Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"
Оценка 4.6

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл—4 кл
09.04.2018
Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Но иногда, пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Детские эмоции.doc
Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?" Материалы: анкеты и раздаточный материал по количеству участников. Вступительное слово. Ход собрания Уважаемые папы и мамы! Каждому   из   нас   хочется,   чтобы   наши   дети   выросли   здоровыми   и счастливыми,   чтобы   они   умели   радоваться   окружающему   миру   и   успешно прожитому   дню,   чтобы   они   были   уверены   в   своих   силах   и   умели   бороться   с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.  Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка.   Но   иногда,   пытаясь   максимально   защитить   свое   дитя,   мы   лелеем   и оберегаем   его,   предупреждая   желания   и   потребности,   стараемся   максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям. Наши   дети   не   всегда   умеют   радоваться   и   огорчаться,   проявлять   волю   и характер   в достижении  цели.  Чем  раньше  мы  об  этом  заговорим, тем  быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении. Вашему   вниманию   представлено   несколько   вопросов.   Ответьте   на   них сейчас, подумайте об эмоциональной жизни вашего ребенка. (Анкеты остаются у родителей). Думаю, что каждый из вас сделал определенные выводы, ответив на вопросы. Это   поможет   нам   внимательнее   разобраться   в   вопросе,   который   мы   сегодня вынесли на обсуждение: как помочь ребенку справиться с эмоциями? Эмоции ребенка и что их вызывает. Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер. К эмоциональным состояниям человека относят:  настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека,  определяющее его общий тонус и активность); страсть  (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем­либо или чем­либо);  аффект  (яркое,  кратковременное  эмоциональное  переживание,  например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);  чувства  (высшие   человеческие   эмоции,   связанные   с   теми   людьми, событиями,   предметами,   которые   для   данного   человека   являются значимыми); стресс  (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).  Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные. Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции? 1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей). 2. Конфликт,   заключающийся   в   повышенных   требованиях   к   ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам). 3. Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов. 4. Частые   негативные   эмоциональные   состояния   взрослых   и   отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.   угроз, 5. Использование   приказов,   оскорблений   вместо   обвинений, доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации. Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой­то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша! Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи. Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет! Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его   вслух,   а   может   быть   он   остается   во   внутреннем   диалоге.   Если   мы   любим ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был   успешен),   то   он   теряет   уверенность   в   себе,   становится   тревожным   и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития. Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова. Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь. (Названные родителями способы выражения любви и поддержки записываются на доске и обсуждаются).  Контакт глаз Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда­нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным   взором,   искренней   улыбкой,   доброжелательным   и   дружелюбным отношением   к   собеседнику.   Многочисленные   исследования   показали,   что открытый,   естественный,   доброжелательный   взгляд   прямо   в   глаза   ребенку существенно   важен   не   только   для   установления   хорошего   коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Контакт   глаз   (осознаем   мы   это   или   нет)   является   основным   средством   для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем   больше   он   пропитан   этой   любовью.   Однако   через   контакт   глаз   могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном   ключе,   то   и   ребенок   видит   своего   родителя   в   основном   в отрицательном   плане.   Пока   ребенок   маленький,   страх   делает   его   покорным   и послушным,   и   внешне   это   нас   вполне   устраивает.   Но   ребенок   растет,   и   страх сменяется гневом, обидой, депрессией. Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд   способен   уменьшить   уровень   тревожности.   Переданная   взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Физический контакт Казалось   бы,   это   вполне   естественно,   но   исследования   показали,   что большинство   родителей   прикасаются   к   своим   детям   только   по   необходимости (помогая   одеваться,   переводя   через   дорогу   и   т.п.).   Для   физического   контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны. Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в какой­то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7­8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного   развития   мальчику   с   первых   дней   жизни   необходимо   не   меньше любви и физической ласки, чем девочкам. Пристальное внимание Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку ­ пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие­либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу   тех   или   иных   обстоятельств   к   нему   не   расположены.   Тут   уж   надо отказываться от каких­либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития   положительной   самооценки   ребенка.   Если   ребенок   не   получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и   это   служит   причиной   его   беспокойства.   В   результате   у   такого   ребенка отсутствует   чувство   безопасности   и  тем   самым   нарушается   его   эмоциональное развитие. Вспомните,   пожалуйста,   как   часто   вы   общаетесь   со   своим   ребенком,   не занимаясь   при   этом   какой­то   другой   деятельностью   (кроме   совместной деятельности с ребенком)? Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Если   мы   проявляем   пристальное   внимание   к   маленькому   ребенку,   то   он приобретает   способность   и   потребность   делится   со   взрослым   своими переживаниями,  делает   это   естественно,  даже   переживая   кризисные   периоды   в своей жизни. Саморегуляция Мы уже говорили о том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка. Повлиять   на   свое   эмоциональное   состояние   и   на   состояние   ребенка можно с помощью специально разработанных психологами и физиологами упражнений. Когда   человек   испытывает   какие­либо   эмоции,   то   их   обычно   можно определить по его мимике. Кроме мышц лица меняется также тонус и в других мышцах тела. Только это не так заметно. Но наблюдательный человек может по походке,  осанке   и  некоторым  другим   внешним  признакам   определять,  в  каком настроении находится человек. Обучившись   регулировать   тонус   мышц,   научившись   расслабляться,   мы получаем   некоторую   власть   над   своими   эмоциями.   Так,   контролируя напряженность своих мышц, мы контролируем свои эмоции.  Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив   почти   все   свои   мышцы,   мы   снижаем   эту   активность   и   даем   мозгу возможность отдохнуть и восстановить свои силы. Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.  На   листах,  выданных   вам,  предложены   несколько   упражнений   для   детей, которые вы можете вместе освоить, и несколько приемов для вас самих. Обратите   внимание   на   очень   простые   техники   дыхания.   Давайте потренируемся и отдохнем. Базисная техника саморегуляции дыхания. 1. Сядьте и займите удобное положение. 2. Положите   одну   руку   в   области   пупка,   вторую   —   на   грудь   (эти манипуляции   необходимо   выполнять   только   на   начальном   этапе освоения   техникой   с   тем,   чтобы   запомнить   правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения). 3. Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2­4 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь. 4. Задержите дыхание на 1 — 2 секунды. 5. Выдыхайте медленно и плавно. Выдох должен быть длиннее вдоха в два раза. 6. Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение. Упражнение повторяется 4 — 5 раз подряд.  Необходимо   помнить,   что   при   выполнении   данной   техники   может   возникнуть головокружение.   Это   обусловлено   индивидуальными   особенностями.   В   случае возникновения   головокружения   сократите   количество   циклов,   выполняемых   за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя   ее   выполнению   1   минуту.   Данная   техника   прекрасно   помогает   снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д. Литература: 1. Бурмистрова   Е.В.   Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях (предупреждение   кризисных   ситуаций   в   образовательной   среде).   М.: МГППУ, 2006 г. 2. Дереклеева   Н.   Родительские   собрания   в   начальной   школе   //Школьный психолог. – 2004. ­ №46. 3. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: “Питер”, 1994 г. Кэмпбл Р. Как на самом деле любить детей. М.: “Мирт”, 1997 г.

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"

Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018