Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Оценка 4.6

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.01.2018
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
«Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер). Семья – важная часть жизни каждого человека. Радостные события, происходящие в семье, как правило, делают нас счастливыми. И, напротив, трудности и проблемы, возникающие в отношениях с близкими людьми, доставляют максимальное огорчение. Значимость семьи в жизни каждого человека сложно переоценить. Трудно не согласиться с выражением Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства». Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
родительское собрание 1 четверть 2017.docx
Пояснительная записка.           «Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер). Семья   –   важная   часть   жизни   каждого   человека.   Радостные   события, происходящие в семье, как правило, делают нас счастливыми. И, напротив, трудности   и   проблемы,   возникающие   в   отношениях   с   близкими   людьми, доставляют   максимальное   огорчение.   Значимость   семьи   в   жизни   каждого человека сложно переоценить. Трудно не согласиться с выражением Антуана де Сент­Экзюпери «Все мы родом из детства».             Семья – это исторически­конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в   которой   обусловлена   потребностью   общества   в   физическом   и   духовном воспроизводстве населения. 1.   Большинство   современных   психологов   рассматривают   семью   как социальную   систему,   представляющую   собой   комплекс   элементов   и   их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. 2.   Такое   понимание   семьи   позволяет   рассматривать   семью   не   просто   как определенное количество ее членов, а как некую целостность, основанную на связях   и   отношениях   между   ними.   Все   происходящее   в   семье   является результатом тех отношений, которые в ней сформировались, а не следствием намерений или действий кого­то из ее членов. Системный характер семейных отношений   лучше   всего   проявляется   в   поведении   детей,   которые,   как правило,   являются   «зеркалом»,   в   котором   находит   отражение   все происходящее в семье. Часто за нарушениями поведения ученика или   его школьной неуспеваемостью лежат именно нарушения отношений в семье. Семейная   система   —   это   открытая   система,  которая   находится   в постоянном   взаимообмене   с   окружающей   средой.   Из   этого   положения следуют два вывода: 1. Все происходящее вне семьи может оказывать на нее влияние.   Так,   семья   восприимчива   к   различным   социальным   и   экономическим изменениям, которые происходят в обществе. Успехи или неуспехи ребенка в школе   также   влияют   на   внутренний   микроклимат   семьи.   Если   ребенок успешен,   то   родители   получают   подтверждение   своей   педагогической компетентности. Неуспехи ребенка заставляют родителей пересмотреть свои воспитательные цели и средства. 2.  Все происходящее внутри семьи оказывает влияние на ее внешнее окружение.  Многое  из того, что происходит в семье, является следствием сложившихся в ней отношений. Семейная   система   –   это   самоорганизующаяся   система,  то   есть   поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.   Всё   происходящее   в   семье   неслучайно:   «если   в   семье   что­то происходит, значит семье это для чего­то нужно». Изменения семьи или ее отдельных членов возможны только путем изменения той системы отношений, которая сложилась в семье.  Актуальность:   Тема «Стили семейного воспитания» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но зачастую, родители, не всегда задумываемся о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Одни родители считают, что только путем применения различных методов наказания   можно   вырастить   настоящего   человека.   Другие,   наоборот, чрезмерно заботятся и опекают ребенка от всевозможных проблем, следят за каждым   его   шагом,   наивно   полагая,   что   правильно   воспитывают.   Как добиться, чтобы воспитание было правильным и целесообразным?  Тема родительского собрания: «Стили семейного воспитания» Цель:  просвещение   родителей,   повышение   их   психолого­педагогической компетентности в формировании личности  ребенка. Задачи: ­информировать родителей о существующих стилях воспитания; ­показать родителям важность и значимость семейного воспитания;  ­способствовать   повышению   эффективности   взаимоотношений   между ребенком и родителями. ­содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания,  ­ организовать творческое и активное участие родителей в работе группы; ­ помочь родителям  определить  свой  стиль воспитания детей в семье; ­дать практические рекомендации по воспитанию детей. Предварительная подготовка: ­анкетирование родителей (приложение 1); ­подготовка презентации «Стили семейного воспитания». Организация пространства; ­встреча проходит в классе либо в кабинете психологии; ­столы расставлены полукругом для работы в группах; ­для   каждой   группы   на   столе   раздаточный   материал:   ручки,   ножницы, фломастеры, журналы, ватман; ­родители рассаживаются по  группам, для этого при входе родителей в класс раздаются жетоны разных цветов (4 цвета); Оборудование:    Ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Особенности семейного  воспитания»,  ручки,  фломастеры,   ватманы,  ножницы,  журналы, иллюстрации, материал   «Стили семейного воспитания», буклет и памятки для родителей.  