Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Данное собрание проводится для того, чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.
Родительское собрание.
Тема: Младший школьник и деньги
Цели и задачи:
Дать родителям полезную информацию по проблеме «Дети и деньги»
Наметить возможные воспитательные пути решения этой проблемы в
семье.
Предварительная подготовка
Проведите накануне собрания анкетирование учащихся; обсудите с
детьми проблему карманных денег, накопления денег и т. п. у вас будет
интересный материал для обсуждения на родительском собрании .
Анкета для учащихся
Ответьте , пожалуйста, на вопросы: подчеркните «да» или «нет»,
напишите ответ.
Твои ответы не станут известны никому, кроме классного руководителя.
Анкету можешь не подписывать.
1. Мне родители не дают денег, а покупают всё сами ( да, нет)
2. Мне родители дают ежедневно на расходы такую сумму денег:
________ рублей.
3. Я трачу эти деньги на :
обед в школьной столовой;
сладости(конфеты, булочки т. д. );
Что – то другое (напиши) ____________________________________
____________________________________________________________
Я сам коплю деньги на различные покупки (подарки) для себя и для
своих родственников ( «да» , «нет» ).
Родители иногда дают мне деньги за какое – либо выполненное дело
( уроки, уборку) ( «да», « нет»)
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Мы обсудим сегодня с вами важные проблемы, возникающие в жизни
каждой семьи:
Нужно ли давать младшему школьнику карманные деньги на мелкие
расходы, которые он может потратить по своему усмотрению;
Какова должна быть сумма карманных денег;
Можно ли разрешать ребёнку копить деньги; Можно ли давать деньги ребёнку в качестве вознаграждения за какое –
либо выполненное им дело;
Далее классный руководитель знакомит родителей с обобщёнными
результатами анкетирования учащихся и предварительной беседой с
учащимися на тему «Деньги».
2. Карманные деньги
Современная жизнь требует, мы (взрослые, родители) учили детей обращаться
с деньгами. Уже в младшем школьном возрасте нужно предоставить ребёнку
хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет
самостоятельность и возможность выбора – возникнет и больше шансов для
проявления ответственности.
Нужно выделить ребёнку небольшую сумму на карманные расходы. С этими
карманными деньгами он может делать всё , сто пожелает. Может потратить,
раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют ребёнка и не
требуют отчёта.
Начинать давать карманные деньги можно уже с 56 лет: это придаст
маленькому человеку ощущение независимости и самостоятельности. Для
начала пусть будет мелочь: вроде бы игрушка, но – её принимают в магазине, на
неё можно чтото купить.
Наличие денег, которыми ребёнок может распорядиться так, как пожелает,
приучает его к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных
деньгах возникает, когда ребёнок поступает в школу. Именно в школе у детей
появляется постоянный соблазн и возможность купить что –то в буфете.
Карманные деньги можно выдавать ребёнку раз в неделю или каждый день.
Лучше ознакомиться с ценами в буфете и выдавать на день сумму, которой
хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на
школьный обед, то лучше разрешить малышу сдачу оставить себе и потратить
по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные
лакомства, да ещё и попытается это скрыть от родителей.
3. Полезные накопленияВ принципе можно способствовать тому, что ребёнок будет копить
какието небольшие суммы денег на личные нужды, на то. Что он
мечтает приобрести. Такие фонды могут быть разного уровня.
Первый уровень – это обычная копилка. Можно подарить ребёнку
копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только
для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.
В копилку ребёнок может складывать сэкономленные карманные деньги,
деньги, подаренные близкими и т. д. понятно, что не на каждую вещь
можно накопить требуемую сумму таким способом. Но если в планы
родителей всё равно входила покупка желаемого, то можно заранее
договориться с ребёнком , какую часть ему необходимо собрать, а какую
добавят родные.
Многих родителей волнует то, что ребёнок может «неправильно»
потратить свой капитал. Но даже если накупит на всю сумму шоколада, а
потом будет маяться животом, то для него это станет более впечатляющим
уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он вои
деньги не потратит. Не следует забывать, что смысл карманных денег
именно в том, что ребёнок может распоряжаться ими по своему
усмотрению.
Второй уровень – это некий фонд, который составят деньги родителей,
деньги ребёнка, накопленные деньги, полученные в подарок и т. п. с этим
фондом ребёнок также волен делать всё, что угодно, но предварительно
должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств
родителей и ребёнка, обе стороны дополняют его и должны договориться о
том что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит,
однако родителям.
Третий уровень – крупный и солидный фонд, которого не касаются каждый
день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идёт
дольше – полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно
отправляются на покупку того, на что копили деньги. Этот наглядный
способ показать, что сбережения приносят большую пользу. Кроме того,
отложенное исполнение желания – хорошая тренировка характера. И
,наконец , самую большую радость приносит та покупка, которую
предвкушали и дети, и взрослые.
По взаимному согласию можно переводит деньги из низшего фонда в
высший, это вполне логично и способствует бережливости.
4. Платить ли детям?К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшиеся
другими способами заставить ребёнка то то сделать, даже не задумываясь о
пагубных последствиях подобного поведения. Напрасно педагоги
предостерегают родителей от соблазна мотивировать ребёнка с помощью
денег. К сожалению, сегодня всё чаще слышишь от родителей, что они
платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее
задание, за уборку в комнате т. д.
Однако результатом обучения должна быть не только оценка ,но и знания.
Поощрения учителей и родителей ребёнок должен получать за
приобретённые знания, за старательность, аккуратность. Полученные знания
и навыки формируют у ребёнка ощущение собственной компетентности: я
это знаю, я это могу. А аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие
грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти всё, что нужно,
позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное
вознаграждение , которое получает ребёнок, выучивший урок, убравшийся в
своей комнате, к этой цели он должен стремиться.
В противном случае изменится шкала ценностей: ребёнок стремится
достичь положительного результата ради денежного вознаграждения.
5. Выводы
Если в семье есть традиции благотворительности, то ребёнок должен быть к
ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к
деньгам.
Избегайте при ребёнке разговоров о «богатых» и о их немереных
возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое
может возникнуть у ребёнка, не лучшее из человеческих качеств.
Не скрывайте от ребёнка финансовых проблем, говорите о них вслух. Этим вы
будете учить детей экономики, при чём , важно, чтобы они понимали, что так
живут все хорошие люди.
Разумеется , в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какието
собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу»
воспитательный аспект. Но во всех случаях остаётся главное: научите ребёнка
относится к деньгам как к ценности, в которой заключён ваш нелёгкий труд.