Методическая разработка
Тема: «Роль семьи в
воспитании духовно –
нравственной личности
ребёнка»
Родительское собрание – диспут
Автор: Харченко Галина Васильевна,
учитель начальных классов, с. Новосанжаровка
2017 2018 учебный год
Форма проведения: Родительское собрание – диспут (4 класс)
Участники: родительский коллектив, классный руководитель
Цель: сформировать у родителей представление о духовнонравственной
составляющей в личностном развитии ребёнка.
Задачи:
1. Показать родителям значимость духовно нравственного воспитания детей в
семье;
2. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам
воспитания нравственности и формирования мировоззрения у детей
младшего школьного возраста;
3. Формировать доброжелательные и доверительные отношения между
родителями и педагогами, родителями и детьми.
Оборудование:
собрание проводится в классном помещении (столы
расставляются для работы в микрогруппах); компьютер, медиапроектор, экран,
магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клейкарандаш (по
количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по
количеству групп).
1.Организационный этап
Ход собрания
Учитель встречает родителей, предлагает занять место за одним из
столов. (При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е.
квадрат красного, зелёного или синего цвета, и занимает место согласно
выбранному им цвету
в одной из трёх родительских микрогрупп.)
Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей.
Уважаемые родители!
Духовнонравственное развитие личности
закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит
основная ответственность за приобщение детей к духовнонравственным
ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В
ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи в
воспитании.
Целевая установка «Яблоня ожиданий
Присутствующим родителям предлагается сесть по группам, каждая группа
получает по две карточки, оформленные в виде яблока. Первая карточка с
надписью «Нам хотелось бы …..», вторая карточка с надписью: «Нам не
хотелось бы …». Участникам предлагается закончить предложения. Заполненные карточки прикрепляются
ожиданий».
на магнитную доску
«Яблоня
Обсуждать тему собрания мы будем в форме WorldCafé (Мировое
Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в
непринужденной обстановке.
Этикет Кафе представлен на экране.
«Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном.
«Не отсиживайтесь» вносите свои мысли, мнения, размышления.
Говорите от всего сердца.
Слушайте, чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи.
Слушайте всех, слушайте все вместе.
Играйте – не сидите посторонним зрителем.
Получайте удовольствие!
«Шапка вопросов»
2.
Если спросить любого из нас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос
высоконравственным,
духовно богатым человеком?», то, наверняка, все
ответят утвердительно. Однако при этом почти у каждого из нас будет свое
представление о нравственности и духовности. Чтобы выяснить это, я
предлагаю вам коротко ответить на следующие вопросы.
Духовность что это? Из чего складывается духовнонравственное
воспитание?
Работа в группах (Родители в течение трёх минут думают над ответами.
Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее
интересный ответ.)
Экспертная группа. Духовность – качественная характеристика сознания и
самосознания личности, предполагает постоянный, и непрекращающийся труд
души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию
себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром
общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности
человека. Духовно нравственное воспитание это создание условий для
воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Учитель: Как Вы считаете,
почему в данное время возникла
проблема духовности, нравственности? В чем причины духовно
нравственного упадка в обществе? (После обсуждения в группах,
совместно с родителями формулируется вывод.)
Экспертная группа. Каков человек, такова его деятельность, таков мир,
который он создал вокруг себя. Дети не знакомы с традициями своего народа, у
них нет представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка
превращается в подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в
современном обществе свою значимость понятия: добродетель, милосердие,
совесть. Подростки избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим
уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности,
то пожнем, плохой урожай. Культура человека есть отражение его внутреннего
мира.
3.
Упражнение «Воображалки»
Учитель: Я продолжу наше собрание с упражнения – «воображалки».
Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших
ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво
прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно
бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к
мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное
существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его
судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос,
превратился в прекрасную птицу. Он вотвот вспорхнёт с ваших ладоней!
Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или
одиноко сидит на ветке?
Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное
гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
4.Задание «Философские вопросы»
уважение,
и
Учитель: Какими качествами должна обладать семья, чтобы
создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности?
(Родители в течение трёх минут думают над ответами.Затем листы
передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный
ответ.)
Экспертная группа: Семья – колыбель духовного рождения человека. Она
должна быть полной, материальнообеспеченной. В семье должна царить
атмосфера любви и внимания. Каждый может иметь свою точку зрения.
Доверие
взаимовыручка,
образованность,общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в
светлое будущее.
Всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного
формирования личности.
взаимоподдержка
и
Учитель: В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно
назвать это одним словом? (ценность)
Что ещё может обозначать это слово? (богатство)
Чем эти ценности отличаются друг от друга? (материальные и духовные)
Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности
матери»? (Представители от каждой группы родителей высказываются
по данным вопросам.)