Знания,   умения,   навыки   и   качества,   которые   актуализируют, приобретают, закрепляют родители в ходе родительского собрания:  Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют   при   воспитании   наших   детей.   Узнают   о   том,   как   происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами.  Познакомятся с тем, что  можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье. Тип   родительского   собрания: сопровождением.   с   мультимедийным  практикум   1этап. Организационный момент Ход родительского собрания: Посейте поступок ­ пожнете привычку,  посейте привычку ­ пожнете характер,  посейте характер ­ пожнете судьбу.    (У.Теккерей)   «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на  старости лет ­ вот, по­моему, одна из самых мудрых истин материнства и  отцовства».  В.А. Сухомлинского   Ход собрания Этапы собрания 1этап.  Организационный этап.   ­включение   родителей в  деятельность; ­выделение  содержательной  области; Добрый   вечер,   уважаемые   родители.   Эпиграфом сегодняшней нашей встречи будет восточная мудрость. «Если ты думаешь на год вперед ­ посади семя. Если ты  думаешь на десятилетие вперед ­ посади дерево. Если  ты думаешь на век вперед – воспитай человека».  (Слайд №1) Каждый   родитель   желает   вырастить   своего   ребёнка счастливым,   здоровым,   успешным,   умным.   Чтобы   он выбрал   правильную   дорогу,   смог   получить   хорошую профессию,   создал   счастливую   семью   и   достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый   родитель   для   своего   ребёнка   желает   лучшей доли.         Давайте внимательно посмотрим на себя. Что мы считаем   любовью   по   отношению   к   себе?   Мы   хотим, чтобы нас понимали, принимали такими, какие мы есть, и доверяли нам. Всё. Больше ничего не надо. Если это есть,   то   будет   и   забота,   и   нежность,   и   все   прочие внешние проявления любви.      Являются ли для нас проявлением любви, сделанные нам замечания (пусть даже справедливые, указывающие на   наши   недостатки)?   Разве   для   нас   это   означает любовь? Нет, такое отношение мы назвали бы насилием над   нами,   то   есть   злом.   Но   ведь   именно   так   мы действуем   по   отношению   к   нашим   детям.   Пока   они маленькие,   слабые,   беспомощные,   зависимые,   они   не осознают нашей неправоты. Мы для них цари и боги. Но когда   они   начинают   подрастать,   тут­то   мы   и   видим результаты   своего   воспитания.   Ребенок   в   ответ   на привычное замечание родителей, может выказать обиду, рассердиться,   отказаться   выполнять   их   требования. Между родителями и детьми растет стена непонимания, возникает   отчуждение,   конфликт…  Известно,   что главной   характеристикой   семейного   воспитания является его стиль. Стиль семейного воспитания – это установки   и   соответствующее   поведение   родителей, которые   не   связаны   именно   с   данным   ребенком,   а характеризуют   отношение   взрослых   к   детям   вообще. (Г. М. Коджаспирова)    Так вот,  чтобы избежать этих конфликтных ситуаций, мы   сегодня   с   вами   поговорим   о   стилях   воспитания, попытаемся определить свой стиль воспитания  и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно   предотвратить,   зная   основные   характеристики стилей родительского поведения.  Работать   мы   будем   в   группах.   При   входе   вы   все Сообщение темы,  цели, задач  родительского  собрания. Презентация. 2этап. Основной  этап собрания. 1.Работа в  группах.  Каждой группе  предлагается найти в соответствии с  иллюстрацией,  подходящий стиль  семейного  воспитания  с  помощью  раздаточного  материала., где  получили   жетоны   разного   цвета.     Для   того   чтоб   мы распределились на рабочие  группы, нужно пересесть за тот   стол,     который   соответствует   вашему   жетону   по цвету. На каждом из четырех столов цветные указатели. Тема:  нашей   сегодняшней   встречи   «Стили  (Слайд№2)   Мы   с   вами семейного   воспитания». познакомимся   с   видами     семейного   воспитания, поработаем   в   группах;   попробуем   проверить   себя   на знание стилей семейного воспитания; узнаем результаты анкетирования,   а   значит,   определим,   какие   стили семейного   воспитания   преобладают   в   нашем родительском коллективе, а также проявим творчество и   мастерство   в   создании   коллажа   (интрига   ­   каким должен быть стиль семейного воспитания). Работая   в   группах,   мы   будем   придерживаться следующих правил: ­дано время на обсуждение; ­выбор представителя(ей) для ответа;  ­каждый   имеет   право   на   свое   высказывание,   если   не согласен с ответом (Слайд №3) По   поводу   воспитания   детей   существует   множество теорий.   Родители,   воспитывая   детей,   обычно   не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им   подсказывают   интуиция,   жизненный   опыт   и складывающиеся   обстоятельства.   