РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
классное руководство
4 кл
18.02.2017
Методическая разработка родительского собрания проводимого в конце 4 класса.Собрание посвящено проблеме перехода детей из начальной школы в среднюю школу. В материале отражены основные проблемы, возникающие у детей и их родителей при переходе из начальной школы в среднюю, показаны основные пути решения этих проблем, даны рекомендации.Методическая разработка родительского собрания для 4 класса.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ.doc
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ
«ПЕРЕХОД ДЕТЕЙ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ»
Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и
эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только
личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и
состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю
совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в
начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,
полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже
начинает ждать «новой жизни».
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как
важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».
Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными
характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем
их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают
родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном»
историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое
положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся
отношения с педагогами.
СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и
требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать
опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход
учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным
от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе
периодом.
СЛАЙД
2
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю
неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,
необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю
жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь
отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе
вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так,
что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг
становится твердым хорошистом.
ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ СВЯЗАН С
ВОЗРАСТАНИЕМ НАГРУЗКИ НА ПСИХИКУ УЧЕНИКА
свидетельствуют, что…
СЛАЙД
Психологические
и психофизиологические исследования
В начале обучения в пятом классе школьники переживают 3
период адаптации к новым условиям обучения, во многом
сходный с тем, который был характерен для начала обучения в
первом классе:
Резкое изменение условий обучения,
Разнообразие и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями,
и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на
«самого маленького» в средней —
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю
все
школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать
факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога,
который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает
урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок
забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов
находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем,
чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их
сведения.
СЛАЙД
В средней школе дети оказываются предоставленными сами
себе:
4
они должны самостоятельно переходить из кабинета в
кабинет,
готовиться к урокам,
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с
учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание —
Всё это становится более серьезным проступком, чем в
начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на
уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах.
Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в
школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным
контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать
учебные и организационные стороны школьной жизни.
СЛАЙД
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к подобной самостоятельности –
5 совмещать учебные и организационные стороны школьной
жизни:
они испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны
взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную
школьную жизнь.
Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости!
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется:
ребенка окружают те же одноклассники (не в нашем случае), в расписании
указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения
посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Также для наших детей сложность в том, что они будут приходить в новое
здание, в отличие от детей из ОУ. Ему задают домашние задания, так же
спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, …
СЛАЙД
6
Существенные психологические изменения 5-го класса:
занятия теперь проходят в новой школе, кабинете,
а часто — и в разных кабинетах.
В расписании появились названия незнакомых предметов
(ботаника, физика, история).
И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и
предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного
шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой
строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы
привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться
на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого
работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а
теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные
нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о
серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете
следующий урок и как зовут их учителя.
СЛАЙД
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать
у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может
наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее
заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
7
НАЧАТЬ СНАЧАЛА Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои
положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть
сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось,
является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И
хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового
учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с
предметом по-новому.
СЛАЙД
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать
8
свою учебную жизнь сначала.
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника
может стать хорошистом и даже отличником.
пример
Вот
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них
обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только
способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в
дальнейшей профессиональной ориентации.
из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя
гуманитарное направление.
Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки
и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее
не ладились. В общем, в школу ходить не любила.
Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике
и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом
классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила
девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она
получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила
ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она
стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с
русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо
интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является
ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать
это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество
успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для
этого возраста.
СЛАЙД
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
9
ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
1. Физиологические изменения.
2. Неуверенность в себе.
3. Личные проблемы.
4. Отсутствие способностей.
5. Отсутствие интереса. Физиологические изменения
В этот период не только происходит коренная перестройка ранее
сложившихся психологических структур, но …
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических
изменений в организме ребенка. Этот период связан с гормональной
перестройкой органов и систем организма. Психическая нагрузка у младших
подростков увеличивается, а их сердце и кровеносные сосуды работают не
совсем согласованно: сердце почти как у взрослого человека, а просвет
кровеносных сосудов невелик, поэтому дети быстрее утомляются, появляется
капризность, раздражительность, головные боли. У девочек в это время
устанавливаются месячные циклы, что само по себе – болезненный процесс. И с
девочками обязательно надо проговаривать о том, что будет происходить в их
организме и как себя при этом вести, объяснив происходящее с ней обязательно
с положительной стороны, не заостряя внимание на сексуальной стороне, но
поговорив о будущем ребёнке.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими,
плаксивыми или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У
них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными. Иногда нарушается сон (всё время хочется спать),
аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для 70—80 % школьников. Следствием этих явлений
являются рассеянность, ослабление памяти, внимания.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и
исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы. Однако есть
дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей.
Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую
обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно
ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Естественно, что для
адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Все эти
причины и так усугубляют адаптацию ребёнка к старшей школе, а особенно
тогда, когда дети тревожны и привязаны к родителям (к маме).
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии
множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному
психологу.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях
«переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что
у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная
тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность,
боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно
проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к
себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У
многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку
преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным
можно, только разобравшись в их причинах. Отсутствие способностей
Скорее речь идёт об отсутствии у ребёнка каких-то выдающихся
способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые
предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых
сферах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными
проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и
т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием
отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время,
и всё войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста —
психолога.
Личностные изменения в подростковом периоде:
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических
структур,
возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных
представлений и социальных установок.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему
неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие
отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок
заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что
они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо
для общего развития, в этом случае не годятся. Но
СЛАЙД
Родители могут постараться наглядно показать ребёнку
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие
смысл изучения того или иного предмета.
10
применения школьных знаний: например,
без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько
денег понадобится на покупку продуктов.
А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах
и энциклопедиях.
СЛАЙД
11
Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний
на уровне школьной программы (географии, истории, литературы).
Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в
учебниках.
СЛАЙД
12
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного
конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость
движения или пройденное расстояние. СЛАЙД
13
СЛАЙД
14
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие,
обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать,
какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший
практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели
красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян
почему-то выросли розовые).
СЛАЙД
15
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует
необходимость знания физических законов.
СЛАЙД
16
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с
родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у
него гуманного отношения к другим.
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются
для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим
ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную
стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту
самооценки.
Безразличие, ограниченность эмоционального общения и активного
доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к
появлению у ребенка невротизма и тревожности. Нарушение
эмоционального контакта ребёнка с родителями представляет для него
сильный психотравмирующий фактор.
СЛАЙД
Наличие полноценных контактов ребёнка с родителями,
активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности
17
развитию у маленького человека так называемого базового доверия к
миру и повышению у него конструктивной активности в освоении
способствуют
окружающего мира.
СЛАЙД 18 «Конкретный рекомендации»
Почему родители продолжают вести себя так, как будто они не
знают об опасностях, подстерегающих их во время взросления ребёнка?
И вот тут, мне кажется, есть один ключевой момент, на который обычно,
говоря о трудном подростковом возрасте, внимания не обращают, — возраст
самих родителей.
Тоже, я бы сказала, переходный возраст, тоже возраст риска. Ребёнок
становится подростком, когда им перевалило за тридцать, тридцать пять.
Позади пелёнки, бессонные ночи с малышом, позади даже первые классы, когда
боишься оставить одного дома, проверяешь дневники и тетрадки... Теперь они
свободны. И можно подумать о себе, о работе, карьере, и не так много осталось, чтобы использовать последний или предпоследний женский шанс. И, Боже
упаси, мне кого-то в этом упрекнуть. Всё так.
Но правда и другое. Именно в этот период, когда, кажется, что они
чуть-чуть освободились от детей, они более всего им необходимы. И не
требуют они от них великих жертв и героических усилий:
сумели бы дать равное партнерство в делах,
доверие в отношениях
и искренность в чувствах...
Поэтому уставшие от отчуждения, холодных отношений в семье,
подростки иногда бессознательно провоцируют конфликт и становятся
агрессивными.
А чтобы воспитывать миролюбие, надо, прежде всего, самим обладать
таким качеством, таким свойством. Сейчас мало людей у которых это свойство
есть в наличии душевных сил, и всё же я думаю, что самый эффективный способ
– это начинать с самих себя. И начинать не с глобальных изменений своей
личности, своего характера, а потихоньку, помаленьку. Быть уверенными,
испытывать радость и счастье. Дети чувствуют счастливых людей и тянутся к
ним. Для ребёнка главное — иметь перед собой пример, достойный подражания.
Легкий пример: можете ли вы приучить ребёнка к порядку, если у самого
на столе, в комнате, в кладовке, в гараже, на кухне чёрт ногу сломит? Вот так и
в остальном.
Не бойтесь быть просто людьми, человеками. Будьте искренними с самими
собой, с детьми. Школа – это не только объяснение нового материала и
закрепление старого, контрольные и дежурства. Это ещё и общение,
взаимодействие, а лучше – взаимопонимание.
Заходя куда-либо – улыбайтесь (себе, другим людям, всем своим больным
зубам… и здоровым тоже. А что им тоже приятно будет!) Вам улыбнутся в ответ.
День задастся по-другому, пройдёт лучше и радостнее.
Рассказываёте о себе, о своей жизни, о том, как вы были маленькими, как
влюблялись. Расскажите о своих переживаниях, о радостных моментах в жизни,
о неприятных и горьких.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю школу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.