Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
1 кл темы родительского собрания..docx
1 класс
Тема родительского собрания.
« Режим дня первоклассника»
Задачи: Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и
режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у
ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
1.Вступительное слово.
В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь
не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у
маленьких школьников, требуют от них большей собранности,
дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать
труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.
На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера,
предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает
сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении
всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня.
Исследования врачейгигиенистов установили два пика трудоспособности.
Первый — с 8 до 11 часов утра. В это время ребенок находится в школе. Потом
наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй
подъем между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим
нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за
выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро
приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша очень
малопродуктивная работа.
Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с
утра до вечера.
Сложнее всего утром. Особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время
уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно поразному. Можно то и
дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них. А можно постараться
сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш
ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно
убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром, рабочем темпе. Эти
умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до
того, как ребенок пойдет в школу.
Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает
ребятам взбодриться.
Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте
«официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки
«Осторожно, дети!».
Порой ребята надолго растягивают обратную дорогу домой. У школы поиграют в
салочки, приятеля проводят до подъезда... А дома остывает обед. В окне все
чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы домой. А прогулка после
обеда.
Переодевание после школы обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не
только в необходимости беречь одежду. Нужно приучать ребенка к собранности,
аккуратности.
После обеда — свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять.
Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в
школе устает.
У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить
семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или
покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей
каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности
регулярности, контролируемости.
На подготовку домашних заданий отводится 1 час: дело это для
первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления
уроков. Вечер в семье. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь
в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к
общению с вами.
Но вот дела завершены. В квартире вспыхивает «голубой огонек». Телевизор. В
каждой семье к нему свое отношение.
В одних семьях дело сводится к прямому запрету — в будни детям смотреть
телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и
отбирают передачи, которые будут смотреть дети (и это, на наш взгляд, наиболее
верный путь), стараясь не превысить рекомендуемой нормы до 7 часов в
неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками
телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно
устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед
телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших
школьников.
Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах —
обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому
ритму. Но вот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка
утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило,
чуть позже. И обед затягивается — за столом собирается вся семья. А вот лечь
спать первоклассник должен вовремя: ведь завтра в школу!
Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременно, до
1 сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от 2 недель до 2
месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего
ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к
будущему школьнику.
Точность режима должна быть естественной, выполнимой.
2. Анализ статистики.
Лишь 2025% первоклассников остаются здоровыми после первого года
обучения в школе;
К концу 1 четверти худеет 30 % учащихсяпервоклассников;
15% первоклассников жалуется на головные боли, усталость, сонливость,
отсутствие желания учиться;
3.
4.
Треть учащихсяпервоклассников имеют различные нарушения осанки;
10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушение зрения;
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;
лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна;
Ежедневно дети недосыпают от1,5 часов до получаса.
Анализ анкетирования.
Ознакомление с режимом дня первоклассника.
Классный руководитель раздаёт родителям памятки и комментирует их
содержание.
5. Работа родителей в группах.
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для
родителей, которыми они должны руководствоваться при организации
выполнения ребёнком режима дня. На основе . групповых запретов составляется
общий свод правил.
НЕЛЬЗЯ:
будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе,
если он к ним не готов;
сразу после уроков выполнять домашнее задание;
лишать детей игр на свежем воздухе изза плохих оценок в школе;
заставлять ребёнка спать днём после школы и лишать его этого права;
кричать на ребёнка вообще и при выполнении домашних заданий;
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
не делать оздоровительных правил во время выполнения домашних заданий;
ждать папу и маму, чтобы начать выполнять урок;
сидеть у компьютера или телевизора более 40 минут в день;
смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
ругать ребёнка перед сном;
не прощать ошибки и неудачи;
разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательство;
не проявлять двигательную активность в свободное от учебы время. Протокол № 1
родительского собрания в 1 «Г» классе от « 21 » сентября 2016 года
КГУ «Новоишимская средняя школа №2»
Тема: «Режим дня первоклассника».
Присутствовали: 14 человек
Отсутствовали: 1 чел.
1. Организация работы во 1 «Г» классе в 20162017 уч. г.
