РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
Оценка 4.9

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
классное руководство
4 кл
18.02.2017
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
Методическая разработка родительского собрания проводимого в конце 4 класса.Собрание посвящено проблеме перехода детей из начальной школы в среднюю школу. В материале отражены основные проблемы, возникающие у детей и их родителей при переходе из начальной школы в среднюю, показаны основные пути решения этих проблем, даны рекомендации.Методическая разработка родительского собрания для 4 класса.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ.doc
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ «ПЕРЕХОД ДЕТЕЙ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ» Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами. СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе периодом. СЛАЙД 2 Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ СВЯЗАН С ВОЗРАСТАНИЕМ НАГРУЗКИ НА ПСИХИКУ УЧЕНИКА свидетельствуют, что… СЛАЙД Психологические и психофизиологические исследования В начале обучения в пятом классе школьники переживают 3 период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе:  Резкое изменение условий обучения,  Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями,  и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю все школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. СЛАЙД В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: 4  они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,  готовиться к урокам, И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:  опоздания на урок,  забывания какой-нибудь учебной принадлежности,  не сделанное задание — Всё это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. СЛАЙД Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – 5 совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:  они испытывают растерянность,  всё время всё путают и забывают,  не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости! С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники (не в нашем случае), в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. Также для наших детей сложность в том, что они будут приходить в новое здание, в отличие от детей из ОУ. Ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки. Но, с другой стороны, … СЛАЙД 6 Существенные психологические изменения 5-го класса:  занятия теперь проходят в новой школе, кабинете,  а часто — и в разных кабинетах.  В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).  И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя. СЛАЙД Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. 7 НАЧАТЬ СНАЧАЛА Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. СЛАЙД Именно в пятом классе школьник получает возможность начать 8 свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником. пример Вот Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление. Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила. Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее. Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку. Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста. СЛАЙД ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ 9 ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: 1. Физиологические изменения. 2. Неуверенность в себе. 3. Личные проблемы. 4. Отсутствие способностей. 5. Отсутствие интереса. Физиологические изменения В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но … Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Этот период связан с гормональной перестройкой органов и систем организма. Психическая нагрузка у младших подростков увеличивается, а их сердце и кровеносные сосуды работают не совсем согласованно: сердце почти как у взрослого человека, а просвет кровеносных сосудов невелик, поэтому дети быстрее утомляются, появляется капризность, раздражительность, головные боли. У девочек в это время устанавливаются месячные циклы, что само по себе – болезненный процесс. И с девочками обязательно надо проговаривать о том, что будет происходить в их организме и как себя при этом вести, объяснив происходящее с ней обязательно с положительной стороны, не заостряя внимание на сексуальной стороне, но поговорив о будущем ребёнке. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, плаксивыми или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон (всё время хочется спать), аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70—80 % школьников. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Все эти причины и так усугубляют адаптацию ребёнка к старшей школе, а особенно тогда, когда дети тревожны и привязаны к родителям (к маме). При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. Неуверенность в себе Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах. Отсутствие способностей Скорее речь идёт об отсутствии у ребёнка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и всё войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога. Личностные изменения в подростковом периоде:  происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,  возникают новые образования,  закладываются основы сознательного поведения,  вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но СЛАЙД Родители могут постараться наглядно показать ребёнку Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие смысл изучения того или иного предмета. 10 применения школьных знаний: например,  без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.  А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях. СЛАЙД 11 Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках. СЛАЙД 12 Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать. Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые). СЛАЙД 15 А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов. СЛАЙД 16 Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим. Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Безразличие, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма и тревожности. Нарушение эмоционального контакта ребёнка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор. СЛАЙД Наличие полноценных контактов ребёнка с родителями, активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности 17 развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру и повышению у него конструктивной активности в освоении способствуют окружающего мира. СЛАЙД 18 «Конкретный рекомендации» Почему родители продолжают вести себя так, как будто они не знают об опасностях, подстерегающих их во время взросления ребёнка? И вот тут, мне кажется, есть один ключевой момент, на который обычно, говоря о трудном подростковом возрасте, внимания не обращают, — возраст самих родителей. Тоже, я бы сказала, переходный возраст, тоже возраст риска. Ребёнок становится подростком, когда им перевалило за тридцать, тридцать пять. Позади пелёнки, бессонные ночи с малышом, позади даже первые классы, когда боишься оставить одного дома, проверяешь дневники и тетрадки... Теперь они свободны. И можно подумать о себе, о работе, карьере, и не так много осталось, чтобы использовать последний или предпоследний женский шанс. И, Боже упаси, мне кого-то в этом упрекнуть. Всё так. Но правда и другое. Именно в этот период, когда, кажется, что они чуть-чуть освободились от детей, они более всего им необходимы. И не требуют они от них великих жертв и героических усилий:  сумели бы дать равное партнерство в делах,  доверие в отношениях  и искренность в чувствах... Поэтому уставшие от отчуждения, холодных отношений в семье, подростки иногда бессознательно провоцируют конфликт и становятся агрессивными. А чтобы воспитывать миролюбие, надо, прежде всего, самим обладать таким качеством, таким свойством. Сейчас мало людей у которых это свойство есть в наличии душевных сил, и всё же я думаю, что самый эффективный способ – это начинать с самих себя. И начинать не с глобальных изменений своей личности, своего характера, а потихоньку, помаленьку. Быть уверенными, испытывать радость и счастье. Дети чувствуют счастливых людей и тянутся к ним. Для ребёнка главное — иметь перед собой пример, достойный подражания. Легкий пример: можете ли вы приучить ребёнка к порядку, если у самого на столе, в комнате, в кладовке, в гараже, на кухне чёрт ногу сломит? Вот так и в остальном. Не бойтесь быть просто людьми, человеками. Будьте искренними с самими собой, с детьми. Школа – это не только объяснение нового материала и закрепление старого, контрольные и дежурства. Это ещё и общение, взаимодействие, а лучше – взаимопонимание. Заходя куда-либо – улыбайтесь (себе, другим людям, всем своим больным зубам… и здоровым тоже. А что им тоже приятно будет!) Вам улыбнутся в ответ. День задастся по-другому, пройдёт лучше и радостнее. Рассказываёте о себе, о своей жизни, о том, как вы были маленькими, как влюблялись. Расскажите о своих переживаниях, о радостных моментах в жизни, о неприятных и горьких.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017