Публикация является частью публикации:
МБДОУ МО г. Краснодар « Центр – детский сад №46»
Подготовила: воспитатель Мугу Татьяна Викторовна
Краснодар 2015
Адаптация детей младшего школьного возраста
к условиям школы.
.
Подготовила:
учитель начальных классов
Буянова Галина Ивановна
Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
Адаптация как процесс
с позиции ребёнка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка школа, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Факторы, влияющие на адаптацию:
Возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
Состояние здоровья;
Характеристика нервной системы;
Умение общаться с взрослыми и сверстниками;
Темперамент ребенка;
Количество детей и форма воспитания в семье;
Сформированность предметной и игровой деятельности;
Приближенность домашнего режима к режиму школы.
Другие биологические и социальные факторы.
Объективными показателями окончания периода адаптации
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле-творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.
Результаты обследования
учащихся 1-в класса следующие:
1 уровень – ВУШМ- 6 уч. 35%
2 уровень – ХШМ- 7 уч. 41%
3 уровень – ПО- 4 уч. 24%
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
— показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии;
— показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;
— показатель свыше 30 % — серьезная степень дезадаптации;
— если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.
Фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
1. РО — родительское отношение.
2. НГШ — неготовность к школе.
3. Л — леворукость.
4. НС — невротические симптомы.
5. И — инфантилизм.
6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС — инертность нервной системы,
8. НП — недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ — низкая мотивация учебной деятельности.
10. AC — астенический синдром.
11. НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.
Результаты обследования
учащихся 1-в класса следующие:
норма – 8 уч. 47%
средняя степень дезадаптации (ССД) - 6 уч. 35%
серьёзная степень дезадаптации (ССД) - 3 уч. 18%
Нормы техники чтения в первом классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:
в 1 полугодии — 25-30 слов в минуту;
во 2 полугодии — 30-40 слов в минуту.
|
Читающие – 7 учащихся 41% |
««Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте - от рождения и до шести лет.»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.