Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Оценка 4.9

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
классное руководство
3 кл
07.12.2018
Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Собрание представлено в форме собрание - практикум. Цель данного собрания помочь родителям осознать ценность детского чтения. В процессе работы с родителями должна быть достигнута главная задача - это вызвать интерес у родителей к формированию у детей желания читать, так ка формирование читательской грамотности- одно из требований ФГОС.
Родительское собрание.docx
Родительское собрание «Формирование читательской грамотности младших школьников» МАОУ Винзилинская СОШ им. Г. С. Ковальчука Филиал «Пышминская ООШ»  Денисова Светлана Владимировна Актульность   проблемы   формирования   читательской   грамотности   младших школьников ­ бесспорна. Как помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. Как вовлечь родителей в решение данной проблемы?   Ведь   всем   понятно,   что   процесс   формирования   читательской   грамотности будет   только   тогда   результативным,   когда   целенаправленно   взаимодействуют   педагог, родители и дети. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (3­4 классы) Привить ребенку вкус к чтению – лучший                                                                          подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан Тема: Формирование читательской грамотности младших школьников. Цель:   Помочь   родителям   осознать   ценность   детского   чтения   как   средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы. Задачи:   Познакомить   родителей   с   результатами   развития   читательских   умений обучающихся 3­4 классов. Вызвать интерес у родителей к формированию у детей желания читать и к развитию интеллектуальных умений при работе с книгой. Форма проведения: собрание­практикум. План проведения собрания: 1 Вступительное слово классного руководителя. 2 Анализ анкет обучающихся. 3 Значение чтения. 4 Читательская   грамотность   –   планируемый   результат   начального   обучения   в соответствии с требованиями ФГОС. 5 Практикум для родителей. Работа с текстом. 6 Заключение. 1. Вступительное слово классного руководителя. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация   выглядит   иначе.   Картина   массового   чтения,   его   престиж,   читательские пристрастия и привычки существенно изменились. По данным социологов, число постоянно читающих   в   нашей   стране   за   последние   10   лет   уменьшилось   с   49%   до   26%.  По исследованиям   работников   библиотек,   90%   людей   приходят   в   библиотеку   за   книгами, нужными для работы или учебы.  Актуальность   проблемы   утраты   интереса   к   чтению   вызвала   реакцию   в   стране. Российским   книжным   союзом   была   разработана   и   в   настоящее   время   реализуется «Национальная   программа   поддержки   и   развития   чтения»   (2006   г.).   Цели   программы, рассчитанной на 14 лет, до 2020 г: 1) Повышение читательской компетенции; 2) Рост читательской активности. Успешное   обучение   в   начальной   и   основной   школе   невозможно   без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность – способность   обучающихся   к   осмыслению   текстов   различного   содержания   и   формата, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для  достижения своих целей, расширения знаний и возможностей. Читатели   отличаются   от   нечитателей   уровнем   развития   интеллекта.   Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении,   более   критичны,   самостоятельны   в   суждениях   и   поведении.   Таким   образом, чтение   формирует   качества   наиболее   духовно   зрелого,   просвещенного,   культурного   и социально ценного человека. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений,   навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.  2. Анализ анкет обучающихся. Вопросы анкеты. 1) Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?   2) Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? 3) Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?   4) Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?  5) У вас дома много книг?   3. Значение книги. 1.  Чтение  содействует  успешному  освоению  грамотного   письма  детьми.  Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во­первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. 2.   Читая   книги,   ребенок   обогащает   словарный   запас,   развивает   память   и воображение.  Во­вторых,   все   знают,   что   каждая   прочитанная   книга   увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.  3.   Ребенок   учится   сопереживать,   развивается   эмоционально.  Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.   4.   Общение   с   книгой   выступает   мощным   источником   развития   интеллекта. Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления. 5.   Успешность   ребенка   в   учебе   находится   в   прямой   зависимости   от   его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают   условие   задачи,   упражнения,   забывают   его   суть   прежде,   чем   начинают выполнять. 4. Читательская грамотность – планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС.  Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом  (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде  письменного  текста. Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» – чтение и письмо.      Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.   Грамотность   –     фундамент,   на   котором   можно   построить   дальнейшее   развитие человека. Открывая доступ к книге, она дает возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.  Какими читательскими умениями необходимо обладать младшему школьнику?  • Вычитывать детали (единицы информации),  впрямую упомянутые в тексте; • Делать прямые умозаключения из этой информации; • Интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; • Оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. 5. Практикум для родителей. Работа с текстом. Родители   работают   с   текстом,   выполняют   задания   на   развитие   4   групп читательских умений. Белки­летяги живут в разных географических зонах – на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате. Американские индейцы зовут их ассапаны. У всех летяг есть одно важное  сходство: в  нужный момент между  их задними  и передними лапами натягиваются   тонкие   меховые   перепонки.   