Родительское собрание "Детский суицид"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 03.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала доклад к родительскому собранию Детский суицид.doc
Профилактика подросткового суицида. За   последние   недели   в   стране   произошло   сразу   несколько   резонансных суицидов   подростков.   Эти   страшные   события   не   оставляют   никого равнодушными.   Как   распознать   и   предотвратить   трагедию?   В   этом   мы попытаемся разобраться. 2 слайд Суицид ­ самоубийство ­  как трактует словарь русского языка  С.И.Ожегова ­ это намеренное лишение себя жизни 1. 3 слайд ”Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого.”  (Веслав Брудзиньский) ”Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал.”  (Р. Алев)  Самоубийства подростков ­ тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается   в   обществе   и   освещается   в   СМИ.   Сначала  две   школьницы   в Лобне свели счеты с жизнью, потом ­ 15­летний школьник в Москве. Только за последние две недели в стране погибло 17 подростков 4 слайд  (Мы выбираем жизнь) Врачи­психиатры,   специалисты   из   центра   имени   В.П.Сербского   и   другие эксперты собрались за круглым столом, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: что движет подростками, которые сводят счеты с жизнью? Почему они это делают и что могут предпринять взрослые, чтобы сократить страшную статистику? "Действительно: страна занимает одно из первых мест по частоте самоубийств среди   детей   и  подростков.  Ежегодно   в  последнее   время у   нас   уходило   из жизни от полутора до двух с лишним тысяч подростков. Это громадная цифра 5 слайд В последние 6­7 лет частота суицидов в России составляет 19­20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. 1 Ожегов С.И.  Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой .­1984.­797с.­604. 1Это   выводит   нашу   страну   на   одно   из   первых   мест   в   списке   стран,   где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение. Анализ   регистрационных   записей,   внесенных   в   базу   «Скорой   помощи», показывает, что за последние шесть лет в Ивановской области  произошло в общей   сложности   3245   самоубийств   и   не   завершившихся   смертью суицидентов.  Более половины из них — 1656 (51,0%) — совершены молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет,  и 28 (0,9%) — детьми и подростками, не достигшими 14­летнего возраста.  Участились случаи, когда перед уходом из жизни родители лишают жизни  своих детей, чтобы те не были обузой родным. 6 слайд В чем причина детского суицида? Психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог; как мы не заметили, что с ребенком что­то не так? "Есть   общее   правило,   которое   знают   все   врачи:   обращайте   внимание   на необычное поведение ребенка. Если он себя вел так, и вдруг его поведение меняется, это повод задуматься. Это не значит, что он завтра выпрыгнет в окно,   это   значит,   что   что­то   изменилось.   Это   повод   с   кем­то проконсультироваться либо поговорить с ребенком 1.Равнодушие и жестокость в семье Если 30 лет назад детей воспитывали в атмосфере пропаганды коллективизма, то теперь – в атмосфере такой же пропаганды индивидуализма. "Мы стали  намного равнодушнее, мы отдаем больше внимания не человеческим  ценностям, а вопросам карьеры. Родители считают, что детьми должна  заниматься школа, учителя. В итоге детьми не занимается никто, Вопрос  неравнодушия – ключевой вопрос в проблеме детских суицидов    Социальный институт как семья потерял свое первоначальное значение. Из всех   ведущих   функций   семьи   доминирующей   становится   экономическая функция. В результате затрудняется прежде всего эмоциональное развитие ребенка –  родителям просто некогда общаться с ним. 2Безразличное отношение к ребенку – так можно охарактеризовать один из типов воспитания, которые превалируют  в современной семье. Чаще всего встречаются три типа воспитания: равнодушие, жестокость и ситуация, когда ребенок становится кумиром в семье. Во всех трех случаях ребенка ждут проблемы в дальнейшем, в его социальной жизни.   Если   ребенок   нежеланный,   нелюбимый   уже   в   семье,   то   оказавшись   в социальной   среде,   он   столкнется   с   еще   большими   проблемами.   При   этом, детско­родительские   отношения   в   последние   годы   не   отличаются гуманностью. Жестокость   в   детско­родительских   отношениях   не   снижается,   она   только увеличивается.   Когда было объявлено повышение рождаемости в стране, нужно было бы призвать людей не воспроизводить себе подобных, а научиться любить детей"   Причиной трагедии служат в основном конфликты с родителями или  неразделённая любовь.       Перед   лицом   детского   суицида   мы,   взрослые,   практически   бессильны:     смерти   рождается   в  голове   почти у     каждого   второго   подростка   решение   о   молниеносно, и   у     его родных уже нет.     времени на       обдумывание ситуации или сопоставление фактов 2. Интернет. Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может   довести   подростка   до   самоубийства.   