Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство
3 кл
26.04.2018
Цель данного материала для проведения собрания - обратить внимание родителей на такое явление, как гиперактивность детей, объяснить причины, признаки ее проявления, трудности в обучении, связанные с ней. А также наметить возможные пути решения проблем гиперактивных детей, дать советы родителям по воспитанию и особому подходу к гиперактивному ребенку.Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе" (начальные классы)
Гиперактивный ребенок в школе.docx
Родительское собрание на тему:
«Гиперактивный ребенок в школе».
Подготовила:
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 12 с УИИЯ
г. Электросталь
Московской области
Крутикова А.В. Электросталь, 2018 г.
Родительское собрание на тему:
«Гиперактивный ребенок в школе».
Цели собрания:
1. Раскрыть проявление гиперактивности у детей и проблемы обучения гиперактивных
детей в школе.
2. Дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Форма проведения: круглый стол.
Организация родительского собрания:
приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании;
разработка и составление совместно с психологом рекомендаций родителям по
воспитанию гиперактивного ребенка;
выставка научно — методической литературы по теме собрания.
1. Вступление.
Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход.
И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту.
Мэри Ш. Курчинка
Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются
различные отклонения в поведении детей. Неправильное поведение, понимаемое как
отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что
поставило это явление в центр внимания общества.
Мы всё чаще сталкиваемся с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с
дефицитом внимания и гиперактивностью СДВГ. Давайте разберемся, что оно означает.
Слово «гипер» с греческого означает превышение нормы. А слово «активный» в переводе
с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.
Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие
симптомы и почему. Иногда мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получает
слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому
после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя
функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить,
говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работает
с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, длительного
напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение
неврологического состояния, появляются симптомы гиперактиавности. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального,
соответствующего
возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью,
импульсивностью. Для характеристики таких детей употребляются термины: подвижные,
импульсивные, шустрики, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. По данным
специалистов, чуть ли не половина детей страдает гиперактивностью. Не только в нашей
стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок
гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружающие: родители,
одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в
дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность:
известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют
гиперактивные дети.
2. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребенок
в школе».
Что же такое гиперактивность? Как мы, взрослые, должны скорректировать свое
поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную
умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.
физическую и
Психосоциальные причины.
Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию, и не подозревают, что причины
такого поведения их детей кроется в семье:
Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание
ребенку;
Неполная семья или много детей в семье;
Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между
родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и
контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой,
пониманием;
Жестокое обращение с ребенком;
Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных
воспитывающих фигур;
Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом,
наркоманией, совершают правонарушения.
Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье
и школе.
Как проявляется гиперактивность?
Наиболее ярко она проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной деятельности и в
связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение
концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело
до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и
систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.
Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости,
неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут
контактов с психологом.
Психологи и выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими
симптомами гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится,
извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в
коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с
негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры
других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но
приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на
улицу, не оглядываясь по сторонам).
У кого чаще всего наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
Гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плода мужского пола по
отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает
развивающийся мозг.
Возможно, свою роль играют функциональные и гинетические факторы. Кроме того,
считается, что меньшая степень функциональной ассиметрии у девочек создает больший
резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций.
Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание.
В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной
ситуации, скорее, станет «бегать по потолку».
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения. И связанные с ними трудности обучения
в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные,
непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому
необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали
одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно
удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца.
Учителя они не слышат, все теряют, все забывают. Так еще несколько лет назад
гиперактивных детей было по одному — два в классе, а сейчас этот процент постоянно
растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции
гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу
общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды
возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах
пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и
приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
3. Выступление учителя.
Обобщая выступления психолога, можно сделать следующие выводы:
1. Гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную
потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как
школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время
перемены. А просидеть за партой 4 — 6 уроков подряд по 40 минут для них задача
непосильная. Именно поэтому уже через 15 — 20 минут после начала урока гиперактивный
ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно.
2. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения
ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии
поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика.
Гиперактивный ученик, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он
часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является
причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных
заданий при наступлении состояния утомления.
4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников,
и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы
выполняются неряшливо, с ошибками изза невнимательности. При этом ребенок не
склонен прислушиваться к советам взрослых.
Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности
формирования навыков письма и чтения нередко возникают изза недостаточного развития
координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. 5. И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать
себя в школе комфортно — это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для
этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного
напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального
реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе
пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где
это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им
школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это
комплексная проблема, она требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и
психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи, подчас так
переплетаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом — невропатологом или врачом — психиатром диагноза
и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией,
что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может
гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
Ребенку с нарушением внимания помогают такие приемы, как подача четких сигналов,
спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких
результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным.
В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет семья. Взрослым
необходимо понять, что его поступки не являются умышленными, что без помощи и
поддержки взрослых
ребенок не сможет справиться с существующими у него
трудностями.
Родителям гиперактивного ребенка необходимо придерживаться
определенной тактики воспитательных воздействий. Вы должны помнить, что улучшение
состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в
значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В
воспитании ребенка с гиперактивностью Вам необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой
постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в
сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение
указаний и колебания настроения оказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания
гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Вы также должны
знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но
процесс этот длительный и требует от Вас больших усилий и огромного терпения.
4. Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в
каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить
уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
(например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения
домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на
рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных,
шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля
и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная
физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Необходимо так же создать благоприятную обстановку в семье.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть
для занятий, игр, уединения (то есть его собственную территорию). В оформлении
желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближнем
окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный
ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы его ничто не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого
вместе с ним необходимо составить распорядок дня, следуя которому необходимо
проявлять одновременно гибкость и упорство.
5. Подведение итогов. (Слово классного руководителя).
Обязательно поддерживайте ваших детей, помогайте им, хвалите даже за небольшие
успехи и достижения. Не бойтесь показать свою любовь к ребенку. Это только укрепит их
уверенность преодолевать трудности жизни.
Решение родительского собрания.
1. Создавать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.
2. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.
Список литературы 1. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 — 4 классы. М.: ВАКО, 2006.
2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1 — 4 классы / Под ред. И. С.
Артюховой, М.: ВАКО, 2007.
3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1 / Под ред. Е.
Н. Степанова, М.: ТЦ Сфера, 2002.
4. Научно — практический журнал «Завуч начальной школы», №1. 2007.
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребенок в школе" (1 - 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.