Родительское собрание в 1 классе.
Тема: « ИЗменения в системе оценивания учебных достижений школьников»
В 1-ом классеа обучение является безотметочным в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Оценка результатов обучения в классном журнале не фиксируется.
Я зачитаю Письмо Министерства образования выборочно, самое главное
(Приложение)
Закон «Об образовании в РФ» говорит так об оценивании:
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
[Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый!] [Глава 3] [Статья 28]
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
• критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
• уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
• приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
• гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов. Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
• оценочная безопасность. Информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки доводится до сведения обучающихся и их родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся является адресной
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
Оценка и эффективность обучения.
Можно ли учить без оценок? Можно, если не ставить задачу научить (особенно – научить всех!), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно – уходи». Встречается ли подобная ситуация в системе общего образования и, если да, то как часто? Конечно, и, прежде всего, – в сфере свободно избираемого образования. В системе обязательного образования (начальная и основная школа, базовый компонент) объективно она тоже может присутствовать (например, за пределами требований образовательного стандарта). Но в той мере, в какой учитель несет ответственность за результаты овладения курсом, обучение без формализованных оценок для него невозможно – оценка дает ему информацию о том, как он выполняет свою задачу, о том, как идет научение.
Можно ли научиться, не получая оценок? Тоже можно, при условии, что учащийся, как минимум, получает некоторое подкрепление своим усилиям, и при этом имеет какую-либо потребность в обучении (необходимость, или любопытство, или если процесс учения связан для него с положительными эмоциями и т.д.). Так учатся, например, маленькие дети. Будет ли такое учение для ученика эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же сложными навыками, не получая регулярно информации, о том, как идет процесс научения, практически невозможно.
Таким образом, есть, как минимум, две функции оценки, которые делают ее неотъемлемой частью образовательного процесса в школе – обратная связь и подкрепление (поощрение). Без них обучение, и, главное, – научение, становятся невозможными; от того, в какой мере школьная оценка выполняет эти функции, зависит эффективность научения.
Школьная оценка может выполнять также функцию наказания, однако эту возможность, как утверждают психологи[1], необходимо свести к минимуму. С оценкой, способствующей эффективному научению, должны быть связаны преимущественно положительные эмоциональные состояния.
Разумеется, обратная связь, сопряженная с оценкой, может стать формой наказания. Общей рекомендацией в этих случаях является не прекращение, но ограничение и уточнение обратной связи с обучающимся. Наиболее полезным обычно является поощрение усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их преодоления. Учителю необходимо также прогнозировать подобные ситуации и принимать профилактические меры, для того, чтобы они не возникали в отношении данного ученика постоянно.
Школьная оценка может влиять также на восприятие учащимся эффективности собственного учения. Определенное отношение к себе как к «успешному» или «неуспешному» ученику формируется у ребенка на основании его опыта учения в школе и определяется обратной связью с ровесниками и взрослыми и оценкой результатов испытаний. Сложившееся отношение к себе само становится значимым мотивационным фактором научения[2], во многом предопределяющим будущие успехи или неудачи. (Исследования показывают, что при прочих равных условиях дети, ориентированные на успех, научаются быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу[3].)
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов, которые применяю я в 1 классе
На каждом уроке предусмотрен текущий контроль; который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока.
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Использую приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
- Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Для того чтобы узнать на каком уровне самооценка каждого ученика по сравнению с мнением мамы, папы, учителя я провела диагностическую работу.
Я выявила, что большинство имеет завышенную самооценку, 3 человека-низкую.
·
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой
лесенке, то на верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые,
сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень
хорошие», «самые хорошие»). А на нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем
ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке
дети не плохие и не хорошие, такие как все. Покажи, на какую ступеньку ты
поставишь себя. »
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». |
Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». |
Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на среднюю ступеньку , объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. |
Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». |
Заниженная самооценка |
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего
дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить
себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в
привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В
незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как
отклонение в развитии личности. Ребёнок находится в ситуации
дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.