Экспертная группа. Духовнонравственные ценности это ценности, лежащие в
основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его
деятельности, отражающие его идеалы.
За основу можно взять базовые ценности, актуальные для любой семьи. К ним относятся: любовь, забота о
младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура быта.
Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их
духовного источника. Понимание – это степень совпадения ценностей матери и
отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны
взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание
детей. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все
события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной
любви.
Учитель: В чём состоит различие понятий «ценности» и
«ценностные ориентации»? (После обсуждения в группах, совместно с
родителями формулируется вывод.)
Экспертная группа: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности,
исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь
семьи, является её основой. Чем полнее семья впитала лучшие качества и
свойства родов, их ценностные ориентации, чем глубже приняла в себя их дух и
назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.
5. Задание «Мозговой штурм»
Учитель: Уважаемые родители,
говоря о нравственном воспитании
ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные
ценности нужны нашим детям? Перед вами лежат листочки с ценностями.
Перечислите те из них, которые пригодятся ребенку в его будущей жизни.
(Благоразумие, активность, доброжелательность, мужество, великодушие,
справедливость, вера в Бога, честность, выдержка, индивидуализм,
искренность, карьеризм,корыстолюбие,верность, уважение к старшим,
трудолюбие, патриотизм,
терпение,
отзывчивость,сочувствие,
доверчивость,чуткость,
вежливость, ответственность, великодушие, выдержка, героизм, грубость,
гуманизм,
независимость, общительность, тактичность,талантливость, скромность,
мудрость, серьёзность, целеустремлённость, благодарность, деликатность,
зависть,
тщеславие,
цинизм,человечность).
(На работу отводится 3 минуты.
представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.)
6. «Проблемная ситуация»
По окончании обсуждения
доброта,
сострадание,
благородство,
корыстолюбие,
ненависть,
сознательность,
Учитель: Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
(Обсуждение в группах 3 минуты. Выслушиваются и обсуждаются
предложения родителей.)
Экспертная группа: Формирование нравственных ценностей происходит
ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи. Дети – это зеркало родителей,
поэтому если вы хотите чтото воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного,
этого же нужно требовать от себя. Передать родители детям могут только то, чем
обладают сами. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или
ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над
собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Они
должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет
видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям.
Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то,
насколько кто работает над собой.
8. Практикум. Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
Методы воспитания детей в семье это способы, с помощью которых
родителивлияют на сознание и поведение детей. Это убеждение, внушение,
поощрение, наказание, требование, упражнение, стимулирование, личный
пример, насилие.
Выберете 5 наиболее эффективных методов, которыми располагают взрослые
(родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какоголибо качества,
знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение»,
«поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая
крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор
опорных слов методов воспитания.
Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный
потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте
их расположение и взаимовлияние. Модели помещаются на магнитную доску.
Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона на экране рассматривается модель, предложенная
профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец –
«поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных
ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он
практически бесполезен без «упражнения» безымянный палец и «личного
примера» указательный палец. Самый малоиспользуемый метод –
«принуждение» мизинец.
9. Работа в группах. Работа с памяткой для родителей.
Уважаемые родители, перед Вами лежит памятка для родителей от
ребенка. Прочтите её внимательно. Отметьте пункты, которые Вам хорошо
знакомы и Вы их соблюдаете галочкой, а те, что хотели бы взять для себя на
заметку, обведите кружком.
Памятка родителям от ребенка
1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я
просто испытываю вас. 2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что
такое плохо.
7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне
все спокойно с глазу на глаз.
8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что
не годен.
9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это
привлекает ко мне столько внимания.
11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану
задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и
ободрения.
10. Рефлексия «Чудесная сумка»
Вот и подходит к концу наше собрание. Перед вами «чудесная сумка». Чтобы
Вы хотели положить в неё и взять с собой в будущее из приобретённых на
собрании знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение).
11. Подведение итогов
Подводя итог собрания, обратимся к «Яблоне ожиданий» выясним, все
ли смогли обсудить, что ожидали, и осталось ли что то не понятым.
Подведём итоги.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и
взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных
ценностей у детей. Младший школьный возраст – это тот период в жизни
ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного
поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как
бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им
ценность человеческой жизни и важность нравственности. Те, кто хочет
действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего,
на себя!»
Список использованных источников:
1.Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности.
2.Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004.
3.Духовнонравственное воспитание школьников: методический материал //
Начальная школа. 2006. N 11.
4.Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.
5.Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы:
методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. 2007.
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.