Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
1 кл—5 кл
30.05.2017
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.
как не воспитать жертву.doc
Школа для родителей
«Моббинг в школе. Как не воспитать жертву»
Цель собрания: Обсуждение проблемы жестокости по отношению к ребёнку в
школе и семье.
Задачи
1. Знакомство родителей с видами насилия и формами моббинга
2. Введение понятия «виктимность»
3. Обсуждение проблемы насилия в семье над ребёнком
4. Формирование знаний в воспитании ребенка
Материалы и оборудование:
Презентация
Компьютер, проектор
Анкеты для родителей
Ситуации
Буклеты
Ход встречи:
Приветствие «Что у меня хорошего»
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы
между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне
редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на
эмоциональное и физическое.
Социальный ролик «Подросток и жестокость»
Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как совершенное в
отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение
психологического благополучия жертвы.
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая
его и снижая его самооценку. Виды эмоционального насилия:
• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки,
высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются
играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни
рождения и т. д.).
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по
отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение
физической травмы.
К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки,
подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное
насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться
длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто
слабее или както отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия
становятся дети, имеющие:
1 • физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки,
имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть
тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;
• особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся
замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при
ММД). В какойто мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом
более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко
приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры,
игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По
этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар».
Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и
другими одновременно;
особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из
общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки,
оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или
худоба) и т. д.;
плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая
защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта
общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки
развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками
легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с
неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я
такой, стою этого, заслужил это».
страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с
отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх
индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте.
Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице
и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче
станет объектом для издевок одноклассников;
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до
школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих
справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей
эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и
издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез
(недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия
(косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению
чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и
более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую
самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном
случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом —
2 насильственному поведению как варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986).Таким
образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать
как жертвой школьного насилия, таки насильником.
Социальный ролик «Дружба: за и против»
КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ НАСИЛЬНИКОМ В ШКОЛЕ?
Stroufl, Fluson (1986) в результате проведенных исследований утверждают, что
дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не
получившие достаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к
родителям), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в
нормальных семьях.
Olweus (1983) уделил внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим
формирование у ребенка насильственных черт личности. По его мнению, больший
риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей, которые происходят из
следующих семей.
Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителемодиночкой, больше
склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем
девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное
насилие, чем мальчик.
Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни.
Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно
не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не
осуждается и некорректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие
как естественную реакцию на общение с «врагами».
Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей
гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому
дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они
выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В
семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в
присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в
дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией.
Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение
как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи
заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически
отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых
практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети.
Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации — приказному,
рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, в
покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет
видеть ничего плохого.
Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная
генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой
3 толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к
насильственным действиям.
Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений
насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно
коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков
успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для
них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др.
видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии
по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
Анкетирование родителей.
В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты:
Неуверенность в себе
Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании
и поддержке (любит ли он ласку)
Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно
принимает самостоятельные решения)
Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах
быстро сникает, опускает руки)
Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет
себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.
Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод
для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете
получить у профессионального психолога.
В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой
проблемы:
Поддерживаете ли Вы связь со школой?
Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях,
происходящих в школе и классе?
При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно
предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных
ситуациях?
Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего
ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если
же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с
неприятными сюрпризами.
4 В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”,
обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он
поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.
Разбор ситуаций
Ситуации для родителей
Описание поведенческой характеристики
Что нужно сделать взрослому
ребенка
(правила поведения)
1.Гиперактивноагрессивный ребенок.
Такие дети, воспитываясь в семье по типу
«кумира»
атмосфере
вседозволенности, попадая в коллектив
сверстников,
становиться
агрессивными.
могут
или
в
с
Необходимо грамотно выстраи
вать систему ограничений,
используя в том числе и игровые
ситуации
правилами.
Стимулируйте у детей умение
признавать собственные ошибки.
Учите их не сваливать свою
вину на других. Развивайте
чувство эмпатии, сочувствия к
другим сверстникам, взрослым
и ко всему живому.
Описание поведенческой характеристики
Что нужно сделать взрослому
ребенка
(правила поведения)
2. Агрессивнообидчивый и истощаемый
ребенок.
Обидчивость ребенка может
быть связана не только с недостатками в
воспитании или трудностями обучения, но
и с болезнью роста, особенностями
созревания нервной системы и организма.
чувствительность,
Повышенная
раздражительность,
ранимость могут
провоцировать агрессивное поведение.
Описание поведенческой характеристики
ребенка
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно
вызывающим поведением. Если ребенок
часто грубит, но не всем, а только
родителям и знакомым ему людям, то,
наверное, в ваших взаимоотношениях что
то не так. Вы редко занимаетесь и общае
тесь с ребенком; вы уже не образец для
подражания, как раньше; ребенку скучно,
нечем заняться, и он переносит на вас
собственное настроение и проблемы,
перекладывает ответственность за свое
поведение.
Помогите ребенку разрядить
психическое
напряжение,
повозитесь вместе с ним в
шумной игре. И стремитесь
избегать
пе
ренапряжения, если ребенок
почти всегда агрессивен.
ситуаций
Что нужно сделать взрослому
(правила поведения)
Попытайтесь решать проблемы
вместе, в сотрудничестве с
ребенком, но не за него.
5 Описание поведенческой характеристики
Что нужно сделать взрослому
ребенка
(правила поведения)
Агрессивнобоязливый ребенок.
4.
Враждебность, подозрительность могут
быть средством зашиты ребенка от
мнимой угрозы, «нападения».
