Родительское собрание «Роль семейного общения в жизни ребенка»
Оценка 4.8

Родительское собрание «Роль семейного общения в жизни ребенка»

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
классное руководство +1
4 кл
11.01.2017
Родительское собрание «Роль семейного общения в жизни ребенка»
В курсе ОРКСЭ большое внимание уделяется теме «Семья. Семейные ценности. Традиции» Цель родительского собрания: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения детей с родителями и осознанию родителями роли общения в становлении личности ребенка. В разработке представлены материалы для анкетирования и практической работы с родителями.
родительское собрание.docx

В курсе ОРКСЭ большое внимание уделяется теме «Семья. Семейные ценности. Традиции» 

Эта тема актуальна в современном мире., т.к  очень часто родительская забота о детях сводится только к тому, чтобы сыты были и одеты. В итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.

- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.

- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.

-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Но формирование таких традиций невозможно без семейного общения, поэтому актуальным, на мой взгляд, будет проведение  родительского собрания на тему «Роль семейного общения в жизни ребенка»

 

Родительское собрание «Роль семейного общения в жизни ребенка»

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения детей с родителями и осознанию родителями роли общения в становлении личности ребенка.

Задачи: показать возможности общения родителей и детей в различных ситуациях;  обобщить наблюдения родителей за уровнем и стилем их общения с детьми.

Проведение родительского собрания

1.      Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель:

Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.

Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?

Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.

Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.

В семье все зависят друг от друга. Ваши родители передали вам свои привычки, манеру поведения. Вы все это передаете своим детям. Это подтверждает тот факт, что семья – особая система, мир, живущий и развивающийся по своим особым законам. Ребенок очень чутко реагирует на любые события внутри семьи. Окликом на ссоры, скандалы, тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении. Чтобы помочь ребенку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним. Будьте всегда вместе  с ребенком. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи и выносятся приговоры.

Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования. Анализ анкетирования, выполненный классным руководителем, позволит выявить актуальность темы родительского собрания, наметить пути дальнейшей работы по совершенствованию работы в семье.

Анкетирование учащихся проводится по следующим вопросам:

1.      С кем ты живешь?

2.      Часто вы разговариваете друг с другом?

3.      С кем чаще приходится разговаривать и почему?

4.      О чем обычно разговариваете?

5.      Нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?

6.      С кем больше нравится общаться: с друзьями, с одноклассниками или членами своей семьи?

7.      Можно ли жить не общаясь со своими родителями и членами семьи?

8.      Какие слова тебе запомнились из разговора со своими родителями?

9.      Если пофантазировать, то какую бы тему для разговора ты хотел бы выбрать, чтобы,  придя домой после школы, сразу об этом поговорить с родителями сегодня?

 

Вопросы для анкетирования родителей:

1. Охотно ли Ваш ребенок общается со всеми членами семьи или предпочитает для общения кого-то одного?

2.  Члены семьи общаются между собой достаточно много (мало), почти не общаются?

3. Какие темы общения наиболее присущи Вашей семье?

4. С Вашим ребенком общаетесь только на «детские» темы или ограничений нет в темах общения?

5.   Кто из членов семьи берет на себя нагрузку для осуществления «трудного разговора» с ребенком?

6. Заметна ли разница в общении Вашего ребенка с членами семьи и со своими друзьями или одноклассниками?

7. Насколько легко или сложно происходит общение с ребенком?

8. Продумывались ли когда - нибудь темы для разговора с ребенком?

 

2.      Обсуждение темы «Как мы общаемся со своим ребенком»

В ходе подготовительно работы классный руководитель выбирает кандидатуры родителей,  которые смогут и захотят рассказать присутствующим об особенностях организации и проведения  общения в их семье. Достаточно подготовить 2-3 представителей родительского коллектива. Их выступления могут быть подготовлены по следующему плану:

1.      Из скольких членов состоит семья?

2.      Основные занятия членов семьи.

3.      Режим дня семьи.

