Родительское собрание
Оценка 4.7

Родительское собрание

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
19.01.2017
Родительское собрание
Публикация является частью публикации:
Выступление Толстой о воспитании.doc
Л.Н.Толстой о воспитании Семейное воспитание имеет огромное значение в становлении любого  человека. Я бы сказала, что это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в  судьбе человека.  Л.Н.Толстой женился, когда ему было 34 года. Он жил в Москве и  посещал дом доктора Берса, у которого было три дочери. Он выбрал  среднюю, Софью Андреевну – 18 летнюю девушку.  Состояние семейного счастья Толстой передал в семьи своих  будущих  героев: Ростовых, Безуховых, Левина и Кити Щербацкой.     В браке родилось 12 детей. Спокойная семейная жизнь позволила ему сесть  за обессмертивший его имя роман «Война и мир». Именно в этот период была  написана книга, отвлекавшая его от нравственных терзаний и эгоизма. Семья  вывела Толстого из заколдованного круга его собственной личности, его  собственных личных желаний.     От своего «Я» он убежал в семейные заботы, воспитание детей, хозяйство.  Этого хватило на 15 лет.  Об этом периоде вспоминает Берс: «Нельзя  передать с достаточной полнотой того веселого и привлекательного  настроения, которое постоянно царило в Ясной Поляне (1862­1878гг.).  Источником его всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных  вопросах, о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое  интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором и  участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было такой простой  мысли и самого простого действия, которым Лев Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего и веселого отношения в окружающих...»  «С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда  сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться  домой». Больших романов у Толстого два: «Война и мир» и «Анна Каренина  ». Оба они написаны в 15­летний период «семейного счастья».  В этот период  у него формируется отношение к воспитанию в семье. О своем детстве Лев  Николаевич Толстой вспоминает как о чем­то особенно светлом, прекрасном,  гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми,  как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или  такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал  бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким,  населенным детьми, был его дом». Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна  Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать двенадцати детей,  неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по  праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома.  Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает,  если промочены сапоги по утренней росе. Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три –  четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей  рукой главы «Войны и мира» и других произведений. Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она  жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и  сестер. Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно  самоотверженная женщина, мать и жена. А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для  нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я  плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он  меня спрашивал о чем­нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его  любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал  детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не  менее дети всегда ощущали его любовь!» Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том,  чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по  хозяйству, на охоту или в какую­нибудь поездку, чтобы он нам что­нибудь  рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не  бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за  столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот,  который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально  посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания.  Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не  возьмет с собой на прогулку». В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев  Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать  шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно.  Отец предлагал для чтения то, что любил сам. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается  народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Об этом он пишет и в романе «Война и мир.  Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом –  Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья.  Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по  которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай,  Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями:  искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к  себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И  все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка»,  «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее  таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях  и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она  научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить  самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в  форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми,  честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом –  настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром  и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась… Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения  дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого  привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь. Толстой считает противоестественной идею женской эмансипации, так  как она разрушает от века разделенные на две сферы великие обязанности  служения человечеству: создание жизненных благ и продолжение самого  человеческого рода. К первому призваны мужчины, ко второму ­ женщины. Из этого разделения от века же разделяются и обязанности. Главная обязанность  женщины ­ рожать и воспитывать детей. В основу воспитания детей в семье должен быть положен закон об истинной  жизни, ­ считал писатель,­ ведущей к духовному братству и единению людей.  Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение,  нравоучение? Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят, не воспитывая себя,  воспитывать детей. Если же они поймут, что воспитывать других можно  только через себя, через свой личный пример, то упразднится вопрос о  воспитании и останется один: как самому жить истинной жизнью?  Современные же воспитатели часто скрывают свою жизнь и вообще жизнь  взрослых от детей. Между тем дети в нравственном отношении гораздо  проницательнее и восприимчивее взрослых. Правда ­ вот первое и главное  условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду  своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее  дурной. Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал  одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей  Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное  уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное  самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем,­ писал  он.­ Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так  подлежат дети,— гипнотизацией, заразительностью примера. Ребенок увидит,  что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что  сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю  труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь  своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю  в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких  поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия,  самопожертвования, воздержания, правдивости,— и заражается тем или  другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными  поучениями. И потому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к  исправлению и совершенствованию своей жизни. Так что то, с чего вы начинали внутри себя, когда мечтали об идеале, то есть о добре, достижение которого несомненно только в себе,— к тому самому вы  приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего вы хотели для себя,  хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо нужно для того,  чтобы не развратить детей.. Совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении  детей (и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своею жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра. Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если  сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование,  которому ничто не помогает столько, как дети. Как смешны требования  людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих  ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их  нездоровый образ жизни, так же смешны требования людей научить их, как,  продолжая вести, жизнь ненравственную, можно было бы дать нравственное  воспитание детям. Все воспитание состоит в большем и большем сознании  своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во  всех возможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для  воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда  невольно ближе всего к нам, то писательство вредно, безнравственно, оно не нужно народу».  Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь  и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех  бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались  еще с ранних лет работать Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в  будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их  нравственному воспитанию. Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое  развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять  здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские  книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей. Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в  семейном воспитании детей и защищал так называемые естественные  наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с  последствиями дурных поступков. Он создал замечательные учебные книги  “Азбуку”, “Книги для чтения”. Его рассказы и книжки для детей  реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в  семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, ­  нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о  природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в советских детских садах, школах, читают детям дома. В педагогических взглядах Л. Н. Толстого имеются глубокие противоречия,  крайности, реакционные мысли, показывающие его исторически классовую  ограниченность как идеолога “примитивной крестьянской демократии (отказ  от определения общественной цели воспитания, идеализация природы детей,  требование организации примитивных школ для народа и др.). Однако в  педагогических высказываниях и педагогической деятельности Л. Н. Толстого было много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской  педагогики. Его громадная заслуга в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто  педагогический вопрос (о программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко,  во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с  окружающей действительностью.

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017