Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл—4 кл
09.04.2018
Данный материал поможет учителю, воспитателю ГПД провести родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника" в начальных классах.
Цель: поставить перед родителями проблему существования в школьном коллективе жаргона и матерной речи, объяснить и обосновать необходимость борьбы с этими явлениями, убедить родителей личным примером помочь детям избавится от жаргона и матерщины.
Родительское собрание Развитие памяти младшего школьн. есть.doc
Родительское собрание (1—4й классы) Цели и задачи:
Показать родителям возможности развития памяти;
Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;
Дать информацию о способах развития памяти с помощью мнемических приемов.
Предварительная подготовка:
Памятку для родителей (см. Приложение 1) оформить на отдельном листе, раздать
памятки каждому родителю в начале собрания.
Провести диагностику (см. Приложение 2)
Ход собрания
I. Память можно и нужно развивать.
Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со
сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок
плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может
толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность
запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность
нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной ( или
механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной
памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память
созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.
Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми
природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память
за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или
быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется
механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной
памяти.
Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо
приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально
ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном).
Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.
2 Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая
роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания
человек становится способным управлять процессом запоминания и,
следовательно, управлять собой.
Психологи утверждают следующее:
Память можно и нужно развивать;
Это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо
руководством;
Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;
Природную память можно тренировать;
Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя
способы запоминания;
Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции
человеком своего поведения.
Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной
деятельностью и жизнью в целом.
II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.
Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид
памяти у ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух
материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения
текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на
сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.
Большую помощь в запоминании может оказать также использование магнитофона
(диктофона).
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать
разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко
записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше
подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование
может оказаться непосильной задачей.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания
учебного материала, а его общего понимания.
3 В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его
маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции,
прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение,
удобно учить его по оному четверостишию, не пытаясь повторить все
стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно
разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не
менялись местами.
III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Необходимость использования мнемических приемов.
Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает
улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные
мнемические приемы.
Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны
каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей
его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать,
группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами,
составлять мнемические планы.
При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Вы
должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться
каждому “почему”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Приемы запоминания могут быть разнообразными:
1. Группировка материала
Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием
называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление,
основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на
определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на
память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был
разделен подлежащий запоминанию материал.
2. Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется
запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация
помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие
4 процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту
способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает
тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем
угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального
состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать
то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется
неприемлемой или не совсем удачной.
3. Схематический образ
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно
отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде
рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы
воспроизводятся с помощью рисунка.
Можно использовать для обучения методику 2пиктограмма”. Ребенку для
запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”).
Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает какой – нибудь как можно
более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на
конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением
(например: “Учиться никогда не поздно”).
В результате подобных занятий действие по подбору подходящего
схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться
ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.
4. Опорные пункты
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для
запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания,
незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры,
имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания
целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов,
которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
5. Структурирование материала
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных
действий. К ним в первую очередь относится структурирование материала, при
котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала,
благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет
успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию
(абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.
5 IV. Сила – в развитии.
Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться
метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может
быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и
сильным, растущим, развивающимся.
В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но
первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае
– это природная память.
Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно
видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы
“шепчутся” друг с другом, подобно листьям.
Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым
развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в
процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.
Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг
напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается,
используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро
забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.
Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из – за своей
неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели
управлять своей память и развивать ее.
VI. Заключительная часть.
Подведение итогов, ответы на вопросы родителей (если они возникают),
родителям дается возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.
6 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ι
.Память можно и нужно развивать.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать
информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани
(«мнема»). Такую память называют природной ( или механической, непосредственной).
Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может
усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов
обработки информации.
Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания.
ΙΙ
. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.
Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у
ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал,
подлежащий запоминанию.
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать
разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко
записывать материал, который нужно запомнить.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного
материала, а его общего понимания.
В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими
порциями.
ΙΙΙ
. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Группировка материала
Изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно в
столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать
самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ
Ребенок для запоминания фразы или слова, делает какой – нибудь как можно более простой и
схематичный рисунок.
7 Опорные пункты
В качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень
знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Опорные пункты
составляют своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
При структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого
материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.
ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,
САМОРЕГУЛЯЦИИ
Психологическую углубленную диагностику мышления, внимания, памяти,
саморегуляции при необходимости проводит школьный психолог. Однако педагог
– это тот взрослый, который одним из первых замечает проблемы учащихся и
обсуждает эти проблемы с психологом и родителями. Для того чтобы такое
обсуждение было предметным и грамотным, педагог может самостоятельно
провести первичную диагностику причин затруднений учащихся. Конечно, эти
данные далее, в процессе психологопедагогической диагностики, будут
уточняться, но могут правильно указать направление работы с учащимися и
психологу, и родителям.
Педагог наблюдает за учащимся в процессе обучения, на перемене, в общении с
одноклассниками. Данные наблюдения оформляются в следующие таблицы.
Индивидуальная диагностика мышления, внимания, памяти,
саморегуляции
Учащийся
(ФИО)______________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
________
Дата
заполнения_____________________________________________________________
__
Возможные оценки наблюдаемых характеристик:
3 – оцениваемая характеристика выражена полно, проявляется во всех
ситуациях;
2 – оцениваемая характеристика выражена неполно, проявляется в некоторых
ситуациях, не всегда;
8 1 – оцениваемая характеристика выражена плохо, почти никогда не проявляется.
Наблюдаемые
характеристики
Сформированность
операций мышления
(анализа, синтеза,
сравнения, обобщения)
Сформированность
понятий
Способ решения
мыслительных задач
Наблюдаемые
характеристики
Объем
Устойчивость
Концентрация
Мышление
Проявление
наблюдаемых
характеристик
Самостоятельное
использование
мыслительных операций в
познавательной
деятельности
Учет основных свойств и
качеств предметов и
явлений при решении
мыслительных задач
Использование известных
(стандартных) способов
решения,
самостоятельный поиск
новых способов
Внимание
Проявление
наблюдаемых
характеристик
Одновременно и
последовательно
действует с несколькими
предметами
Длительно без отвлечений
действует с заданным
объектом
Длительное активное
сосредоточение при
выполнении заданий
повышенной сложности
Память
Оценка по результатам
наблюдения
Оценка по результатам
наблюдения
9 Оценка по результатам
наблюдения
Оценка по результатам
наблюдения
Наблюдаемые
характеристики
Яркость и четкость
единичных и общих
представлений
Качество словесных
описаний образов
Организованность
ассоциативного ряда
Наблюдаемые
характеристики
Произвольная регуляция
познавательной
деятельности (внутренняя
волевая регуляция)
Проявление
наблюдаемых
характеристик
Вычленение основных
свойств и качеств
предметов и явлений без
опоры на наглядность
Наиболее полное и точное
словесное описание
свойств и качеств
предметов и явлений
Достаточно быстрая
мобилизация
представлений и
свободное оперирование
ими
Саморегуляция
Проявление
наблюдаемых
характеристик
Самостоятельное
активное выполнение
всех видов заданий,
связанных с
познавательной
деятельностью
10
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.