Короче   –   как получится. А как же получается? Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача: 1.   Узнать     и   назвать   героев   на   иллюстрации.   Назвать произведение или фильм. 2.   По   каким   признакам   вы   решили,   что   именно   этот стиль воспитания соответствует иллюстрации? 3.   Найти   в   раздаточном   описание, соответствующее иллюстрации. 4. По возможности дать определение стилю семейного воспитания. 1группа. Сказка «Золушка» западноевропейская сказка, известная под редакцией Шарля Перо.   материале   подходящее указаны стили  семейного  воспитания.  (Приложение 1) 2. Знакомство со  стилями  семейного  воспитания. Характеристики  стилей семейного  воспитания. Мини  ­ лекция.  Авторитарный стиль воспитания.  2 группа. Сказочная повесть английской писательницы Памелы Трэверс  «Мери Поппинс». Демократический стиль воспитания. 3 группа. Сказка «Колобок».  Либеральный стиль воспитания. 4 группа. Фильм «Похороните меня за плинтусом». Индифферентный стиль воспитания. Время для работы три минуты. Выступление каждой группы. 3. Характеристика стилей поведения.  Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и   умом,   осознание   своей   ответственности   за   судьбу маленького   человека   поможет   взрослым   выбрать   тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.  Что   важнее  воспитание,   обучение   или   развитие ребёнка?   Важно   всё!   Это   процессы,   которые   связаны друг   с   другом,   дополняют   друг   друга,   происходят одновременно.   (Слайд №4).  Кто в большей степени: школа или семья, ответственны в осуществлении этих процессов? Обучением, развитием и воспитанием детей занимается и школа, и семья. Но в большей   степени   ответственность   за   обучение возлагается на школу, развитие ребёнка – на школу и семью,   за   воспитание   ребёнка   ответственность   несёт семья.   (Слайд №5)  В   настоящее   время,   учёными   выдвинуто   4   стиля воспитания.  (Слайда №6)    (автократический, Авторитарный:  диктат, доминирование);  характеризуется   высоким   контролем, родители   ждут   неукоснительного   выполнения   своих требований;  отношения  холодные,  отстранённые.  Дети замкнуты,   боязливы   и   угрюмы,   непритязательны   и раздражительны.   Девочки   в   большинстве   своём   – пассивны   и   зависимы,   мальчики   –   неуправляемы   и агрессивны.  Демократический: (авторитетный, гармоничный стиль, сотрудничество);    предполагает   высокий   уровень контроля,   когда   родители   признают   и   поощряют растущую   автономию   своих   детей,   а   также   тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения   своих   требований).   Как   результат   –   дети социально   адаптированы,   уверены   в   себе,   способны   к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.   Либеральный    (невмешательство,   в   некоторых источниках   либеральный   стиль   приравнивается   к попустительскому:  предполагает   низкий   уровень контроля   и   тёплые   отношения.   Родители   слабо   или совсем   не   регламентируют   поведения   ребёнка.   Хотя родители   открыты   для   общения   с   детьми, доминирующее направление коммуникации ­ от ребёнка к   родителям,   детям   предоставлен   избыток   свободы, родители   не   устанавливают   каких­либо   ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя   неадекватно   и   импульсивно,   нетребовательны   к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными   и   творческими   людьми.   Но   это   – воспитание эгоиста.    Попустительский   стиль  (синонимы   в   других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);  с низким уровнем контроля и холодными отношениями.   Родители   не   устанавливают   для   детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения.   Из­за   обремененности   собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие   сочетается   с   враждебностью,   ребёнок проявляет   разрушительные   импульсы   и   склонность   к отклоняющемуся от норм поведению.  Стили   воспитания   применяются   родителями неосознанно,   но   их   не   может   не   быть.   Отсутствие воспитания – тоже стиль. Представим   характеристику   каждого   стиля   в   виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей,  во  второй –  поведение  детей  в  результате применения стиля. Авторитарный стиль и его характеристика. Поведение родителей (Р.): Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень   контроля   и   холодные   отношения.   Р.   имеют четкие   представления   о   том,   каким   должен   быть   их ребенок   и   достигают   цели   любыми   способами.   Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива,   самостоятельность   ребенка   всячески подавляются.   Р.   диктуют   правила   поведения,   сами определяют   гардероб,   круг   общения,   режим   дня. Активно   применяются   методы   наказания,   командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу   не   учит!».   В   то   же   время   Р.   стремятся   дать своему   ребенку   все   самое   лучшее:   одежду,   еду, образование.   