Повестка:
2. «Режим дня первоклассника».
3. Анкетирование родителей «занятость учащихся во внеурочное время».
4. План работы родительского комитета 20162017 уч. г.
5. Разное.
Продолжительность собрания: 1 час
Место поведения: Каб. 1.
Оборудование:
фотослайды
портфолио учащихся
анкеты для родителей
1. Итоги I полугодия.
Ход работы:
Выступление классного руководителя Жанзаковой А.С.об организации работы в
2016 2017 уч. году.
пополнение портфолио достижениями и работами учся 2. «Режим дня первоклассника».
Систематизация знаний родителей о режиме дня школьника.
Знакомство родителей с результатами опросника, который был проведён среди уч
ся 1 «Г» класса, соблюдают ли они режим дня.
3. Анкетирование родителей.
Родители ответили на вопросы анкеты, был подведён итог.
4. Отчёт родительского комитета
Председатель родительского комитета М. Батталова рассказала о планах на новый
учебный год.
5. Разные вопросы.
Решили:
1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим дня
и всячески содействовать его выполнению.
2. Обеспечить контроль за второй половиной дня своих детей.
3. Контроль за подготовку к учебному процессу возложить на родителей.
Председатель:______________ /М. Батталова/
Секретарь: _____________ /А. Рожина / Родительское собрание
«Трудности адаптации в 1 классе»
Родительское собрание, 1 класс.
“Адаптация первоклассника к школе”
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Цели:
Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать
пути их преодоления.
Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей,
активизировать родителей на их решение.
Форма работы: информационноаналитическая беседа с элементами ситуативного
практикума.
Участники: классный руководитель, психолог, родители.
Основные вопросы для обсуждения:
Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному
обучению.
Ваши дети – наше мнение (рассказать об успехах в овладении школьной
программой, дисциплинированности, на что обратить внимание)
Подготовка к собранию.
1. Подготовить высказывания великих людей “Секреты воспитания и обучения” :
1. Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – задача первоначального
обучения. Всякий здоровый ребенок требует деятельности… Приучайте детей полюбить
свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении.
К. Д. Ушинский.
2. С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным
границам поведения.
А. С. Макаренко.
2. Отпечатать памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания
и обучения школе”. Уважаемые родители!
1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте
детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания
выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
собрать школьные принадлежности;
подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня:
уроки готовить в установленное время;
отдыхать на свежем воздухе;
вовремя ложиться спать.
телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте
требовательны к результатам его деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что
не получилось сегодня, получится завтра”
3. Подготовить с детьми.
1. Видеосюжет, ответы детей на вопросы:
а) Нравится ли вам учиться в школе?
б) Как вы будете учиться?
в) Легко ли вам учиться и хорошо вести себя на уроках и переменах?
г) Кто из вас смотрит фильмы для взрослых?
д) Кто из вас ложится спать тогда, когда захочет?
4. Оформить стенды “Мы писали, мы писали” (выставка тетрадей), “Творческая
мастерская” (выставка работ по рисованию аппликации, лепки), презентация «Наш
класс».
5. На столе ведущего:
видеозаписи с детскими ответами;
тексты педагогических ситуаций;
1.Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Ход собрания
Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает,
что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно
заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот,
омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
Ваш ребёнок начал учиться в школе. Хорошо ли ему там? Ответить на многие волнующие
Вас вопросы психологической адаптации ребёнка к школе поможет родительское собрание.
«Зачем людидети приходят в школу?» Многие на этот вопрос отвечают, не задумываясь,
учиться! И понимают под этим получение какойто суммы знаний. Вот некоторые
родительские высказывания: «Школа нужна, чтобы научить детей всему»; «Необходимо
получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»; «Для обучения ребенка
письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»;
«Заложить в ребенка основы всех предметов»; «Школа нужна, чтобы получить среднее
образование». При этом каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения,
школа должна развивать способности у детей; про, то, что человек в школу приходит
общаться, написал каждый четвертый.
После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и
не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения,
первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. У беззаботного прежде
малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим
временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок?
