Данная разработка родительского собрания составлена для проведения собрания для родителей учащихся 1-х, 2-х, 5-х, 7-х классов, вошедших в программу обновления содержания образования. Цель данного собрания - ознакомить родителей с новой системой оценивания, что такое безотменочное оценивание, что такое рубрика и портфолио достижений ученика.план родительского собрания
Родительское собрание «Оценка и отметка.doc
Родительское собрание «Оценка и отметка»
«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что
прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».
Мишель Монтень
Задачи:
Образовательные: формировать у родителей понятия о функциях
системы оценивания в учебном процессе; о различии оценки и отметки; о
разных методах оценивания результатов обучения ребенка.
Воспитательные: формировать позитивный взгляд на ошибки и неудачи
ребенка в процессе обучения.
Организационные: поиск совместных путей решения проблемы
оценивания учебных достижений каждого учащегося.
Информационные:
познакомить родителей с нормативными
документами по оцениванию результатов обучения в первом классе; с
системой оценивания, которая применяется в учебном процессе данного
учебного учреждения.
Специальные: выяснить, на каких оценочных принципах воспитаны
учащиеся в семьях.
Перечень нормативно правовых,
материалов,
родительского собрания
информационнометодических
психологопедагогической литературы по теме
1. Закон РК «Об образовании».
2.Инструктивнометодическое письмо на 20162017 уч.год.
2.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980
3.Виноградова Н.Ф., Петрова И.А., Зеленина Л.М., Рудницкая В.Н., Вахрушев
А.А., Ворожейкина Н.И.и др. Оценка качества знаний обучающихся,
оканчивающих начальную школу.М.: Дрофа, 2000
4.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.: Рига: Эксперимент,1999.
5.ЭльконинБ.Д., Островерх О.С.идр. Формирование индивидуального
учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002. Участники собрания:
Классный руководитель, родители
Форма проведения собрания: Круглый стол
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной
деятельности. С этой целью введено обновление содержания в образовании.
Сегодня наша задача ознакомить Вас с основными аспектами новой системы
образования.
2. Фронтальная работа с родителями
1. После приветствия учитель предлагает родителям перенестись
мысленно в первый класс, ощутить себя вновь школьниками и вспомнить свою
первую пятерку или первую двойку. Родителям задаются вопросы: «Какие
чувства вызывает это воспоминания?», «Как Вы думаете, чем вызваны эти
чувства?», «Как реагировали родители на эти отметки?».
Затем предлагается вспомнить, когда вас оценивали иначе. (Молодец,
хорошо поработал; ты плохо выполнил задание.) Какие чувства вызывает это
воспоминание?
2. После такого настроя учитель предлагает порассуждать, задавая
вопросы, побуждающие к развернутым ответам.
Когда мама говорит ребенку: «Ты нарисовал красивый рисунок!» или
«Ты неаккуратно застелил постель», что она делает? Она оценивает его
работу, дает оценку результатам его действия. В результате дискуссии
участники собрания делают выводы: способы оценивания бывают разные:
словесные и балльные.
3. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребенку
определенную сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие
умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развить
самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и
изменение системы оценивания учебных достижений. Оценка бывает разная: словесная или выраженная в баллах, балльная. В
подавляющем большинстве школ применяется пятибалльное оценивание, то
есть ученику выставляется определенный балл за его работу – отметка. Но
психологами и педагогами доказано, что традиционная для
школ
пятибалльная система оценивания несет в себе ряд недостатков. Отметка не
дает полноценной возможности для формирования у ребенка такого важного
для дальнейшей учебы качества, как умение самому оценивать результаты
своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в
основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять,
что нужно «подтянуть» и что еще узнать. Общепринятая «отметочная»
система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения
учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником
собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней
оценкой ( оценкой учителя, других учеников). Отметка затрудняет
индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно
оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с
предыдущими результатами его обучения.
Отметка является
малоинформативной. По ней часто нельзя судить о действительном уровне
знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий –
что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще
возможно для данного ребенка. Она часто имеет травмирующий характер.
Поэтому с этого учебного года вводится в казахстанских школах
вводится новая система оценивания.
Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система
нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления,
которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой
на родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту
психологического дискомфорта учащегося, тревожности, и, возможно, даже к
ухудшению его физического здоровья.
Безотметочное обучение введено нормативно в первом классе. Особо
следует отметить, что оцениванию на уроках не подлежит личные качества
ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).
Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. При безотметочном
обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют
зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой – не
провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование
учеников по их успеваемости. Далее родителям предлагается найти ответ на вопрос: « Может ли
оценка быть причиной наказания или поощрения?» В результате ответов
делается вывод, что оценки не должны становиться причиной наказания или
поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Родителям предлагается примерный набор вопросов, которые можно задать
ребенку:
1.Что я делал?
2. Что у меня получилось? Что мне понравилось?
3. Что для меня было трудно?
4. Что у меня пока не получается?
5. Что нужно сделать, чтобы у меня это получилось?
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика
для их оценки является «Портфель достижений». Он представляет собой
подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы,
отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс в какой
либо области,
продукты учебнопознавательной деятельности
самостоятельно найденные информационно справочные материалы из
дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об
отобранных материалах и своем продвижении и прочие. Метод составления
таких «портфелей» основывается на анализе способностей ученика, его
интересов. «Портфель достижений» представляет учителю и родителям
богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует
участию детей в оценке своей собственной работы.
Одним из необходимых и новых элементов в обновленном образовании
является Рубрика. Это способ ознакомления родителей с уровнем достижения
ваших детей. Рубрика проводится после выполнения заданий по различным
предметам за определенный период.
Уважаемые родители, хочу довести до Вашего сведения, что Рубрика
проводится абсолютно по всем предметам! Рубрика фиксируется у каждого
ребенка в его Портфолио.
В заключительной части родительского собрания учитель предлагает
родителям ознакомиться с проектом решения родительского собрания и
внести в него свои замечания и предложения, а затем принять доработанное
решение. Проект решения – очень условный. Тема собрания очень индивидуальна для каждого общеобразовательного учреждения, и решения
собрания могут значительно варьироваться.
3. Решение родительского собрания
Учителю разработать инструкцию для родителей «Как оценивать
учебные достижения моего ребенка?».
Родителям не применять в семье пятибалльную систему оценивания
результатов обучения ребенка.
Рекомендовать родителям делать акцент на учебных достижениях
ребенка, а не на его неудачах; учить ребенка самооценки (оценивать себя и
свои поступки, уметь посмотреть на себя со стороны).
Рекомендовать школьному психологу разработать и провести для
желающих тренинги по соблюдению правил оценочной безопасности для
учителей и родителей.
Учителю и родителям совместно завести каждому ученику «Портфель
достижений».
Примечание: по окончанию родительского собрания можно
предложить родителям Памятки соответственно обновлению системы
образования в РК.
Родительское собрание "Оценка и отметка"
Родительское собрание "Оценка и отметка"
Родительское собрание "Оценка и отметка"
Родительское собрание "Оценка и отметка"
Родительское собрание "Оценка и отметка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.