4.      Индивидуальные особенности ребенка.

5.      Наиболее привычные темы для общения с ребенком.

6.      Когда общение проходит легко?

7.      Когда в общении возникают трудности? Причины возникновения трудностей.

8.      Наиболее запомнившийся разговор с ребенком.

3.      Обсуждение темы «Как научиться продуктивному общению с ребенком?»

Родителям следует самим научиться продуктивному общению, тогда их дети смогут перенять положительный опыт общения.

Чтобы общаться продуктивно. Родители должны придерживаться при общении нескольких простых правил:

- выглядеть открытыми. Готовыми постоянно находить для себя что-то новое в общении со своим ребенком;

- быть информированными о событиях в жизни своего ребенка;

- умети правильно оценивать возможности своего ребенка;

- продумывать действия, стимулирующие общение;

- осознавать цель предстоящего общения и предвидеть ожидаемый результат;

- уметь анализировать состоявшее общение, каким бы оно ни получилось.

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться и таких практических советов (тексты с советами распечатываются для каждого присутствующего на собрании родителя):

1.      Научитесь слушать и слышать ребенка. Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы разговаривать с ребенком о прошедшем дне.

2.      Избегайте сразу давать советы. Дайте ребенку выговориться. Дайте себе время подумать. А ребенку изложить события так как он хочет.

3.      Не перебивайте ребенка.

4.       Воздержитесь от поучений. Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже. Когда улягутся эмоции и ваши и ребенка.

5.      Научитесь хвалить и благодарить друг друга. Начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них. Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили, не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

6.      Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

 

4.      Практические задания.

 

Задание 1. «Мой ребенок»

Кл. рук.: Сейчас каждый из вас, уважаемые родители, называет свое имя и отчество, а затем рассказывает о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка.

После того как все рассказали о своих детях, классный руководитель делится своими впечатлениями о лучшем качестве или черте характера каждого ученика класса.

Затем следует обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспомнить и рассказать «о самом лучшем». В процессе обсуждения классный руководитель подводит участников к выводу о том, что чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребенка, чем на его достижения. Это мешает по достоинству оценить положительные качества ребенка, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Задание 2 «Что мне нравится в себе»

Участники делятся на группы по 3-5 человек.

Кл. рук.: Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества, которые вам нравятся в себе, которые вы считаете своими достоинствами. Кроме того, подумайте, как эти качества помогают вам в жизни, в работе. Затем расскажите об этом партнерам по группе.

После выполнения задания участники собираются в круг и делятся впечатлениями. Вопросы для обсуждения:

- Просто ли было определить свои достоинства? Почему?

- Что вы испытывали, когда рассказывали о себе?

- Можно ли такую игру предложить членам своей семьи? Полезна ли она, и если полезна, то чем?

 В процессе обсуждения ведущий подводит участников к тому, что, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и к другим людям. Такая «игра» дает возможность и ребенку, и взрослому открыто высказывать свое мнение, получить положительную «обратную связь», т.е. поддержку мнения о себе. Кроме того, это повод для содержательного личностного общения. Ведущий обращает внимание участников на то,  что при выполнении упражнения нельзя давать оценку высказываниям говорящего, так как это то мнение, на которое он имеет полное право.

Задание 3 «Я и ты»

Кл. рук.: Дети всегда с удовольствием слушают о своих первых годах жизни. Родители тоже когда-то были маленькими. Обмен воспоминаниями, смешные истории, которые раньше не казались такими веселыми, помогут даже самым близким людям лучше узнать и понять друг друга. Что общего в ваших воспоминаниях? В чем разница? Подумайте об этом.

Вспомните самые яркие и значительные события, относящиеся к указанному возрасту в вашей жизни и в жизни вашего ребенка.

Таблица воспоминаний.