Многие первоклашки и не учиться изначально ходят в школу. Множество дошколят с
нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Комуто нравится
школьная форма, а ктото любит ранец носить. Проходят дни, и у части школьников
эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.
Я считаю, что школа несет чтото другое, невероятно значимое, необходимое для детей.
Как хорошо, если маленький человек бежит в школу общаться с новыми знакомыми, с
учителем. Только потом постепенно приходит интерес к учебе, но только в том случае,
если учитель вместе с родителями сможет помочь ребенку полюбить учиться. Большое
значение играют отношения, которые складываются у ребенка с коллективом и учителем.
Не зря говорят ребенок любит не математику, а учителя, который математику ведет.
Поэтому для ребенка важно общение и возможность устанавливать отношения. Это делает
школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для будущей жизни ребят. « Мы,
любим ходить в школу! – говорят ребята, когда им хорошо. Мы все время узнаем чтото
новое, общаемся с друзьями, ставим спектакли, участвуем в конкурсах, веселимся на
праздниках».
Ваши дети проучились в школе I четверть. Послушаем, как они ответили на вопросы:
Нравится ли вам здесь учиться? Как вы будете учиться? Легко ли получать знания и
хорошо вести себя на уроках и переменах?
(Включается видеозапись ответов детей.)
Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные
взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети.
Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и
скажите, изменился ли современный ребёнокпервоклассник, по сравнению с ребёнком
вашего детства? Изменилась ли школа?
(Высказывания родителей, обсуждение).
Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем
более несколько десятилетий тому назад».
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
У детей большие различия в развитии. Сегодня нет ни одного класса, где был бы
ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она
совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое
поведение.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное
ими.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их
заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие дети приходят в школу не обладая
навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют
нормы поведения в обществе.
Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного
обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и
напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и
правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с
переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего
происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период
адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует
у всех первоклассников.
Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какуюто среду. Противоположностью
этого понятия является дезадоптация. Это понятие стало использоваться сравнительно
недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением
1.
2.
3.
4.
5.
6. в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с
одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и
страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным
воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание
«мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно
стремится к отчуждению.
Адаптация процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только
первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся
чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.
Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы;
темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете
определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются в течение первых 23
недель. Первая группа эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в
школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они
спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все
требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу
октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми
требованиями, и с новым режимом
Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни.Вторая
группа детей имеют длительный период адаптации (до конца I полугодия ) , период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять
ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или
выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также
испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия
реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.
Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее
напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.
Третья группа – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со
значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на
таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”,
“третируют детей”.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году
она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки
малышей освоить или узнать чтото новое, во многом зависит, захотят ли первоклашки
учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе
встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Родители вместе с
учителем могут помочь ребенку быстро овладеть следующими правилами, если они будут
обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и других детей их безупречное
выполнение.
Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.
В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые
шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые
пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в
школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на
лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я
знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».
Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви:
касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это
важно, когда у ребёнка чтото не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить
массу негативных последствий.
Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что
входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать
жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.
Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не
заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко
при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими
правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для
других детей их безупречное выполнение.
Спокойный тихий разговор – как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как
часто это нарушается! Почемуто нам взрослым хочется получить всё сразу, а если ребёнок
сразу не делает – то нужно крикнуть. Крик начинается в семье – и как тяжело с такими,
привыкшими к окрикам, детьми в школе.
Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что
неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя
его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью.
Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему
возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять
спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у
детей не развивалась речевая застенчивость.
Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь
больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками.
Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?,
Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили
сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в
классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы
провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не
столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя. Я понимаю, что это будет. И не
всегда лестные слова. Я не бриллианты, которые нравятся всем.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чемуто,
не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха
плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни
и радость познания. Помните: для ребенка чтото не уметь и чтото не знать это
нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте
за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не
сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по
биологическому возрасту девочки обычно старше ровесниковмальчиков.
Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в
тетради;
Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми
одновременно;
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия
родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый
год обучения. Вывод:
Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей
ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация
завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе
хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для
ребёнка.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым
достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость
его нового положения и деятельности.
Когда уместна тревога?
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители
бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.