Все,   кроме   любви,   понимания   и   ласки. Ключевые   слова   авторитарного   стиля:   Делай,   как   я хочу! Поведение детей (Д.): Дети   испытывают   дефицит   родительской   ласки   и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со   слабым   Я,  неспособная   на   контакт   с  окружающим миром.   Результаты   излишне   требовательного воспитания:   либо   пассивность,   либо   агрессивность. Одни   дети   спасаются   бегством,   замыкаясь   в   себе, другие   отчаянно   борются,   выпуская   колючки. Отсутствие   близости   с   родителями   вызывает враждебность,   подозрительность   и   к   окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь   ребенку –  первоочередная  задача  авторитарных родителей. (Слайд №7) Демократический стиль и его характеристика Поведение родителей (Р.): Теплые   отношения,   высокий   контроль   –   оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители­ демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются   к   их   мнению.   Они   координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти   на   помощь,   культивируя,   тем   не   менее, самостоятельность   и   ответственность.   Р.   и   Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается   за   взрослым.   Демократический   стиль   можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Поведение детей (Д.): Демократический   стиль   формирует   гармоничный   тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными,   рассудительными,   уверенными   в   себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они   прислушиваются   к   замечаниям   и   стараются контролировать   свое   поведение.   Д.   часто   становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее.   Такие   Д.   доставят   минимум   хлопот,   а   став взрослыми, будут опорой для семьи. (Слайд №8) Либеральный стиль и его характеристика     формирует Поведение родителей (Р.) В   отличие   от   попустительского   стиля,   либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения,   запреты,   реальная   помощь,   которая   так нужна   маленькому   человечку   в   большом   мире, отсутствуют.   Р.   ошибочно   полагают,   что   такое воспитание самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят   целей   воспитания   и   развития,   пуская   все   на самотек.   Уровень   контроля   низкий,   но   отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним   и   прощают   шалости.   Выбор   либерального   стиля может быть обусловлен  слабостью темперамента Р., их природной   неспособностью   требовать,   руководить, организовывать.   Они   или   не   умеют,   или   не   хотят воспитывать   ребенка   и   к   тому   же   снимают   с   себя ответственность   за   результат.   Ключевая   фраза:   Делай то, что считаешь нужным. Поведение детей (Д.): Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе.   Совершая   ошибки,   они   вынуждены   сами   их анализировать   и   исправлять.   Став   взрослыми,   по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д.   вероятно   развитие   эмоциональной   отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода?  Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует   опасность   вовлечения   Д.   в   асоциальные группы,   поскольку   Р.   неспособны   контролировать   их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот   неуправляемые   и   импульсивные.   В   лучшем случае   Д.   родителей­либералов   все   же   становятся сильными,   творческими,   активными   людьми.   (Слайд №9) Попустительский стиль и его характеристика        Поведение родителей (Р.)   Родители   (Р.)   неосознанно   демонстрируют   холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений,   их   интересуют   исключительно собственные   проблемы.   Р.   убеждены,   что   если   их ребенок   одет,   обут   и   накормлен,  то   их   родительский долг   выполнен.   Главный   метод   воспитания   –   кнут   и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение   –   «лишь   бы   не   орал».   Р.   часто демонстрируют   двуличное   отношение   к   окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь   и   доверие,   подчеркивая   его   достоинства   и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь    Поведение детей (Д.)   (Д.)   предоставлены   сами   себе.   В   одиночку   они вынуждены   разбираться   со   своими   маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя   одинокими.   Д.   полагаются   только   на   себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество,   лесть,   подхалимаж,   любят   врать, ябедничать   и   хвастаться.   Такие   дети   не   имеют собственного   мнения,   не   умеют   дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс   обучения   для   Д.   неважен,   важен   конечный результат   –   отметка,   которую   порой   они   стремятся выплакать,   отстоять,   оспорить.   Д.   ленивы,   не   любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не   выполняют,   но требовательны к другим. У них всегда кто­то виноват. Самоуверенность   в   старшем   возрасте   граничит   с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации. (Слайд №10)   нетребовательны   к   себе, Вероятно,   после   ознакомления   с   характеристиками стилей,   у   вас   возник   вопрос:   «Как   же   так?   