Резко   оттолкнувшись   от   дерева,   зверек раскрывает   этот   «парашют».   Управляя   хвостом,   как   рулем,   он   может   не   просто планировать,   но   и   делать   в   воздухе   повороты,   зигзаги,   может   даже   взмыть   вверх   и опуститься на соседнее дерево.  Полеты летяги – настоящее искусство. Молодые летуны осваивают его не сразу. На первых   порах   они   неуклюжи,   летают   невысоко   и   часто   падают   наземь.   Тренироваться приходится все лето. Лишь когда в рощах опадает листва, ассапаны собираются на свои сумеречные   игры.   В   призрачном   лунном   свете   их   полеты   можно   принять   за   кружение крупных листьев.  Из­за   елки   на   нас   смотрели   два   внимательных   ночных   глаза.   Посмотрев   на   нас немного, зверек спрятался. Видно, на него напал ужас: кто это такие сидят у костра?!  Но вот снова высунулась глазастая головка. Зверек пробежал по земле, спрятался за рюкзаком, а через минуту запустил лапу в брезентовый карман. Я не выдержал и хлопнул в ладоши. В ту же секунду разбойник умчался по стволу в густые ветки.  – Зря ты его шуганул, – сказал мне Петр Иванович. – Он теперь не вернется.  И   вдруг   с   вершины   елки   сорвался   темный   комок   и   раскрылся   в   воздухе,   сделавшись угловатым, четырехугольным. Перечеркнув небо, он перелетел с елки на елку, зацепив месяц краешком хвоста. Тут мы сразу поняли, кто это такой. Это был летяга, зверек, которого не увидишь днем. Через минуту он выглянул совсем рядом со мной.  – Хотите, схвачу?  От звука голоса дрожь ударила летягу. И тут он заметил на земле большое темное дупло.   Это   был   пустой   сапог   Петра   Ивановича.   Удивленно   свистнув,   незваный   гость нырнул в голенище. Я кинулся схватить сапог, но летяга выскочил, пробежал по моей руке и – прыгнул на пенек. Но это был не пенек. Это было колено Петра Иваныча. С ужасом заглянув в пылающие очки, летяга закашлял, перепрыгнул на елку и быстро вскарабкался наверх.  – Легонький какой, – сказал Петр Иваныч, изумленно ощупывая колено.  Через некоторое время летяга снова спустился вниз… Если   вас   спросить,   что   такое   день   и   ночь,   вы,   наверное,   удивитесь.   Что   тут непонятного? День – это светлая часть суток, а ночь – темная. Но для живых существ это не всегда так, ведь есть и ночные животные. «День» для них – время активности, а «ночь» – время покоя.  Как животные узнают, когда «день», а когда «ночь» – только по солнечному свету или   не   только?   Ученые   решили   это   проверить   в   эксперименте   с   белками­летягами. Зверьков поселили в комнатах без окон. В каждой клетке было колесо, в котором любят бегать белки. К колесу был подключен прибор, который записывал время, когда колесо крутится.  Долгое время летяг держали в полной темноте. Чувствовали они себя прекрасно. Приборы показывали, что каждый вечер во всех клетках колеса начинали крутиться, а с наступлением утра останавливались. Беготня в колесе начиналась в разное время, но всегда через один и тот же промежуток времени, словно у летяг были точные часы. Только у одних   летяг   этот   промежуток   был   чуть   поменьше   двадцати   четырех   часов   («часы» спешили), у других чуть побольше («часы» отставали).            На втором этапе эксперимента ученые стали каждый день в одно и то же время включать   в   комнатах   с   летягами   свет   ровно   на   двенадцать   часов,   а   потом   ровно   на двенадцать часов его выключать. Через несколько дней во всех клетках колеса начинали крутиться с промежутками ровно в двадцать четыре часа.  Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в явном виде: 1. В какое время суток летяги устраивают свои игры?  2. Что представляет собой «парашют» летяги?  3. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен.  _ Летяга перелетел с елки на елку.  _ Летяга прыгнул на Петра Ивановича.  _ Летяга забрался в сапог.  _ Летягу спугнули.  1 Летяга исследовал карман рюкзака. Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы: • Почему игры летяг происходят осенью, а не летом?  • Обитают ли летяги в Америке? Обоснуй свой ответ. • Только   ли   по   восходу   или   заходу  солнца   летяги   узнают,   когда   день,   а  когда   ночь? Обоснуй свой ответ. Задания, направленные на формирование умения интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста:  • Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»?  • Как   ты   понимаешь   слова   «он   перелетел   с   елки   на   елку,   зацепив   месяц   краешком хвоста»? • Обведи букву одного верного ответа.  А. Автор дает читателю понять, что описанные события – выдуманные.  Б. Летяга подпрыгнул очень высоко.  В. Так выглядел полет летяги с земли.  Г. Автор преувеличивает: летяга не мог зацепить месяц хвостом.  • Что ученые узнали о летягах из эксперимента? Обведите буквы всех верных ответов. А. Даже в постоянной темноте в жизни летяг есть «день» и «ночь».  Б. Все летяги просыпаются и засыпают в одно и то же время.  В. У летяг есть внутренние «часы».  Г. В полной темноте летяги никогда не спят.             Задания,   направленные   на   формирование   умения   анализировать   и   оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста:  • Зачем автор называет сапог Петра Ивановича дуплом, а колено – пеньком?  • Какова главная мысль этого текста? Обведи букву одного ответа.  А. Летяга – легкий зверек, умеющий летать.  Б. Летяга любопытен, но осторожность в нем сильнее любопытства.  В. Летяга пуглива, но любопытство в нем сильнее страха.  Г. Летяга – зверек, которого не увидишь днем.  • На какую особенность летяг хочет обратить внимание автор?              6. Заключение. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и ее нужно проводить систематически.   Оттого,   насколько   дружно   мы   будем   ей   заниматься,   зависит   будущее наших   детей,   какими   они   вырастут   взрослыми   читателями   и   какими   людьми. Подтверждением   сказанного   могут   служить   слова С. Лупан:   «Привить   ребенку   вкус   к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.   Спустя   годы   это   станет   счастливым   напоминанием   о   родном   доме,   его традициях, дорогих и близких людях.

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Родительское собрание на тему "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018