Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Оценка 4.9

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
классное руководство
4 кл
24.08.2018
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Презентация к родительскому собранию
Харченко Г.В_ род. собрание.docx
Методическая разработка  Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка» Родительское собрание – диспут Автор: Харченко Галина Васильевна, учитель начальных классов, с. Новосанжаровка 2017­ 2018 учебный год Форма проведения: Родительское собрание – диспут (4 класс) Участники: родительский коллектив,  классный руководитель  Цель:  сформировать   у   родителей   представление   о   духовно­нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка. Задачи:  1. Показать родителям значимость духовно ­ нравственного воспитания детей в семье;  2. Повысить   педагогическую   компетентность   родителей   по   вопросам воспитания   нравственности   и   формирования   мировоззрения   у   детей младшего школьного возраста; 3. Формировать   доброжелательные   и   доверительные   отношения   между родителями и педагогами, родителями и детьми. Оборудование:  собрание   проводится   в   классном   помещении   (столы расставляются для работы в микрогруппах); компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска   и   оформление к ней; маркеры, бумага, клей­карандаш (по количеству   групп);   изображение   ладони   и   набор   опорных   слов   к   ним   (по количеству групп). 1.Организационный этап Ход собрания Учитель     встречает   родителей,     предлагает   занять   место   за   одним   из столов.  (При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е. квадрат  красного,  зелёного  или  синего  цвета,   и  занимает   место   согласно выбранному   им   цвету     в   одной   из   трёх   родительских   микрогрупп.) Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей. Уважаемые   родители!  Духовно­нравственное   развитие   личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная   ответственность   за   приобщение   детей   к   духовно­нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе   совместной   работы   мы   определим,   в   чём   заключается   роль   семьи     в воспитании. Целевая установка  «Яблоня ожиданий  Присутствующим родителям   предлагается  сесть по группам, каждая группа получает   по две карточки, оформленные в виде яблока. Первая карточка с надписью   «Нам   хотелось   бы   …..»,   вторая   карточка   с   надписью:   «Нам   не хотелось   бы   …».   Участникам   предлагается   закончить   предложения. Заполненные   карточки   прикрепляются   ожиданий».                                                                       на   магнитную   доску     «Яблоня Обсуждать   тему   собрания   мы   будем   в   форме  WorldCafé   (Мировое Кафе)   –   это   технология   организации   дискуссии   в   малых   группах   в непринужденной обстановке. Этикет Кафе  представлен на экране. «Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном. «Не отсиживайтесь» ­ вносите свои мысли, мнения, размышления. Говорите  от всего сердца.                                                                                             Слушайте, чтобы понимать.                                                                                           Связывайте и соединяйте идеи.                                                                                     Слушайте всех, слушайте все вместе.                                                                           Играйте – не сидите посторонним зрителем.                                                               Получайте удовольствие!     «Шапка вопросов» 2. Если спросить любого из нас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным,   духовно   богатым   человеком?»,   то,   наверняка,   все ответят утвердительно.   Однако при этом почти у каждого из нас будет свое представление   о   нравственности   и   духовности.   Чтобы   выяснить   это,   я предлагаю вам коротко  ответить на следующие вопросы. ­Духовность   ­ что это? Из чего   складывается духовно­нравственное воспитание? Работа в группах (Родители в течение трёх  минут думают над ответами. Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.) Экспертная   группа.  Духовность   –   качественная   характеристика   сознания   и самосознания личности, предполагает постоянный,   и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя.   Духовность   человека   выступает   изначальным   базисным   ориентиром общества   в   целом.   Поэтому   так   значимо   духовное   становление   личности человека.   Духовно   ­   нравственное   воспитание   ­   это   создание   условий   для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Учитель:  Как   Вы   считаете,  почему   в   данное   время   возникла проблема   духовности,   нравственности?  В   чем   причины   духовно­ нравственного   упадка   в   обществе?  (После   обсуждения   в   группах, совместно с родителями формулируется вывод.) Экспертная   группа.  Каков   человек,   такова   его   деятельность,   таков   мир, который он создал вокруг себя. Дети не знакомы с традициями своего народа, у них нет представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в современном   обществе   свою   значимость   понятия:   добродетель,   милосердие, совесть. Подростки избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности, то пожнем, плохой урожай. Культура человека есть отражение его внутреннего мира.  3. Упражнение  «Воображалки» Учитель:  Я продолжу наше собрание с упражнения –   «воображалки». Сделайте   перед   собой   ладошки,   как   гнёздышко.   Представьте,   что   на   ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь   к   вашим   ласковым,   нежным   рукам.  Почувствуйте,  как   трепетно бьётся   его   маленькое   сердце.   Согрейте   его   своим   теплом,   прикоснитесь   к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете?  Нежность и любовь, ответственность за его судьбу.   Благодаря   вашему   участию   и   вниманию   птенец   окреп,   подрос, превратился   в   прекрасную   птицу.   Он   вот­вот   вспорхнёт   с   ваших   ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке? Вы   уже   догадались,   что   речь   идёт   о   наших   любимых   детях,   а   уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья. 4.Задание «Философские вопросы» уважение,     и   Учитель:  Какими   качествами   должна   обладать   семья,   чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности? (Родители   в   течение   трёх     минут   думают   над   ответами.Затем   листы передаются   экспертной   группе,   которая   выделяет   наиболее   интересный ответ.) Экспертная группа:  Семья – колыбель духовного рождения человека.     Она должна   быть   полной,   материально­обеспеченной.   В   семье   должна   царить атмосфера   любви   и   внимания.   Каждый   может   иметь     свою   точку   зрения. Доверие взаимовыручка, образованность,общение   на   равных,  уважение   к   семейным   традициям,   вера   в светлое будущее. Всё   это   создаёт   благоприятную   среду   для   эмоционального   и   нравственного формирования личности.  взаимоподдержка   и   Учитель:  В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (ценность) ­Что ещё может обозначать это слово? (богатство) ­Чем эти ценности отличаются друг от друга? (материальные и духовные) ­Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности  матери»?  (Представители от каждой группы родителей высказываются  по данным вопросам.) Экспертная группа. Духовно­нравственные ценности это ценности, лежащие в основе   отношения   человека   к   миру   и   самому   себе,   придающие   смысл   его деятельности,   отражающие   его   идеалы.  За   основу   можно   взять   базовые ценности, актуальные для любой семьи.   К ним относятся: любовь, забота о младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура быта. Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их духовного источника. Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца.   Чем   выше   степень   совпадения   ценностей,   тем   более   гармоничны взаимоотношения   в   семье,   тем   больше   единства   во   взглядах   на   воспитание детей.   Радость   и   горе   в   духовно   здоровой   семье   становятся   общими:   все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Учитель:  В   чём   состоит   различие   понятий   «ценности»   и «ценностные  ориентации»?  (После   обсуждения   в   группах,     совместно   с родителями формулируется вывод.) Экспертная группа: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности,  исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь  семьи, является её основой. Чем полнее семья впитала лучшие качества и  свойства родов, их ценностные ориентации, чем глубже приняла в себя их дух и  назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.  5. Задание «Мозговой штурм»       Учитель:  Уважаемые   родители,  говоря   о   нравственном   воспитании ребёнка   в   семье,   необходимо   чётко   представлять   себе,  какие     нравственные ценности   нужны   нашим   детям?   Перед   вами   лежат   листочки   с   ценностями. Перечислите   те   из   них,   которые   пригодятся   ребенку   в   его   будущей   жизни. (Благоразумие, активность, доброжелательность, мужество, великодушие, справедливость,   вера   в   Бога,   честность,   выдержка,   индивидуализм, искренность,   карьеризм,корыстолюбие,верность,   уважение   к   старшим, трудолюбие, патриотизм,   терпение, отзывчивость,сочувствие, доверчивость,чуткость, вежливость, ответственность, великодушие, выдержка, героизм, грубость, гуманизм,   независимость, общительность, тактичность,талантливость, скромность, мудрость, серьёзность, целеустремлённость, благодарность, деликатность, зависть,   тщеславие, цинизм,человечность). (На   работу   отводится   3   минуты. представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.) 