Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"
Оценка 4.9

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
2 кл—4 кл
19.04.2019
Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"
Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение у детей - это своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
род собрание агрессия.doc
К чему приводит детская агрессия?                                                              Промедление может обернуться чем угодно,                                                  ибо время приносит с собой как зло, так и добро,                                                 как добро, так и зло.                                                                                                     Никколо Макиавелли Форма проведения собрания: беседа.  Цель собрания: профилактика детской агрессии. Задачи собрания:   обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;   формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её  преодоления. Вопросы для обсуждения:  причины детской агрессии;  профилактика детской агрессии;  пути преодоления детской агрессии. I. Подготовительный этап. 1. Подбор методик  изучения проявления агрессии у детей. 2. Проведение тестирования учащихся класса по подобранным методикам. 3. Анализ результатов тестирования. 4. Подбор тренинговых упражнений по оказанию родителями помощи своим детям для снятия эмоционального напряжения. II.  Организационный этап. (звучит музыка «Если добрый ты»Б. Савельев, М. Пляцковский) Классный руководитель предлагает родителям работу в трех группах, сообщает тему  родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, знакомит с обсуждаемыми  вопросами. III. Вступительное слово классного руководителя. Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о  проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем  пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Такая проблема  существует и в нашем классе.  Давайте разберемся, что такое агрессия? Вот как об этом думают ваши дети. (видеоролик с  высказываниями детей об агрессии)  Обратимся к определению понятия «агрессия».  Слово «агрессия»  произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида,  страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности  другому человеку. Агрессивное поведение у детей ­ это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к  своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с  которыми ребёнок справиться не в силах.  IV. Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах,  представление портрета созданного каждой группой) Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и  отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет  других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии. V. Анализ анкетирования детей. (приложение 1, 2)  Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных  результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования. VI. Причины и виды агрессии.  Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и  эмоциональная (в виде эпизодических вспышек). Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления  агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные  причины, а учитель выписывает их на доске. Причины:   1. Заболевание центральной нервной системы. 2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная в д/с) Это  чаще холерики и сангвиники­ дети с сильным типом НС. 3. Различные нарушения семейного воспитания.  Алкоголизм родителей.  Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между  самими родителями (частые скандалы в семье).  Неуважение к личности ребенка.  Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания.  Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем  глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.  Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).  Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.  4. Нарушенная исследовательская активность ребенка. Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы ­ они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал ­ что будет?). 5. Случаи, когда за агрессивность принимают что­ то другое. Например, детское упрямство (в возрасте 2­4 лет) ­ «не хочу», «не буду», «я сам» и др. 6. Запрет на физическую активность. Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток  энергии перейдет в агрессию. 7. Отказ в праве на личную свободу. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и  отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы,  чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс. 8. Подсознательное ожидание страха. Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в  семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс  страхов ­ боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др. 9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций. Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.  Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют. 10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры. Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни). 11. Недовольство собой. При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не  научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за  что­то, а просто за сам факт существования ­ немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его  стороны вполне логично. 12. Повышенная раздражительность. 13. Чувство вины. VII. Профилактика агрессивного поведения. (выступление школьного психолога)  Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу  теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви  способствуют более успешному развитию ребенка.  Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.  Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо  настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.  Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.  Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.  Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.  Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я  разозлился», «я обиделся», «я расстроился».  Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.  Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе  ребенка.  Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его  озлобление. Методы для выражения подавленного гнева:  Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто  его разозлил.  Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку,  рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать  все слова, которые хочется высказать в гневе.  Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что­то сказать или сделать,  несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.  Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать  под нее.  Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в  творчестве. Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»: обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи; обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его  привлекают, а какие отталкивают; следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей,  награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова; быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне  дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на  повторяющиеся сюжеты сновидений; поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет      VIII. Тренинги с родителями «Как помочь ребенку стать менее агрессивным». (приложение  3) Практическое выполнение родителями заданий. IX. Анкетирование родителей по проблеме собрания. (приложение 4,5) Х. Подведение итогов. Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной,  вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по­новому. Вручение  памяток родителям (приложение 6). XI. Заполнение родителями карточек отзывов о родительском собрании. (приложение 7) XII. Принятие общего решения родительского собрания для протокола. Приложение 1. Анкета для учеников Чаще всего я радуюсь, когда_______. Чаще всего я смеюсь, когда________. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда_______. Чаще всего я плачу, когда_________. Чаще всего я злюсь, когда_________. Чаще всего я обижаюсь, когда_________. Мне хорошо, когда меня___________. Мне плохо, когда меня. Приложение 2. Тест для учеников Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые,  по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.  Я ­ добрый  Я ­ злой  Я — терпеливый  Я — нетерпеливый  Я — упрямый  Я — безразличный  Я ­ хороший друг  Я — умный  Я — помощник  Я — обидчивый Приложение 3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  НАПРЯЖЕНИЯ: 1.  «МУХА».        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены,  глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на  нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое  насекомое. 2.  «ЛИМОН».        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи  и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит  лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь  сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой  руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно  двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. 3.  «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).        Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх.  Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните  эти ощущения. Замрите в этой позе на 1­2 минуты. Затем представьте, что под действием  солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем  мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.  Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. 3.  «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».      Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите  воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1­2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось  небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы  тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии  расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального  состояния. 4.  «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».       Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте  себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки.  Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и  следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза. Приложение 4. Анкета для родителей  Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проран­ жировать их по степени выраженности в поведении ребенка: —Доброта —Сочувствие — Покладистость —Терпение —Сопереживание —Безразличие —Упрямство —Агрессивность — Нетерпимость —Эгоизм Приложение 5. Методика для родителей “Портрет моего ребенка”  1. Как ваш ребенок относится к вам, родителям? 2. Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание? 3. Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права? 4. Есть ли у ребенка друзья? 5. Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок? 6. Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку? 7. Кто из членов семьи является для него авторитетом? 8. Что хотели бы изменить в вашем ребенке? 9. Нравятся ли вам его увлечения? 10. Часто ли вы хвалите своего ребенка? 11. Ругаете, наказываете ребенка за что­либо? 12. Как вы зовете ребенка дома? 13. Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома? 14. Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему? 15. Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем? 16. Каков ваш ребенок? 17. Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого­либо из членов семьи? 18. Умеет ли проявлять сострадание, жалость? 19. Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело? 20. Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды? 21. Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких? 22. Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова? 23. Если хвалите ребенка, то за что и как? 24. Коротко о здоровье ребенка.  25. Бывает ли ваш ребенок агрессивным? 26. В каких ситуациях он проявляет агрессию? 27. Против кого он проявляет агрессию? 28. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка? Приложение 6 Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу  несбыточных надежд.  • Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему­либо.  • Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.  • Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.  • Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных  успехов. Памятка для родителей 2 Уважаемые папы и мамы! Внимательно   прочтите   эту   памятку!   Для   этого   вооружитесь   карандашом   и   вычеркните   те пункты, которые воспитательной системы   вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно! Агрессивность ребенка проявляется, если:         ребенка бьют; I   над ребенком издеваются; над ребенком зло шутят; ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;    родители заведомо лгут;   родители пьют и устраивают дебоши;           родители воспитывают ребенка двойной моралью;   родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;    родители не умеют любить одинаково своих детей;    родители ребенку не доверяют;   родители настраивают ребенка друг против друга;    родители не общаются со своим ребенком;    вход в дом закрыт для друзей ребенка;   родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;   родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.   Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку,  заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт. Приложение 7. Карточка отзыва. Я узнал, что______________. Новым для меня стало то, что__________. Я убедился, что______________. Меня не смогли убедить в том, что_______. Я категорически против того, чтобы________. Я возмущен тем, что _______________ . Приложение 8. Повестка собрания: Протокол  родительского собрания №_____ от «___» _____________ 200__г. ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ____________ Присутствовали:__________ человек ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Приглашены: ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________ Отсутствовали: ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________ По теме собрания выступили: ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ____________ __________________________________________________________________ Решение собрания: ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Классный руководитель: _____________________ Представитель  родительского комитета: 1.___________________ 2.___________________ 3.___________________   1. Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993 2. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2­е изд., испр. и  Используемая литература: доп. М.: Политиздат, 1999 3. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С.  Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999 5. Родительские собрания: 2 класс / Авт.­ сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000 7. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1­4 классы. – М.: ВАКО, 2008

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"

Родительское собрание "Профилактика детской агрессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019