2.Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Беседуют две мамы (роли исполняют родительницы):
Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала
буквы, считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Девочка быстро
научилась читать, охотно училась, но уже в первый месяц учёбы два раза болела.
После этого учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной,
рассеянной, появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не
приложу?
Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней
дополнительно.
Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.
Ничего, поужинаете, а потом позанимаетесь.
Правильно ли поступают взрослые? Что посоветовать маме?
Родители обсуждают ситуацию.
Вывод: Очевидно, хорошо развитая, способная девочка была ослаблена частыми
простудными заболеваниями, учебная нагрузка и школьный режим оказались тяжелы для
её нервной системы. Стало нарастать утомление. Дополнительные занятия, работа “через
силу”, жёсткий “прессинг” мамы, огорчения тревоги вызвали ухудшение физического и
нервнопсихического здоровья.
Что посоветовать маме? Скорректировать режим и вместе с учителем снизить учебную
нагрузку, дать “восстановиться” после болезни, успокоить девочку.
Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность
процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у
детей с хроническими заболеваниями, черепномозговыми травмами, неблагоприятным
периодом новорождённости, расстройствами нервнопсихической сферы. У таких детей в
период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или,
наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со
стороны сердечнососудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы
поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на
ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.
Возраст от 6 до 7 лет период существенных изменений в организме, а индивидуальные
различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам
развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.
Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют
так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит
резкая перестройка и организм наиболее уязвим.
Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается
системное обучение в школе.
Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка
(основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5
кг. В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что в
сентябре их просто не узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года –
декабрьфевраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы
тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок,
связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале снижения массы тела
быть не должно.
В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие
опорнодвигательной системы. Ребенку очень сложно длительно удерживать статическую
нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может
легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям
позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование
костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно
облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.
У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук
и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом,
прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц
ребенок не готов (затруднения при письме).
Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие
правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной
руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще
нервная регуляция движений.
В это же время продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой
системы, а это значит, что сердечнососудистая система становится уязвимой, то есть
организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней
среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки (об этом
нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).
Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет
заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно,
сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок
физиологически не обладает такими возможностями.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное
развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к
обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение
тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения.
Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма
ребенка при поступлении в школу. Кроме того, что в школу поступают дети с разным
уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья.
А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1
класс.
К сожалению, в наше время «здоровыми», начинают обучение примерно 20% детей.
Условно мы делим детей на 3 группы здоровья:
I гр. редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие,
нормальное психическое развитие;
II гр. дети, имеющие функциональные отклонения ( на грани здоровья и
болезни);
III гр. дети, имеющие хронические заболевания;
Адаптация у каждого ребенка протекает поразному. Дети, посещавшие ранее детский сад,
адаптируются легче, чем домашние.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и
физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и
систем и гармоничным физическим развитием.
Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным,
талантливым? Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания
детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо
вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?»,
«Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В
какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в
классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не
огорчайтесь, а главное не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском
саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически
очень трудна.
Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и
школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно поразному. Для
ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован,
он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной
ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чемуто, не
ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха
плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни
и радость познания.
Помните: для ребенка чтото не уметь и чтото не знать это нормальное положение вещей.
На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за
своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не
сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по
биологическому возрасту девочки обычно старше ровесниковмальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когдато учились вы. Никогда не
ругайте ребенка обидными словами за неспособность чтото понять или сделать. Мы очень
просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется,
что его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за
каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему
другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником,
а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в
ребенка, верьте в учителя.
От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо
ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал
посредственным?»
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не
задающий вопросов, это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт
учёных».
Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в
интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в
том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать,
предлагать, выбирать.
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую
ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность
ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого
ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий
уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;
рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20ти минутные
перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних
заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по
продолжительности сон).
3.Практическая часть (Родители рассаживаются по собственному желанию.
Каждая группа выбирает себе педагогическую ситуацию, обсуждают её, высказывает
своё мнение).
Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:
а) Смотри, веди себя как следует.
б) Сегодня увидимся в … часов.
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.
Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или
пластилин. Вы скажете:
а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)
Ситуация 3. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:
а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.
б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.
4.Выступление учителя:
1. Ваши дети – наши мнения (рассказать об успехах в овладении школьной программой,
дисциплинированности, на что обратить внимание)
2. Работа с памяткой. Педагог подчёркивает значимость этих правил, выражает надежду,
что все родители будут ими руководствоваться).
Решение родительского собрания.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1.
Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их
поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю
Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что
учебные успехи – это ещё не всё.
Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.
Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.
В действие – профилактические меры по сохранению зрения.
Оборудовать уголок школьника.
6.Итог собрания
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал
правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
(законы)
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и
благодарных детей!
Мы желаем вам успехов! Приложение
ЛАДОШКА
На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных
ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы
могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как
родители, знаете его больше.
Может быть, вы посоветуете, как бороться с какимито вредными привычками наших
учеников.
Может, вы предложите какието формы работы, направленные на объединение класса.
Может вы можете организовать какуюто интересную экскурсию или провести с детьми
беседу воспитательного характера.
Свой листок нужно подписать.
Задание для родителей
Что обеспечит успех ребёнка в школе?
Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора,
рассмотрите их по степени значимости.
а) Физическое здоровье.
б) Развитый интеллект.
в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.
г) Умение считать и читать.
д) Выносливость и работоспособность.
е) Аккуратность и дисциплинированность.
ж) Хорошая память и внимание.
з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Обоснуйте свой выбор.
Тема: «Как вызвать интерес у детей к чтению?»
Задачи: ознакомить родителей с результатами развития читательских
умений учащихся класса, развивать интерес к формированию
интеллектуальных умений, желания читать.
Вопросы для обсуждения: значение книги в жизни младшего
школьника,
как развивать читательский интерес ребёнка,
культура чтения школьника.
Ход собрания:
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах.
1.
Вступительное слово.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и
высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако
педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в
начальной школе, к 78 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность
процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что
процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята 2.
3.
o
o
o
o
o
o
o
o
медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его
суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о
которых они должны иметь представления в этом возрасте, им просто
не известны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать,
стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его привычка
ребёнка читать. Анализ ответов анкет это подтверждает.
Анализ анкет учащихся.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у
детей.
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и
интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него
привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение
на самом увлекательном эпизоде.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя
книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребёнку книги с дарственной надписью. Спустя годы
это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях,
дорогих и близких людях.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание,
чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет
интересоваться содержательной и разносторонней информацией,
которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастит
увлечённый читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на
неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал
увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения
совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от
которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не
хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не
хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение:
« Прочитай ещё хоть строчку, пока не дочитаешь страничку, не буду с
тобой играть».
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной
необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых
обучение чтению идёт непринуждённо и весело. Огромную роль играют
и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во
время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми,
открываются для них с другой стороны.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не
всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники
чтения учение в старших классах будет значительно затруднительно Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальных школе
желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Эта точка зрения
В.А. Сухомлинского: «Если мы хотим, чтобы наши дети занимались
преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А.
Сухомлинского».
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость
чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться. В. Н. Зайцев даёт
следующие рекомендации.
Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках
овладения техники чтения, не надо заставлять его подолгу читать.
Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5 – 7 минут и пересказал
содержание абзаца. Через час два ещё 1 – 2 абзаца. Перед сном ещё
одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем
чтение в течении часаполутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что
последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те
часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего
чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает,
что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения
ребёнок читает 12 строчки и после этого получает краткий отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает
диафильмы, две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину –
отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем
посмотрел картину. Этот приём вполне подходит тем детям, которые
читают неохотно.
Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении
техники чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это
самым торжественным образом.
Советы родителям:
Терпеливо помогать ребёнку, если у него недостаточная скорость
Больше играть с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки
чтения.
и буквы.
Рассказывать детям сказки.
Чаще устраивать семейные чтения.
Читать самим, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и
папа проводят не только возле телевизора.
Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше
посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать
прочитанное.
ходить туда вместе с ним
Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени
1.
2.
3.
4.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ». Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.
2. Расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
Подготовка к собранию.
1.Анкетирование детей и родителей до собрания
Анкета для учащихся
1.Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?
2.Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?
3. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
4.Какие дела ты хотел бы выполнять?
5. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
6.Выполняешь ли ты какуюто работу вместе с родителями?
7.Что ты знаешь о работе своих родителей?
8.Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
Анкета для родителей
1.Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?
2. Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?
3.Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
4. Как долго может трудиться ваш ребёнок?
5. Работа выполняется увлечённо или неохотно?
6.Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
7.Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?
8. Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?
9. Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашние дела?
10.Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Одно из главных качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, это любовь к труду,
уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного
производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина
России.
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания,
требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье.
Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать
очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов,
побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает
желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная
задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых
результатов и результатов легких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду
воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением
неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и
неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка,
магазины и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяются одно и
то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо
не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.
И не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Наверное, самый
лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты
отдохни – я сам помою посуду»
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И мы должны приучать
ребенка делать любую домашнюю работу. Приучать его к мысли, что любой труд,
направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим
белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного
выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
2. Анализ анкетирования. 3. Работа в микрогруппах, коллективное обсуждение ситуаций. (родители делятся на
три группы , обсуждают предложенные ситуации).
А)Нужно ли платить деньги за труд?
Н.В.Якушкин. «НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ».
У нас две дочери: Марине 10 лет, Лене семь. Мы с мужем воспитываем их в труде. Я сама
вижу радость, счастье в труде и стараюсь привить это детям. Они меня понимают и во всем
помогают мне, когда я рядом с ними. Но когда меня нет, они ничего не делают. Я каждый раз
вспоминаю старую пословицу поговорку, что «лень раньше нас родилась»,
когда прихожу с работы, а в доме и в саду ничего не тронуто.
И вот мы с мужем придумали для девочек чтото вроде взрослой игры. Летом мы живем за
городом, дети с нами.
Уходя на работу, даю им задание: допустим, выполоть по три грядки. За это мы им платим
деньги. С работы они ждут меня с нетерпением, а, может, не меня, а заработанные деньги. У
дочек появился к трудовым поручениям интерес: соревнование между собою и прямая
материальная зависимость.
Перед тем, как начать эту игру, мы с девочками долго беседовали о том, что своим трудом
они зарабатывают деньги, а в конце лета перед школой, мы купим большой красивый торт, и
будет у нас семейный праздник. Вот на этом празднике мы и разобьем копилки и
подсчитаем, кто сколько заработал, и на эти деньги купим все необходимое для школы.
Но что – то нас с мужем волнует: так ли мы все делаем? Может, у детей разовьется страсть
к деньгам или нелюбовь друг к другу, зависть? Я рассказала у себя на работе о нашем
эксперименте. Надо мной потешались, но толком никто ничего не подсказал. В
педагогической литературе, что есть дома, я ничего не нашла. Правильно ли мы поступаем?
Б)Домашняя работа – мамина или общая?
Н. Вопиловская «ТОЛЬКО ЛИ МАМИНА?»
Я хочу высказать свое мнение об участии детей в домашней работе. Домашняя работа
должна выполняться всеми членами семьи. Чем старше становятся дети, тем более
серьезную работу им можно доверять и не считать ее выполнение помощью маме.
Дорогие учителя и родители! Никогда не спрашивайте у детей, помогают ли они маме по
дому. Этот вопрос поставлен неправильно, потому что из него вытекает, будто вся домашняя
работа — мамина. Мы ведь никогда не спрашиваем у детей, помогают ли они папе по дому
Если ребенок подмел пол, он помог маме. Если папа вымыл посуду — помог маме. Но ведь по
полу ходят все, в том числе ребенок. И посудой пользуются все: и мама, и дети, и папа.
Почему же выполнение любой домашней работы считается, помощью маме? Домашняя
работа общая!
... Я знаю семью, в которой растут два сына. Мама им говорит: «У нас дома нет девочек,
поэтому посуду и пол мойте сами». Это тоже неправильно. Выходит, мальчикам с детства
внушают, что домашняя работа женское дело. Мальчики в этой семье по дому все делают,
но при этом считают, что делают за когото. Вот была бы у них сестренка, все делала бы она.
