Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)
Оценка 4.6

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
5 кл
04.03.2018
Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)
Часто у учащихся при переходе в среднее звено возникают проблемы, связанные со снижением учебной успеваемости, сменой эмоционального фона в худшую сторону, проблемами в общении со сверстниками. Этот материал призван обратить внимание родителей на причины таких изменений и советы для них по благополучному преодолению кризисного периода учащимися пятых классов.
собрание адаптация 5 класс.doc
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класс.   Выступление педагога­психолога. Любые   переходные   периоды   в   жизни   человека   всегда   связаны   с   проблемами.   Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс   адаптации,   зависит   вся   дальнейшая   школьная   жизнь   ребенка.   Наша   задача   — разобраться в том, что  происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами  они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Возрастные особенности учащихся в этот период Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы,   у   подростков   наблюдается   повышенная   возбудимость,  раздражительность, вспыльчивость.   Эти   особенности   физического   развития   подростка   должны   иметь   в   виду   и педагоги, и родители.     Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно,   что   усложнение  деятельности,   поведения   и   сознания   подростков   создает дополнительные   трудности   в   их   воспитании.   Труден   сам   процесс   превращения   ребенка   во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст   —   это   возраст   кипучей   энергии,   активности,   больших   замыслов,   активного стремления к творческой деятельности.        В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.   Под  адаптацией принято понимать — в широком смысле  — приспособление   к   окружающим   условиям.   Мы  ведем  речь  именно   психологической адаптации учащихся,  так  как им  в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.         Адаптация пятиклассников к предметному обучению         Переход   учащихся   из   начальной   школы   в   основную   справедливо   считается   кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что   этот   переход   неизбежно   связан   со   снижением   успеваемости,   хотя   бы   временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.    Что   же   может   затруднить   адаптацию   детей   к   основной   школе?   Прежде   всего,   это рассогласованность, требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.     Очень   значимо   сохранить   положительное   отношение   пятиклассника   к   обучению,   помочь отыскать   ему   личный   интерес   к   изучаемому   предмету,   сориентировать   его   на   пути самосовершенствования и самореализации.      Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут   преодолеть   возникающие   трудности.   Ученику   важен   интерес   родителей   к   школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.     Трудности   у   пятиклассников   может   вызывать   и   необходимость   на   каждом   уроке приспособиться   к   своеобразному   темпу,   особенностям   речи,   стилю   преподавания   каждого учителя.     Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки   всё   больше   влияют   другие   дети.   Причём   их   оценки   связаны   с   неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. успеваемости.        Основные причины трудностей в обучении пятиклассников. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не  огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не  наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу  начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием  перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами,  трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это,  столь важное желание. Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в  учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки:  пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и  несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут  быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания ­  с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.  Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать  даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими,  полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в  учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали  выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника  выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых  мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием,  недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс очень благоприятное время для  преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития  мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать  детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Можно использовать в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти  многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта),  сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких  объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них  элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста. Важно иметь в виду, что, во­первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во­ вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет  отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу. Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность  поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить  себя постоянно заниматься. Хотя школьники­пятиклассники могут выполнять достаточно  сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно  привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и  тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой  деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования  показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному  учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом  предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к  собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей,  умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если  вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением,  то задача представляется еще более простой). Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное  к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей  реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,  будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не  испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется  положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом  из­за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее  положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные  неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого  отношения к их способностям и возможностям. Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут  оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные,  способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в  раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение  эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность  школьника могут привести к обратному эффекту. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать  юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и  познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто  кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать  юмор в своих целях. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно  легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это  такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна,  которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак­звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные  фразы, используя юмор для лучшего запоминания. Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны  родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в  подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается  определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой  самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать  объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление  проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Рекомендации для родителей.  ­   Необходимость   смены   учебной   деятельности   ребенка   дома,   создание   условий   для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.  ­   Наблюдение   родителей   за   правильной   позой   во   время   домашних   занятий,   правильности светового режима.  ­ Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,  ­   Обязательное   введение   в   рацион   ребенка   витаминных   препаратов,   фруктов   и   овощей. Организация правильного питания.  ­ Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.  ­ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.  ­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.  ­   Недопустимость   физических   мер   воздействия,   запугивания,   критики   в   адрес   ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),  ­   Исключение   таких   мер   наказания,   как   лишение   удовольствий,   физические   и   психические наказания.  ­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  ­ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.  ­ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)

Родительское собрание "Особенности адаптации учащихся к 5 классу" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018