6. «Проблемная ситуация»   По   окончании   обсуждения доброта, сострадание,   благородство,   корыстолюбие,   ненависть,   сознательность, Учитель: Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка? (Обсуждение   в   группах   3   минуты.   Выслушиваются   и   обсуждаются предложения родителей.) Экспертная   группа:  Формирование   нравственных   ценностей   происходит ежедневно, незаметно.  Это образ жизни семьи. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите  что­то воспитать в ребенке, начните с себя.    Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Передать родители детям могут  только то, чем обладают   сами. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой,   чтобы   совершенствоваться   в   своей   духовной   и   нравственной   жизни.   Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям.  Ибо   в   духовной   жизни   важно   не   то,   насколько   ты   совершенен,   а   то, насколько кто работает над собой. 8. Практикум.  Создание модели «Воспитательный потенциал семьи». Методы   воспитания   детей   в   семье  ­  это   способы,  с  помощью   которых родителивлияют   на   сознание   и   поведение   детей.   Это   убеждение,   внушение, поощрение,   наказание,   требование,   упражнение,   стимулирование,   личный пример, насилие. ­ Выберете 5 наиболее эффективных  методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого­либо качества, знания, навыка? В   результате   общего   обсуждения   выделяем   методы:   «убеждение», «поощрение»,   «упражнение»,   «личный   пример»,   «принуждение»   (исключая крайнюю форму – насилие). Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  ­ методов воспитания. ­ Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.   В   качестве   эталона   на   экране     рассматривается   модель,   предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый   метод при формировании нравственных ценностей.   Средний   палец   –   «убеждение»,   данный   метод   основной,   но   он практически   бесполезен   без   «упражнения»   ­   безымянный   палец   и   «личного примера»   ­   указательный   палец.   Самый   малоиспользуемый   метод   – «принуждение» ­ мизинец.  9. Работа в группах. Работа с памяткой для родителей. Уважаемые   родители,   перед   Вами   лежит   памятка   для   родителей     от ребенка. Прочтите её внимательно.   Отметьте   пункты, которые   Вам хорошо знакомы и Вы их соблюдаете галочкой, а те, что хотели бы взять для себя  на заметку, обведите кружком.  Памятка родителям от ребенка 1.Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас. 2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас. 4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком». 5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. 7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен. 9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца. 10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания. 11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне. 12.Не беспокойтесь, что мы проводим  вместе мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения. 10. Рефлексия «Чудесная сумка» Вот и подходит  к концу наше собрание.  Перед вами «чудесная сумка». Чтобы Вы хотели положить в неё   и взять с собой в будущее из приобретённых на собрании знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение). 11. Подведение итогов    Подводя итог  собрания,  обратимся  к «Яблоне ожиданий» выясним,  все ли     смогли   обсудить,   что       ожидали,   и     осталось   ли   что   то   ­   не   понятым. Подведём   итоги.  Родители   и   педагоги,   при   условии   сотрудничества   и взаимодействия, имеют   практическую стратегию формирования нравственных ценностей   у   детей.   Младший   школьный   возраст   –   это   тот   период   в   жизни ребёнка,   когда   возможно   заложить   фундамент   сознательного   нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями   мы   научим   наших   детей   тому,   как   «открыть»   своё   сердце,   как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность   человеческой   жизни   и   важность   нравственности.  Те,   кто   хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!» Список использованных источников: 1.Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. 2.Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004.  3.Духовно­нравственное   воспитание   школьников:   методический   материал   // Начальная школа. ­ 2006. ­ N 11. 4.Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004. 5.Мартьянова   А.И.   Нравственное   воспитание:   содержание   и   формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. ­ 2007.

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно- нравственной личности ребенка" (диспут 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2018