Родительское собрание Роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
классное руководство
2 кл
28.01.2017
Родительское собрание проводится в середине 2 класса.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей тесно связано именно со средствами массовой коммуникации.
Родительское собрание.docx
Родительское собрание «Роль семьи и образовательного учреждения в формировании
медиаграмотности и медиакультуры детей.»
Современное подрастающее поколение
называют
«медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах
массовой коммуникации зависит от множества факторов, основными из
которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый
к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних
детей тесно связано именно со средствами массовой коммуникации.
все
чаще
Это неудивительно, ведь
для большинства детей и молодежи
современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые
средства познания окружающего мира.
Дошкольники сегодня довольно уверенно постигают премудрости
телевизионной и компьютерной техники, без особого труда овладевают
медийными новшествами, чувствуют себя «как рыба в воде», осваивая
свой первый мобильник.
По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники
приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. У
большинства из них имеются достаточно стойкие медийные предпочтения:
любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы
и т.д.
Именно с экрана начинается знакомство ребенка с медиамиром.
Согласно данным современных исследований среднестатистический
российский ребенок становится активным телезрителем с 2х лет. Так
называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых
родителей, в особенности мам, которые очень загружены домашней
работой. Стоит включить ребенку телевизор, купить несколько дисков с
интересными мультфильмами, и парутройку часов в день можно спокойно
заниматься своими делами. К трем годам у ребенка уже есть любимые
мультипликационные герои, и понравившиеся мультики он смотрит по
нескольку десятков, а то и сотен раз… Иногда даже отказывается от
традиционного чтения на ночь любимой сказки, лишь бы подольше посидеть
перед «голубым экраном».
К пятишести годам ребенок начинает осваивать компьютер. Родители
стараются покупать компьютерные игры, которые носят развивающий
характер. Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме
овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими
странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д.
Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не
проходит и двух месяцев, как ребенок сам включает компьютер, пробует
войти в Интернет.
В скором времени, как правило, дети и родители меняются местами, и
юные компьютерщики не без удовольствия и с плохо скрываемым превосходством демонстрируют родителям, как найти тот или иной сайт,
загрузить новую программу, «закачать» музыку или фильм и т.п.
Каждый заботливый родитель стремится, чтобы ребенок вовремя
постиг азы чтения. Кроме красочных книг в детской библиотеке появляется и
детская периодика – журналы, где наряду с увлекательными рассказами и
стихами можно найти познавательные игры, позволяющие развивать
зрительную память, пространственное воображение, логическое мышление.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно
близко знакомы с медиамиром.
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF),
несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 часов, контактируя с
различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем
родители разговаривают со своими детьми всего около 3040 минут в день. В
стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени,
чтобы поговорить со своим ребенком по душам, расспросить обо всем!
Ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе.
Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на
диване перед телевизором или включая компьютер.
Поэтому необходимо развивать у детейзрителей,
читателей,
пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление,
пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране.
Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым
советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Общение с медиамиром не замыкается у младших школьников только
просмотром сериалов, телевизионных программ и мультфильмов. Все
больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному
миру – миру компьютерных игр, общения в сети Интернет.
Играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности,
работая с обучающими программами, входя в Интернет, современные
школьники погружаются в особый, виртуальный мир. За необходимой
информацией учащиеся, начиная с младшего школьного возраста,
обращаются к виртуальным источникам (Интернет, компьютерным
справочникам и энциклопедиям) едва ли не чаще, чем к обычным книгам
и учебным пособиям.
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному
молодому поколению широкие возможности.
Вопервых, он является важным источником информации: ребенок может
найти и прочитать практически любую интересующую его книгу .
Вовторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют
дефицит общения, в том числе и со взрослыми. Они активно знакомятся в
Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи
электронной почты. Втретьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения.
Вчетвертых, компьютерная техника может быть использована как средство
обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных,
справочников, географических карт, и такое знакомое практически
каждому учащемуся «скачивание» рефератов.
Не надо забывать, что начальные уроки медиаобразования ребенок
получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока
еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и
общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в
период освоения им жизненного пространства, входит в него легко,
естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок
осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают
переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека
открыто для любой информации, разного свойства и качества.
Информационная грамотность в семье возникает не в результате
организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания,
постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов
и информационных потребностей.
Плотность семейного информационного пространства проявляется и во
внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу домашних
обязанностей, внутрисемейного уклада, использования информационно
коммуникационных технологий. Некоторые семьи отличаются высокой
информационной культурой ведения домашней бухгалтерии, сохранности
счетов, ценных бумаг. Однако в большинстве российских семей подобная
информационная культура отсутствует.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие
факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки,
коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую
ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние
библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие
хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем
образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования
родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для
семей с разным уровнем достатка и образования родителей.
Школа утрачивает приоритет основного источника информации о
мире, получаемой ребенком. Следовательно, возникает необходимость
активного взаимодействия между семьёй и школой в формировании
медиаграмотности и
медиакультуры, начиная с младшего школьного
возраста.
Медиакультура младших школьников это одна из сторон
эмоциональноинтеллектуального развития ребенка,
художественного, регулирующая его взаимодействие со средствами массовой информации и
коммуникации. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов,
интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео,
фотографии и других медиатекстов.
Дети, которые не чувствуют любовь и понимание в семье, находят их в
виртуальном мире. Очень многие родители не знают, какие сайты посещает их
ребенок. К тому же большинство родителей недостаточно разбираются в
инновационных технологиях и не владеют информацией о многих
возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те
угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете.
Основная задача родителей и педагогов научить детей использовать
пространство Интернет правильно. Наибольший эффект достигается только
при взаимодействии семьи и школы. Надо помнить, что отсутствие реальных
интересов и целей в жизни вызывает нарушение баланса в восприятии ребёнка
и тогда киберпространство становится для него более значимым, чем
действительная жизнь.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету
формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего
выбора. Именно родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен
семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на
родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ,
контроля общения в сети, выбора компьютерных игр. Если один из родителей
позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра,
играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает тоже самое,
несмотря на то, что многое услышано о вреде компьютерных игр.
Родительское собрание Роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей
Родительское собрание Роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей
Родительское собрание Роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей
Родительское собрание Роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.