопасности. Как и сегодня, через 10 лет будет расти спрос на SEO-оптимизаторов, которые смогут не только продвинуть сайт в топовые позиции, но и совместить функции дизайнера и маркетолога.

Нанотехнологии. Нанотехнологом в России можно работать на известных и успешных предприятиях «Нанотехнологии МДТ» или компании-гиганте «Роснано». Если программы господдержки сохранят свою приоритетность, то этой отрасли светит большое будущее. И чем раньше вы найдете в ней свое место, тем больше у вас шансов достичь в ней высот.

Биотехнологии. В настоящее время специалисты по биотехнологиям широко востребованы в сельском хозяйстве, в молекулярной медицине, в биофармацевтическом производстве. От специалистов требуются фундаментальные знания электроники и биоинженерии.

Маркетологи. От этих специалистов во многом зависит успех битвы за деньги, потраченные на товар компании конечным потребителем. Маркетолог должен постоянно изучать рынок, планировать ассортимент, они определяют цены на продукции и объем продаж, стимулируют сбыт, предлагают руководству максимально выгодные способы вложения денег. С каждым годом потребность в грамотных маркетологах будет только увеличиваться.

Сфера услуг. С ростом доходов населения растет потребность в качественном сервисе: химчистки, парикмахерские, салоны красоты, кафе, суши-бары, детские сады и многое другое. Спрос на профессии сферы обслуживания ежегодно возрастает.

Химия. Специалисты особенно будут востребованы в сфере энергетики для решения проблемы поиска и развития альтернативных источников энергии. По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет (пик популярности ожидается к 2016 году) исследования в этой области потребуют грамотных биохимиков.

Анкета 1  (для родителей)

1.     Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?

2.     Какую профессию выбирает Ваш ребенок?

3.     Что вы ему советуете?

4.     Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?

5.     Что служит Вашим  аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?

6.     Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?

                                   Анкета 2  (для родителей)

1.     Довольны ли Вы выбранной профессией?

2.     Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?

3.     Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?

4.     Что интересного в Вашей профессии?

5.     Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?

Прививка от неудачи.

Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо.  Ущербность такого выбора очевидна.

Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное  самоопределение подменяется  самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что высшее образование еще не гарантирует трудоустройства, можно и не говорить.

Важно, чтобы и ребенок и родители понимали,  высшее образование можно получить и ступенчатым путем: техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

Одна из главных задач родителей – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной  деятельности.

 

Но помните, что подросток мечтает не только о профессии. Он мечтает о настоящей любви о преданных друзьях,  о приключениях и о подвигах. Позволяйте ему красивые мечты, учите его мечтать о большом и важном …

Паук в замочной скважине

Басня Леонардо да Винчи

Обследовав весь дом внутри и снаружи, паук облюбовал себе местечко в замочной скважине.

Какое удобное и надёжное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он, высунувшись из укрытия, будет преспокойно наблюдать за всем происходящим, не подвергая себя никакому риску.

— У каменного порога натяну паутину для мух, — принялся рассуждать довольный паук. — На ступеньках лестницы будет другая, покрепче, — для жирных гусениц, а между дверными створками устрою хитрую ловушку для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина, вся обитая железом, казалась ему неприступной крепостью, и более безопасного пристанища он ещё в жизни не видывал.

Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы на будущее, его тонкий слух уловил шум приближающихся шагов. Будучи по натуре осторожным, он тут же уполз в глубь своего убежища. Вернувшийся домой хозяин звякнул связкой ключей, вставил один из них в замочную скважину и… раздавил мечтателя.

У вас и ваших детей все еще впереди. Выбор профессии, поиск своего призвания, осуществление сокровенной мечты. Научите подростка мечтать! Научите не останавливаться на достигнутом. Научите ставить новые цели. Пусть он поймет, что без мечты жизнь скучна. Жизнь – это действительно мечта! Осуществите ее!

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».

Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в Психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС-центры). Там уч-ся школьного возраста оказывают консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для уч-ся старших классов проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению.

С целью дальнейшего расширения государственной молодежной политики в г.Москве в мае 1996г. Комитет труда и занятости правительства столицы учредил Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи.

В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодежная практика». Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, уч-ся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение уч-ся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе  освоение многих  ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока.

Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образования уч-ся, родители которых имеют высокий заработок и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема: после школы – в бизнес, лишь потом ( или параллельно с этим) – в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста ( не обязательно в вуз).

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя  оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало уч-ся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.