Выражение «Помогаешь ли ты маме по дому?» в наше время устарело. Оно пришло из тех
времен, когда мама занималась только домашним хозяйством, за которое никто не платил
денег, а папа ходил на работу и приносил зарплату, кормил всех. Но в таком случае о
работающей на производстве маме можно сказать, что она помогает папе, так как приносит
домой зарплату и тоже кормит семью. Да при этом еще и дом ведет. Выходит, что мама всем
помогает.
Лучше ставить вопрос так: «Какую домашнюю работу ты умеешь делать?» или «Какую
домашнюю работу тебе уже доверяют родители?»
В)Как помочь ребёнку выработать привычку к труду?
Н.В. Язева «ПОСЕЙ ПРИВЫЧКУ К ТРУДУ».
Моей дочери 12 лет. Пять лет назад изза нее я оставила любимую работу, и все время
посвятила ей: спешила принести, подать, помочь. И сейчас, порой, за нее складываю
учебники в портфель, убираю постель.
Не моту сказать, что она мне ни в чем не помогает. Иногда найдет на нее такое, что все
вымоет, вычистит, выгладит. Но это только временами.
До пяти лет Инну воспитывали мои родители, а я жила одна. Когда ее привезли, пришлось
ее «делить» с мужем. Как? А вот так. Он просит дочь: «Сделай для меня чтонибудь
хорошее. Воды принеси, вымой посуду». А она: «Мне мама не говорила, чтобы я это делала.
Если скажет, сделаю». Тут, наверное, я виновата. Когда еще Инна ходила в детский сад, я
ей повторяла, чтобы слушалась только меня и бабушку, больше никого: «Бабушка у тебя одна А папина мама тебе не бабушка». И Инна, прежде чем что – то сделать, всегда смотрела на
меня.
Муж часто говорил «Не паси ее, дай ей задание, и пусть она выполнит его самостоятельно»;
Но я его не слушалась. Вот и уроки Инна готовит только со мной, ждет меня с работы. В
начальных классах это было не очень обременительно, а сейчас нагрузки растут, мы не
успеваем делать уроки, дочь не высыпается, учиться стала хуже. Заниматься в кружке тоже
не успевает. Что я делаю не так? Где, когда и что упустила? Может, пока не поздно, начать
все сначала?
Г) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а через неделю
обнаружили, что они находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка,
а то и шлепнув его, вы решаете сами следить за растениями. Ваши действия?
(Результат не замедлит сказаться, одним этим своим действием вы разом нарушили целый
свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же правила постоянства и
обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно постоянный контроль
порученного дела.)
Д) Вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вечером
обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, очень плохо. И в сердцах бросили: «Такую
мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»
(Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Они гордятся своим трудом
и, выполняя его, нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности
сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И нарушение двух основополагающих
принципов постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых
детьми домашних дел.)
Ж) Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить
картофель для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нетерпением
начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, не выдержав,
отбираете у него «инструмент и материал».
( Действуете вы из самых лучших побуждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но
совершаете, серьезную педагогическую ошибку, не проявляете терпения. Медлительность
детей или их неумение правильно чтото сделать ни в коей мере не должны явиться
причиной вашего поспешного вмешательства. )
Общие ошибки.
Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из
самых лучших побуждений поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что
кажется разумным.
Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный
принцип обязательного учета склонностей и интересов ребенка.
4. Диспут.
1) Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
Рассказать, чем занимаются сами родители, как дети им помогают.
Вывод: Труд носит ,в основном ,эпизодический характер. а не систематический. Знания о
содержании труда родителей повышает авторитет мам и пап в семье, вызывает
уважительное отношение к людям труда.
2) Значение родительского примера в трудовом воспитании.( плюсы и минусы)
3) Труд: необходимость или обязанность?
4) Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.
Вывод: Уважительная оценка, доброе слово, сочувствие, улыбкавсе это помогает
побудить в душе ребенка внимательное отношение к труду. Готовых рецептов в
воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается посвоему. Но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту,
взаимопонимание, терпение и терпимость.
«Об итогах учебного года
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.