В   нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей   семье   все   стили   имеют   место   быть!»   или   «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете   правы.   Стили   семейного   воспитания   не   всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых   семьях   сотрудничество   порой   может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.     чередование Беспорядочное стилей, непоследовательные   действия   родителей   говорят   о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться   с   заботой,   и   тогда   сотрудничество перерастает   в   гиперопеку.   В   некоторых   источниках можно   встретить   описание   рассудительного   и состязательного   стилей,   но   их,   опять   же,   можно рассматривать как варианты основных 4 стилей. Так   как   же   нужно   воспитывать   детей?   Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным,   хотя   в   плане   развития   личности   он, безусловно, лучший. Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия   воспитания   самих   родителей.   Сколько родителей   –   столько   и   мнений.   А   что   Вы   об   этом думаете? Невольно   приходят   на   ум   слова   Л.   Н.   Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».             стиль стиль стиль   Инструкция. Родителям предлагается создать коллаж на темы: воспитания», «Авторитарный воспитания», «Демократический «Либеральный воспитания» « Индифферентный стиль воспитания». Для работы с   коллажем   участникам   предоставляются   листы ватмана   и  различные  газеты,  журналы,  рекламные проспекты.   Коллаж   создается   каждой   группой индивидуально. Выбор темы путем жребия. ­   Чтобы   немного   разнообразить   нашу   работу,   в завершении   нашей   мини   ­   лекции   предлагаю   вам творческую   работу   создать   коллаж   на     общую   тему «Стили семенного воспитания», но каждая группа будет представлять свой стиль се семейного воспитания. Темы: воспитания», «Демократический   стиль   воспитания»,   «Либеральный стиль   воспитания»   « Индифферентный   стиль воспитания».  На   своем   коллаже   вы   можете   поместить   картинки, надписи,   рисунки   –   оформить   по   своему   желанию   и усмотрению,   как   вы   представляете   стиль   семенного воспитания, выпавший вам по жребию. После   завершения   работы   в   группе   предоставляется право выступить с представлением своего коллажа. «Авторитарный     стиль   3 этап.  Закрепление  полученных   знаний. Создание коллажа. Цель:  реконструкция реальных   детско­ родительских отношений;  организация творческого подхода семейному воспитанию. к   Заключительный этап. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы   посмотреть,   как   происходит   процесс взаимодействия между родителями и детьми. Семья так много   значит   для   каждого   из   нас,   что   закончить разговор   о   семье,   о   тех   событиях,   которые   в   ней происходят,   достаточно   сложно.   В   представленных материалах   мы   рассмотрели   лишь   некоторые   аспекты жизни семьи. Надеемся, что знакомство с ними позволит вам понять происходящее в ваших семьях и изменить к   В   завершение   можно   процитировать лучшему. следующие   строки   одного   из   популярных стихотворений: Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!  Дорогие родители! Школа   предлагает   вам   сотрудничество   в   воспитании вашего   ребенка.   Ваш   ребенок   для   вас   ­   это   ваше будущее,   это   ваше   бессмертие.   Ведь   каждый   человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках.   И   вы,   конечно,   хотите,   чтобы   ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только   сохранило   все   ваши   достоинства,   но   и приумножило их. Мы ­ школа, учителя тоже крайне заинтересованы в том, чтобы   ваш   ребенок   стал   полноценным   человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого  мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для   того   чтобы   наше   сотрудничество   было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании   вашего   ребенка   следующих   основных правил семейного воспитания.  В   окончании   нашей   сегодняшней   встречи,   хочу ознакомить   вас   с   результатами   анкетирования. Представление результатам анкетирования  (Слайд №11)   диаграммы   по    ­Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня? ­ Что было самым неожиданным? ­   Какие   вопросы,   пожелания   возникли   в   ходе сегодняшней встречи? (Слайд №11) Памятки. Рефлексия. (Приложение 1) Авторитарный:  характеризуется   высоким   контролем,   родители   ждут неукоснительного   выполнения   своих   требований;   отношения   холодные, отстранённые.   Дети   замкнуты,   боязливы   и   угрюмы,   непритязательны   и раздражительны.   Девочки   в   большинстве   своём   –   пассивны   и   зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Демократический: предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают   и   поощряют   растущую   автономию   своих   детей,   а   также   тёплые отношения   (родители   открыты   для   общения,   допускают   изменения   своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.  Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители   слабо   или   совсем   не   регламентируют   поведения   ребёнка.   Хотя родители   открыты   для   общения   с   детьми,   доминирующее   направление коммуникации­   от   ребёнка   к   родителям,   детям   предоставлен   избыток свободы, родители не устанавливают каких­либо ограничений. Дети склонны к   непослушанию   и   агрессивности,   ведут   себя   неадекватно   и   импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.   Индифферентный(…):  с   низким   уровнем   контроля   и   холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны   к   детям,   закрыты   для   общения.   Из­за   обремененности собственными   проблемами   не   остаётся   сил   для   воспитания   детей.   Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению. Анкета для  родителей. Цель анкетирования ­ выявление стиля семейного воспитания в семьях  воспитанников. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер  человека – наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих  родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной  роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас  Фуллер). 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах  пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять  возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об  этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от  проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и  контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую­то сумму. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел  одноклассник? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды  недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди  порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от  общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока  это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по  душе. 8. Дочь­подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где  соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы  вы ее? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят  отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в  ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю. Стиль поведения  Номера вопросов  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Б  В  В  Г  В  Г  А Б  Г  Б  авторитетный  А А Г  В  Б  Б  Б  А А А  авторитарный  либеральный  В  Б  Б  Б  А А Г  В  В  В  индифферентный  Г  Г  А А Г  В  В  Г  Б  Г Обработка и интерпретация результатов Отметьте   в   таблице   выбранные   вами   варианты   ответов   и   определите   их соответствие   одному   из   типов   родительского   поведения.   Чем   больше преобладание   одного   из   типов   ответов,   тем   более   выражен   в   вашей   семье определенный воспитания. Если   среди   ваших   ответов   не   преобладает   какая­то   одна   категория,   то   речь, вероятно,  идет   о   противоречивом   стиле   воспитания,  когда   отсутствуют   четкие принципы,   и   поведение   родителей   диктуется   сиюминутным   настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все­таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя. стиль     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правила семейного воспитания 1.   Семья   ­   это   материальная   и   духовная   ячейка   воспитания   детей, супружеского   счастья   и   радости.   Основой,   стержнем   семьи   является супружеская   любовь,   взаимная   забота   и   уважение.   Ребенок   должен   быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой,   считающим,   что   «все   должно   быть   для   него».   За   такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом ­ пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в отношениях к ребенку. 2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. 3. Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в   процессе   жизни   в   семье   полезного,   ценного   жизненного   опыта.   Главное средство   воспитания   ребенка   ­   это   пример   родителей,   их   поведение, деятельность, заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова ­ вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи. 4.   Развитие   ребенка   ­   это   развитие   его   самостоятельности.   Поэтому   не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что­то не так как надо: ему полезен! опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе   с   ним,   но   не   наказывайте   за   них.   Предоставьте   ему   возможность попробовать   себя   в   разных   делах,   чтобы   определить   свои   способности, интересы и склонности. 5. Основа поведения ребенка ­ это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать   добро   и   зло.   Разъясняйте   вред   куреня,   алкоголя,   наркотиков, распущенности,   вещизма,   лжи.   Учите   его   любить   свой   дом,   свою   семью, добрых   людей,   свой   край.   Важнейшей   привычкой   для   него   должно   стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением. 6.   Для   воспитания   ребенка   очень   вредны   противоречия   в   требованиях родителей.   