то
со
страхами,
Работайте
моделируйте,
есть
создавайте, опасную ситуацию и
вместе с ребенком пре
одолевайте ее;
при этом
ситуация должна быть на грани
приятного с неприятный с
преобладанием приятного.
Описание поведенческой характеристики
Что нужно сделать взрослому
ребенка
(правила поведения)
5. Агрессивнобесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к
эмоциональному
отклику,
сопереживанию, сочувствию к другим на
рушена. Причины могут быть в не
благоприятных условиях семейного
воспитания,
нарушениях интеллек
туального развития ребенка, а также в
чертах эмоциональной холодности,
черствости, уплощенности, повышенной
аффективной
(эмоциональной)
возбудимости, которые передаются от
родителей или близких ребенка. При этом
ему трудно понять, что другому, то есть
обиженному, плохо или больно.
Старайтесь
стимулировать
гуманные чувства у такого
ребенка: жалейте, гладьте кошек
ухаживайте за
и собак,
животными;
обращайте
внимание ребенка на грустное,
подавленное состояние другого
человека и стимулируйте
желание помочь. Если это не
помогает, приучайте ребенка
нести ответственность
«отрабатывать»
свое
агрессивное поведение («А
теперь иди и извинись»,
«Погладь по голове», «Пожми
руку»,
«Предложи игрушку
обиженному тобой ребенку» и
тому подобное).
за
Прежде чем учить детей толерантности и эмпатии по отношению к другим, давайте
развивать эти прекрасные качества в себе. Помните древнюю мудрость: «Мы долго
учим других тому, чему должны научиться сами».
Видеоролик «Дети видят – дети повторяют»
Упражнение «Руки»
Обратная связь. Написать синквейн на понятие: Родительское собрание.
Родительское собрание
Интересное, организованное.
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
пример
6
Общее предложение на тему
Вывод – одним словом
Спорим, дискутируем,
обсуждаем.
Проблема воспитания наших
детей.
Удовлетворение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виктимность – личностное качество, сформированное в результате воспитания,
характерологических особенностей, склонность становиться жертвой.
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок
чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать
ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они
себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно.
Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только
заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка
может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить
еще сильнее.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание
отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания
ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности,
времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы
правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
4.Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить это
нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика
добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам
выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы
принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
5. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как
бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда
ребенок постарше делает чтото плохое, попробуйте использовать "таймауты".
Изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул
или кресло или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он
сможет контролировать свои действия Обычно таймаут длится несколько минут, до
10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно
и делают хорошие вещи.
6. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится
управлять своим поведением: он всегда будет искать когото еще, кто бы говорил ему,
что правильно делать, а что неправильно. Ваши ожидания должны быть по максимуму
четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на
7 сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший
выбор.
7. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не
поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся
спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не
позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы взрослый человек. .
8. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с
друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему
знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета к следующей встречи на тему
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
1.Что, по вашему мнению, является насилием?
o энергичное укачивание младенца («тряска младенца»)
o «шлёпанье» ребёнка за какуюлибо провинность
o лишение ребёнка еды в качестве наказания
o оставление маленького ребёнка без присмотра взрослых
o отказ от медицинской помощи ребёнку
o запирание ребёнка в тёмной комнате, угрозы и запугивания
o фотографирование ребёнка в обнажённом виде
o предложение ребёнку попробовать спиртные напитки
2. Какова вероятность того, что вы сможете стать жертвой какоголибо насилия в
течение ближайшего периода?
o абсолютно уверен(а), что этого не произойдёт
o вряд ли это случится
o от этого не застрахован никто
o этого избежать будет невозможно
o затрудняюсь ответить
3.Считаете ли вы насилие в семье реально существующей проблемой в
современном обществе?
o да
o нет
o не задумывался(лась) над этим
4. Подвергались ли вы жестокому обращению, насилию в вашей семье?
o да
o нет
5. В чём проявлялось жестокое обращение с вами в семье?
o физическое насилие
o моральное, психологическое насилие
o сексуальное насилие
8 o пренебрежение нуждами ребёнка
o никак не проявлялось
6. Каковы, по вашему мнению, причины насилия в семье ?
o злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др
o отсутствие у родителей постоянной работы, низкая заработная плата
o плохие жилищные условия проживания семьи
o плохие отношения между родителями, другими родственниками
7. В случаях жестокого обращения с вами обращались ли вы за помощью?
o да
o нет
o таких случаев не было
o не думал об этом
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
Вопервых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я»
ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в
дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот
— другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами
станут жертвами, следуя старой учительской логике: «... Каков твой друг — таков и
ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой
для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы
социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе
неудачника».
Вовторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе,
проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервнопсихических
и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны
невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае
возможно формирование посттравматического синдрома.
Втретьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии
идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности,
что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о
суициде.
В заключение следует заметить, что школьное насилие не является изолированной
от общества проблемой. Оно тесно связано с изменениями во всем обществе и в
семейной жизни. Весь этот структурный стресс, который провоцируется стрессорами
повседневной жизни, окружает не только взрослого, но и ребенка. Взрослый может
уменьшить негативное влияние на ребенка ситуационного стресса, поэтому ни один
случай школьного насилия, выявленный взрослым, не должен остаться без внимания и
вмешательства. Поскольку у акта насилия имеются свои причины, оказывая помощь
жертве, не следует забывать и о том, что часто и насильник нуждается в помощи,
особенно если это ребенок. Зачастую вместо оказания помощи взрослые
9 ограничиваются только наказанием виновника плохого поступка — исключением из
школы или направлением в спецшколу.
10
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Родительское собрание в 1-5 классах "Как не воспитать жертву"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.