Эксперты   поясняют:   в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что­то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто­то меньше, кто­то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете. Многие родители сами в Сеть не выходят и   не   обладают   достаточной   компьютерной   грамотностью,   чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве. В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем, по словам психологов и психиатров, Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже. 3.   Отключать   ребенку   Интернет   совсем   и   лишать   его   такого   источника информации   не   стоит.   Нужно   контролировать,   чем   занимается   ребенок   в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. Возможно, с ребенком уже что­то не так.   За последние полгода было  закрыто порядка 20 сайтов  но, такие "клубы самоубийц",   предлагающие   своим   посетителям   "тысячу   способов   уйти   из жизни", появляются чаще, чем закрываются. 3. Проблемы в отношениях со сверстниками. Школьная дедовщина. Ребенок может чувствовать себя просто белой вороной, изгоем, с которым  никто не хочет общаться. Более того, ребенок может быть предметом травли  и издевательств коллектива.  Причинами суицида  среди молодежи могут  являться и школьные проблемы,  связанные с перегрузкой, неуспеваемостью,  конфликтами с учителями или сверстниками Еще один момент – эволюция так называемой школьной дедовщины, связанная со   все   большей   доступностью   информационных   технологий.   Пожалуй,   у каждого   школьника   есть   мобильный   телефон.   Даже   самые   простые мобильники сейчас оснащены фото­ и видеокамерами. Такие возможности, порождают унижение – когда над "гадким утенком" издеваются не только в школе, но и в Сети, выложив туда его фотографию или видеоролик с его участием. 4. СМИ.   Самоубийство   подростка   –   результат   того,   что   крик   о   помощи   не   был услышан   вовремя.   Но   кроме   того   –   это   поступок,   при   помощи   которого юноша   или   девушка   пытается   привлечь   к   себе   внимание.   Характерны   для подростков   резонансные   самоубийства,   когда   счеты   с   жизнью   сводят   из солидарности с кем­то из сверстников, знакомых, или подражая кому­то из кумиров.   Свою   негативную   роль   играют   и   сообщения   о   подростковых самоубийствах в СМИ.   Средства массовой информации романтизируют самоубийство, придают ему таинственно   ­   привлекательный   смысл,   делают   его   символом   подлинных страданий.   Героями у нынешних подростков становятся персонажи, которые получают признание благодаря тем или иным поступкам, в том числе и суициду. У нас практически нет сериалов или телепередач для подростков, которые бы учили их преодолевать трудности и выходить победителями. 45. Социальная и экономическая необустроенность.   Дети и особенно подростки по­своему воспринимают внешний негатив –  социальную и экономическую необустроенность, Все это накладывается на  отсутствие заботы и поддержки, наблюдения за тем, как родители сводят  подчас концы с концами. И детское самолюбие оказывается неизбежно  ущемленным. Ребенку хочется ходить заниматься в спортивную секцию, а  родители не могут ее оплачивать. Ему хочется пойти в театр, в цирк –  родители не могут потянуть дорогие билеты. Это очень больно ранит детскую душу, и без того подтачиваемую гормональным созреванием.   83% подростковых самоубийств были связаны с семейным неблагополучием. Ребенок   просто   не   может   выносить   жизнь   в   семейном   окружении.   Самые распространенные проблемы. которые могут подтолкнуть ребенка к уходу из жизни:   тяжелая   болезнь   или   смерть   родственника.   развод   родителей. алкоголизм   родителей,   ссоры.   скандалы,   жесткое   обращение,       скрытое неблагополучие   во   вполне   приличной   семье,   психологическое   насилие   над ребенком. «Любящие» и «заботливые» мама и папа в беспокойстве о будущем ребенка,   решают,   что   должен   делать   ребёнок,   по   сути,   лишают   его настоящего. Дети в предсмертных записках пишут, обидно знать, что ты им не нужен в качестве неотличника, неабитуриента, нестудента, немузыканта и так далее… 6.Несчастная любовь Мы, взрослые считаем подростковую влюбленность чем­то несерьезным, а для ребенка она часто становится «смыслом» жизни.   7.Особый   вид   суицида   ­   потребительский.  Дети   совершают   попытки суицида, получив отказ то родителей в покупке им того или иного предмета. В   современном   мире   наше   общество   потребления   навязывает   детям   новое отношение к материальным ценностям. Реклама и друзья в классе заставляют ребенка относиться к той или иной вещи гораздо серьезнее, чем она этого заслуживает.   Именно   эта   вещь   может   стать   существенным   фактором, определяющим его самооценку. 7 слайд Три типа суицидального поведения:  51.Демонстративное суицидальное поведение.          Данный вид суицидального поведения предпринимается с единственной  целью ­ воздействовать на окружающих: избавиться от неприятностей, вызвать жалость,  сочувствие или просто привлечь к себе внимание, а может быть и  наказать кого­то,  вызвав гнев со стороны окружающих. Истинного намерения  покончить с жизнью тут нет.    2. Аффективное суицидальное поведение.   Иногда   суицид   может   быть   следствием   реакции   на   острые   аффективные ситуации,   вызванные   ударами   по   самолюбию,     унижением   в   глазах окружающих, утратой надежд. На фоне сильного аффекта может возникнуть желание "махнуть на все рукой"  и  положиться  на  волю случая..   