Согласуйте   их   между   собой.   Еще   более   вредны   противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы. 7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависят от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль ­   это   демократический,   когда   детям   предоставляется   определенная самостоятельность, когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно,   необходим   контроль   за   поведением   и   учением   ребенка   с   целью оказания   ему   помощи   в   трудных   ситуациях.   Но   важнее   всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей   деятельности   и   поведения.   Не   оскорбляйте   ребенка   своими подозрениями,  доверяйте   ему.  Ваше   доверие,  основанное   на  знании,  будет воспитывать   у   него   личную   ответственность.   Не   наказывайте   ребенка   за правду, если он признался в своих ошибках сам. 8.  Приучайте   ребенка   заботиться   о   младших   и  старших   в  семье.  Мальчик пусть   уступает   девочке,   с   этого   начинается   воспитание   будущих   отцов   и матерей, подготовка счастливого супружества. 9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6­7 лет, когда   у   него   возникает   внутренняя   позиция   школьника,   осознание   своих чувств и переживаний; кризис полового  созревания, проходящий  обычно у девочек   на   2   года   раньше,   чем   у   мальчиков;   и   юношеский   кризис   поиска своего   места   в   жизни.   Будьте   внимательны   к   ребенку   в   эти   кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому. 10. Семья ­ это дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!                                                                                         (Приложение 7) Правила общения детей и взрослых  Как можно меньше ворчать друг на друга по поводу и без повода.  Не   пытаться   никого   перевоспитывать,   особенно   если   человек   не осознает необходимости самосовершенствования.  Не   увлекаться   критикой:   маленькому   и   большому   человеку   гораздо приятнее узнавать о себе хорошее, чем плохое.  Искренне   восхищаться   достоинствами   членов   своей   семьи,   заранее демонстрируя   и   предвосхищая   их   будущие,   еще   не   проявившиеся возможности.  Постоянно   проявлять   внимание   к   своим   родным   и   близким   людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.  Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, возникающие при общении.                                                                                          (Приложение 8) Правила благополучного родителя • Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. •   Чем   меньше   родители   будут   использовать   в   общении   с   собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. • Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком. •   Чем   раньше   родители   научатся   проявлять   терпение   и   терпимость   по отношению   к   ребенку   в   детстве,   тем   больше   шансов   у   состарившихся родителей   почувствовать   по   отношению   к   себе   проявление   терпения   и терпимости от взрослых детей. •   Хамство   и   грубость,   направленные   на   ребенка,   практически   всегда возвращаются   неуютной   и   обиженной   старостью,   очень   грустной   и   очень тоскливой. •   Чем   больше   родители   привлекают   своих   детей   к   обсуждению   жизненно важных   вопросов   семьи,   нравственных   проблем,   тем   больше   шансов   у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.                                                                                                 (Приложение 9) Законы родительской истины Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов! Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка ­ дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте   возможность   маленькому   человеку   самостоятельно   СТАТЬ БОЛЬШИМ. Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. Закон   7.   Развивайте   в   себе   чувство   юмора.   Учитесь   смеяться   над   своими слабостями,   разрешайте   своему   ребенку   смеяться   вместе   с   вами.   УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие. Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон   9.   Будьте   всегда   последовательны   в   своих   требованиях,   хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». Закон   10.   Не   лишайте   своего   ребенка   права   быть   ребенком.   Дайте   ему возможность   побыть   озорником   и   непоседой,   бунтарем   и   буяном.   Период детства   весьма   скоротечен,   атак   много   нужно   попробовать,   прежде   чем станешь   взрослым!   Дайте   возможность   своему   ребенку   быть   ребенком   во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители! Закон   11.   Помните,   что   самое   большое   родительское   счастье   –   видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов! ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района» Методическая  разработка.   Родительское собрание – практикум. Тема «Стиль семейного воспитания» Педагог­ психолог: Сулимова Н.С. 2017­ 2018 учебный год

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018