Калмыкова Е.А.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №17 г Ногинска
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей
уровня математического развития ученика, глубины усвоения им учебного
материала.
Что значит решить задачу? Значит раскрыть связи между данными и
искомым, раскрыть отношения, заданные условием задачи, на основе чего
выбрать, а затем и выполнить арифметические действия и дать ответ на
вопрос задачи.
Моделирование позволяет развить нагляднообразное мышление. Работу
эту следует проводить в определенной последовательности.
Работа над задачей начинается со знакомства с текстом. При этом
происходит анализ, цель котороговыделение «ведущего» отношения среди
множества других, установление связи между тем, что дано и тем, что
требуется найти. Нередко у учащихся формируется привычка выделения
отдельного слова как опорного, без осознания конкретного содержания, что и
приводит к ошибочным решениям. Для устранения этого используются
различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи:
представление жизненной ситуации, мысленное участие в ней, разбиение на
смысловые части, отбрасывание несущественных слов,
Основным приемом при анализе является моделирование, которое
позволяет понять задачу и найти рациональный способ решения.
Моделированиеэто замена действий с реальными предметами
действиями с их уменьшенными образами: моделями, муляжами, макетами, а
также с графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами,
Предметное и графическое моделирование давно применяется в
школьной практике, но как правило без системы и последовательности, что
объясняется неправильным пониманием роли наглядности. Многие думают,
что наглядность нужна на начальном этапе, а с развитием абстрактного
мышления теряет свое значение.
Между тем наглядность, особенно графическая, нужна на всем
протяжении обучения как важное средство развития более сложных форм
конкретного мышления и формирования математических понятий.
Моделирование при ознакомлении с решением простых задач на
сложение и вычитание
Задачи на нахождение суммы и остатка являются первыми задачами, с
которыми встречаются дети.
Работу по освоению моделированию можно разбить на три этапа:
1 Обучение детей преобразованию предметных действий в рабочую
модель. Задача учителя показать стандартные операции с множествами: объединение
двух множеств, удаление из множества подмножества (целое и часть)
2 Обучение составлению обратных задач на основе моделей. Группировка
задач по группам (неизвестно целое; неизвестна часть)
3 Творческая работа над задачей на основе модели. Подбор модели к
задаче и задачи к модели, составление задачи по решению, обоснование
правильности решения, исключение лишних данных, добавление недостающих.
Моделирование создает возможность работы по преобразованию задачи
из одного вида в другой. Желательно знакомить детей сразу с группой задач,
которые разбиваются на три блока:
1 Основная задача на конкретный смысл действия сложения, обратные на
нахождение неизвестного слагаемого.
2 Основная задача на конкретный смысл действия вычитания; обратные на
нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
3 Основная задача на увеличение числа на несколько единиц в прямой
форме; обратные на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной
форме и на разностное сравнение.
Моделирование при ознакомлении с решением задач на умножение и деление
Задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления.
К задачам, раскрывающим конкретный смысл умножения и деления
относят задачи на:
нахождение суммы одинаковых слагаемых;
деление по содержанию;
деление на равные части.
Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых являются средством
раскрытия конкретного смысла действия умножения. Подготовительная
работа ведется уже в 1 классе. При изучении сложения и вычитания. Можно
проводить её в следующем порядке:
1 Решение задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых
2 Решение сюжетных задач
3 Выбор модели, соответствующей задачи.
Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения
1 Увеличение числа в несколько раз.
2 Уменьшение числа в несколько раз.
Задачи на уменьшение числа в несколько раз вводятся после того как дети
приобрету т умение решать задачи на деление на части.
3 Кратное сравнение
В процессе упражнения дети должны встречаться с задачами различных
видов. Это позволит выработать умение проводить тщательный анализ задачи,
прежде, чем выбрать действие для решения. Следует проводить сравнение
условий в моделях и способов решения. Творческая работа детей над задачей на основе моделирования
После того как дети осмыслят решение простых задач и научатся
иллюстрировать
( моделировать) их, можно предлагать им задания творческого характера:
внести изменения в условие задачи по изменённой модели.
После решения задач необходимо сравнить условия и способы решения.
Это позволяет осуществлять выбор действия осознанно.
Можно предложить составить задачу по изменённому решению, например,
изменить знак действия. Затем снова сравнить задачи.
Работа, построенная в такой определенной последовательности,
позволяет не только научить детей хорошо решать задачи, но и развить
нагляднообразное мышление учеников.
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.