Тема родительского собрания: "ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная разработка содержит общие положения об изменениях в системе оценивания, а также информацию об особенностях контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов, которые применяю я в 1-а классе. Даны рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки, применяемые методики оценивания детей.Разработка родительского собрания
Родительское собрание о системе оценивания.docx
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В 1ом классеа обучение является безотметочным в соответствии с методическим
письмом Министерства образования от 03.06.2003г. №1351120/13 «О системе оценивания
учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в
общеобразовательных учреждениях». Оценка результатов обучения в классном журнале не
фиксируется.
Закон «Об образовании в РФ» говорит так об оценивании:
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации
[Закон "Об образовании в РФ" 273ФЗ, Новый!] [Глава 3] [Статья 28]
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных
технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней
системы оценки качества образования;
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы начального общего образования должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовнонравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных
действий;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и
оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. • критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к
оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем
совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу,
теме, уроку, универсальные учебные действия;
• уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств
контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных
результатов;
• приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке
учителя. Для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение
двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и
ретроспективной (оценка выполненной работы).
• гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных
результатов. Содержательный контроль и оценка предполагает использование
различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовнонравственного развития,
освоения основной образовательной программы начального общего образования должны
использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной
аттестации обучающихся являются:
• оценочная безопасность. Информация о целях, содержании, формах и методах
контроля и оценки доводится до сведения обучающихся и их родителей.
Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся
является адресной
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников.
Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования,
2001.
Оценка и эффективность обучения.
Можно ли учить без оценок? Можно, если не ставить задачу научить (особенно –
научить всех!), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно –
уходи». Встречается ли подобная ситуация в системе общего образования и, если да, то
как часто? Конечно, и, прежде всего, – в сфере свободно избираемого образования. В
системе обязательного образования (начальная и основная школа, базовый компонент)
объективно она тоже может присутствовать (например, за пределами требований
образовательного стандарта). Но в той мере, в какой учитель несет ответственность за
результаты овладения курсом, обучение без формализованных оценок для него невозможно
– оценка дает ему информацию о том, как он выполняет свою задачу, о том, как идет
научение.
Можно ли научиться, не получая оценок? Тоже можно, при условии, что учащийся,
как минимум, получает некоторое подкрепление своим усилиям, и при этом имеет какую
либо потребность в обучении (необходимость, или любопытство, или если процесс учения
связан для него с положительными эмоциями и т.д.). Так учатся, например, маленькие
дети. Будет ли такое учение для ученика эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям
полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за
неверное. Овладеть же сложными навыками, не получая регулярно информации, о том, как
идет процесс научения, практически невозможно. Таким образом, есть, как минимум, две функции оценки, которые делают ее
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе – обратная связь и
подкрепление (поощрение). Без них обучение, и, главное, – научение, становятся
невозможными; от того, в какой мере школьная оценка выполняет эти функции, зависит
эффективность научения.
Школьная оценка может выполнять также функцию наказания, однако эту
возможность, как утверждают психологи1, необходимо свести к минимуму. С оценкой,
способствующей эффективному научению, должны быть связаны преимущественно
положительные эмоциональные состояния.
Разумеется, обратная связь, сопряженная с оценкой, может стать формой наказания.
Общей рекомендацией в этих случаях является не прекращение, но ограничение и
уточнение обратной связи с обучающимся. Наиболее полезным обычно является поощрение
усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их
преодоления. Учителю необходимо также прогнозировать подобные ситуации и принимать
профилактические меры, для того, чтобы они не возникали в отношении данного ученика
постоянно.
Школьная оценка может влиять также на восприятие учащимся эффективности
собственного учения. Определенное отношение к себе как к «успешному» или
«неуспешному» ученику формируется у ребенка на основании его опыта учения в школе и
определяется обратной связью с ровесниками и взрослыми и оценкой результатов
испытаний. Сложившееся отношение к себе само становится значимым мотивационным
фактором научения2, во многом предопределяющим будущие успехи или неудачи.
(Исследования показывают, что при прочих равных условиях дети, ориентированные на
успех, научаются быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу3.)
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное
обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая
ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся
вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих
сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная
связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение,
сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им
продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость
почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том
числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы
учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
1
2
3 Особенности контрольнооценочной деятельности учащихся 1х
классов, которые применяю я в 1а классе
На каждом уроке предусмотрен текущий контроль; который проводится после
осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом. Цель: контроль предметных знаний и универсальных
учебных действий по результатам урока.
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью
«Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Использую приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при
безотметочном обучении:
«Лесенка» ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал:
нижняя ступенька не понял, вторая ступенька требуется небольшая помощь
или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу
может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают
крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке
учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то
чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную
оценку: если очень хорошо «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть
маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Для того чтобы узнать на каком уровне самооценка каждого ученика по сравнению с
мнением мамы, папы, учителя я провела диагностическую работу.
Я выявила, что большинство имеет завышенную самооценку, 3 человеканизкую.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на верхних
ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем
выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А
на нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие»,
«очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не
хорошие, такие как все. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. »
Способ выполнения задания
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую
ступеньку; считает, что мама оценивает его также;
аргументируя свой выбор, ссылается на мнение
взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это
Тип самооценки
Неадекватно завышенная
самооценка мама так сказала».
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на
самую высокую ступеньку, объясняя свои действия,
называет какието свои недостатки и промахи, но
объясняет их внешними, независящими от него,
причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых
случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я,
конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что
я неаккуратный».
3. Обдумав задание, ставит себя на среднюю ступеньку ,
объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации
и достижения, считает, что оценка взрослого такая же
либо несколько ниже.
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не
объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама
так сказала».
Завышенная самооценка
Адекватная самооценка
Заниженная самооценка
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного
возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и
действия.
Самооценка детей 67летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных
ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой
ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в
развитии личности. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные
и эмоциональные проблемы.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все
проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет
цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно
ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не
дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого
заслуживает. Поощряйте в ребенку инициативу.
Не забывайте,что ребёнок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим
примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не
получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас!
Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем,
какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.