3. Истинное суицидальное поведение.       Это   результат     обдуманного   решения   уйти   из   жизни.    Возможны неоднократные   вспышки   суицидальных   мыслей   без   осуществления     каких­ либо попыток.  Они обычно могут появляться при ударах жизни по "слабым местам"   подростка,   особенно   если   при   этом   у   подростка   возникают представления  о  собственной  неполноценности  и  в критических  ситуациях могут носить  истинный  суицидальный  характер.    Причем последней каплей может служить  довольно таки ничтожный повод. Часто   это   решение   бывает   постепенно   выношенное:   составляется   план действия   и   предпринимаются   все   меры   к   тому,   чтобы   ему   никто   не   смог помешать.   Обычно   в   этих   случаях   оставляют   предсмертные   записки,   в которых указывают причину самоубийства,  большей частью для того, чтобы снять подозрение с других. 8­10 слайды  Какие признаки свидетельствуют об угрозе суицида? Поведенческие: Быстрая перемена настроения, отдаление от близких, рискованные поступки,  снижение работоспособности, приведение всех дел в порядок, неряшливый  вид. Словесные: Замедленная, маловыразительная речь, человек шутит о смерти, прощается с  близкими, рассказывает о плане самоубийства. 6Эмоциональные: Депрессия, нарушение сна или аппетита, возбудимость, рассеянность,  агрессия. 11 слайд Как же уберечь ребенка от рокового шага?    Позиция   православной   церкви   по   данному   вопросу   всегда   была   четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается. 1.В этом возрасте надо говорить с ребенком о ценности человеческой жизни"   2.Не стоит легкомысленно относиться к переживаниям подростка. Позиция взрослых, которые считают, что при помощи своих суицидальных настроений ребенок пытается манипулировать ими, – это не позиция взрослого человека. Маленький совет каждому: старайтесь не забывать, что вы своим детям не вредные старшие братья и сестры, а родители. 3. Лучшая профилактика – личный эмоциональный контакт родителя с  ребенком. Ему не надо, чтобы с ним папа или мама сидели весь день: ему  достаточно будет и 10 минут, но искренней и настоящей заботы, ласки. Нужно обсуждать с ним все житейские проблемы, искать их решения вместе.  Обсуждения проблем при ребенке должны вестись в позитивном ключе: «Мы  справимся», «Мы сделаем». Не рвать волосы на голове, не ругать при ребенке  жизнь на чем свет стоит. Нужен позитивный фон. Не забывайте, когда надо,  обнять ребенка, погладить его, сказать несколько ласковых слов, пусть и  мимоходом. Ребенок постоянно должен ощущать ласку и любовь в семье. К  сожалению, сегодня это случается не так часто... 4. С подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости   каждого   человека,   о   позитивном   прогнозе   будущего. Необходимо формировать однозначно негативное отношение к самоубийству как   варианту   решения   проблем.     Подростки   часто   романтизируют   образ человека, способного к суицидальному поведению.  По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, смелости. Поэтому с детьми следует говорить о необратимости факта смерти, подводить к мысли о том,   что   психически   здоровый,   благополучный,   сильный,   ответственный человек   никогда   так   не   поступит.  Подобный   поступок   свидетельствует   о 7слабости,   эгоизме,   безответственности,   неумении   решать   проблемы, нарушениях психического здоровья. По словам известного психиатра Кекелидзе, в школах должен преподаваться такой предмет, как психология. Знания о том, что такое переходный возраст, что   такое   первая   любовь,   как   на   психику   человека   влияют   алкоголь   и наркотики, ребенку, зачастую, не дают ни дома, ни в школе 12 слайд   (рекомендации для родителей)     1.Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.     2.  Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки  поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще  недопустимы.     3.  Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.     4.  Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.     5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению 13 слайд Хочется   напомнить   всем   людям,   что     ценить   жизнь   молодым людям   помогает   любовь   и   сочувствие,   а   от   отчаянного   шага   часто удерживает возможность поговорить "по душам" с человеком, который выслушает, посочувствует  и поймет. 14 слайд   Две   школьницы   в   Лобне  свели   счеты   с   жизнью.   Взявшись   за   руки,   они спрыгнули вниз. Перед смертью подруги приготовили своим родителям подарки — два  блестящих пакетика, куда положили прощальные записки, разноцветные  картонные сердечки, бусы, игрушки и фруктовый чай. В маленькие  золотистые пакетики школьницы упаковали милые безделушки и вложили  короткие записки с признаниями в любви и просьбами помнить их.Кто знает,  если бы рядом оказался человек, который выслушал их, возможно, не было бы этой трагедии! 15 слайд    В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию,  когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным. 8Телефон доверия 8­800­2000­122 (бесплатно, анонимно) запомните его сами, и расскажите своим детям и близким людям.  16.слайд Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след, Дом иль тропинку, дерево иль слово. Им не исчезнуть начисто, дотла. Спешите ж делать добрые дела!!! Слайд 17 9