Тестируемый

Возраст, лет

5

6

7

8

9

10

Вы

 

 

 

 

 

 

Ребенок

 

 

 

 

 

 

Если, по мнению ведущего, группа готова к откровенному общению, то после заполнения таблицы участникам предлагается:

1.      Поделиться своими размышлениями о том, в чем события их жизни походили на события жизни детей.

2.       Вспомнить, какие чувства они испытывали  в детстве в момент этого события.

3.      Подумать, похожи ли эти переживания на переживания их детей в похожих ситуациях. Если нет, то чем отличаются чувства и переживания их детей, почему им так кажется?

Если степень открытости участников группы еще не достаточна, родителям предлагается продолжить работу с таблицами дома:

1.      Предложите ребенку заполнить такую же таблицу, сравните, что помните вы о нем, а что помнит сам.

2.      Пусть каждый из членов семьи заполнит таблицу о себе.

3.      Можно устроить «семейные посиделки» с чаепитием, во время которых каждый может рассказать о том, что ему удалось вспомнить о своем детстве.

4.      Можно вместе с ребенком составить «Летопись семьи», объединив записи из всех таблиц. Такие  «Летописи» можно будет представить на уроках ОРКСЭ, посвященных теме «Семья. Семейные традиции»

 

5.      Домашнее задание.

 

 

Кл. рук.:  Постарайтесь выполнить с детьми предложенные упражнения , попробуйте начать с небольшого «анкетирования». Членам семьи нужно заполнить следующие таблицы (каждый заполняет индивидуально). Возможно, что каждому будет трудно заполнить таблицы до конца, сразу продумать 10 способов выражения благодарности, пусть будет столько, сколько смогут придумать.

Нужно повесить эти таблички на видном месте и начинать пользоваться ими в повседневной жизни. Постепенно игра превратится в добрую домашнюю традицию, и чувство уверенности, необходимое каждому человеку, появится и у самых младших членов вашей семьи. Семья – это главный источник этого чувства как для ребенка, так и для взрослого.

Я хочу, чтобы меня благодарили за…

 

10 разных способов выражения благодарности и восхищения

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

6.      Подведение итогов родительского собрания.

1.      Поделитесь своими впечатлениями о нашем сегодняшнем собрании.

2.      Что показалось интересным?

3.      О чем еще хотелось бы поговорить?

Классный руководитель выбирает форму итогового опроса родителей учащихся, зависящую от особенностей коллектива родителей данного класса. Используется устная или письменная форма.

 

Кл. рук.:  Закончить сегодняшнее собрание мне бы хотелось такими строками:

Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.

Примерное решение может быть таким:

1.      Родителя внимательнее относиться к своим детям, стараться больше времени уделять общению с ними.

2.      Возникшие вопросы помещать в письменной форме в специальный «секретный сундучок», находящийся в классе. Классному руководителю продумать возможные варианты ответов на возникшие вопросы.

3.      Анализировать различные ситуации общения с детьми. О наиболее интересных состоявшихся разговорах можно подготовить сообщение к следующему родительскому собранию.

                                                                      

 

 

 

 

 

 


 

В курсе ОРКСЭ большое внимание уделяется теме «Семья

В курсе ОРКСЭ большое внимание уделяется теме «Семья

Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её…

Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её…

Заметна ли разница в общении Вашего ребенка с членами семьи и со своими друзьями или одноклассниками? 7

Заметна ли разница в общении Вашего ребенка с членами семьи и со своими друзьями или одноклассниками? 7

Кл. рук.: Сейчас каждый из вас, уважаемые родители, называет свое имя и отчество, а затем рассказывает о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка

Кл. рук.: Сейчас каждый из вас, уважаемые родители, называет свое имя и отчество, а затем рассказывает о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка

Подумать, похожи ли эти переживания на переживания их детей в похожих ситуациях

Подумать, похожи ли эти переживания на переживания их детей в похожих ситуациях

Кл. рук.: Закончить сегодняшнее собрание мне бы хотелось такими строками:

Кл. рук.: Закончить сегодняшнее собрание мне бы хотелось такими строками:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017