Родительское собрание №3 в 1 классе
на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?».
Дата________________
Я-концепция — это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе.
Она состоит из следующих блоков: мнение о своих физических характеристиках, о своих интеллектуальных характеристиках, мнение о своей эмоциональной сфере, о своем характере, мнение о своей значимости в глазах других, о своей волевой сфере, мнение о своих потребностях.
Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой стороны — улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести к повышению успеваемости.
Первое и главное, что необходимо учитывать в работе над формированием Я-концепции у младших школьников, это то, что только совместными усилиями родителей и учителей можно достичь успеха, то есть необходимо вокруг ребенка создать воспитательную среду. Для этого мы сегодня и собрались.
Одним из важных показателей развития ребенка начальной школы является количество слов, которыми ребенок может себя описать. Чем больше ребенок находит адекватных символов для описания себя и своего состояния, тем более у него развита Я-концепция.
В приведенной таблице представлено среднее количество слов, употребляемых ребенком одного класса для описания своего Я:
1 «А» класс ___ слов |
1 «Б» класс ___ слов |
|
Разница между классами указывает на разную степень сформированности Я-концепции у учащихся.
С целью познания особенностей Я-концепции наших первоклассников я провела анкетирование, в котором ребёнок высказывает мнение о самом себе. (Приложение 1).
Сейчас я предлагаю вам оценить своих детей и сопоставить ответы. Обсуждение результатов.
Следующее исследование проводилось в течение недели и было направлено на целостный анализ прожитого дня. На листочке были обозначены дни недели, и под каждым днем дети рисовали схематическое лицо, которое обозначало этот день.
Было предложено 3 обозначения: хороший день, плохой день, неопределенный день (так себе, ничего особенного, скука).
На обратной стороне листочка дети письменно обосновывали это изображение, например: 1. День плохой. Получил две двойки. 2. Было весело. Ходили на экскурсию. 3. Было скучно. Устал. И так далее.
Важно, что ребенок самостоятельно пытался осмыслить прожитый день, пытался искать причины переживаемых эмоций и фиксировать это в своем сознании, что в дальнейшем может подтолкнуть его к самоанализу. Для меня, как учителя, важным было узнать в целом психологическое состояние класса, из чего оно складывается, насколько оно зависит от психологического состояния самого учителя, так как я при этом сама заполнял такую же карточку и сопоставляла его с общей картиной прожитого дня, которая складывалась из рисунков ребят и их высказываний, а также проследить, насколько удачным является расписание. Выводы учителя.
В нашем классе есть дети, которые в силу разных причин испытывают большие трудности в общении. Для того чтобы помочь таким детям, я предлагаю провести в классе игру «Почта».
Суть ее заключается в том, что в класс пришло письмо от дяди Федора (героя книги Успенского) (Приложение 3). Дядя Федор рассказывал в своем письме о том, какие замечательные у него друзья, как плохо человеку, когда он один, и как это здорово обрести хороших и верных друзей.
В письме было задание к детям: найти и поддержать того, у кого нет друга, написать ему доброе письмо со словами поддержки. В классе был выбран почтальон, который разносил письма. Игра охватила практически весь класс. Помощь родителей поможет сплотить ребят: вы можете поддержать своих детей, что скажется на климате коллектива, на детях, которые станут более общительными, уверенными в себе, на их самооценке.
Через 2 недели я проведу повторное обследование, которое покажет результат игры. Я надеюсь, мы увидим, что путем целенаправленных занятий можно повысить самооценку учащихся.
Приложение 1.
БЛАНКОВАЯ ОПРОСНАЯ МЕТОДИКА
Самооценка |
Не знаю |
Да |
Когда как |
Нет |
1. Я люблю школу 2. Я люблю учителей 3. Я люблю учиться 4. Я люблю готовить домашние задания |
|
|
|
|
5. Я самостоятельно готовлю домашние задание 6. Я сильный 7. Я счастливый 8. Я слабый 9. Я умный 10. Я хороший друг 11. У меня ничего не ладится 12. У меня все получается 13. Я неудачник 14. Я обманщик 15. Я всегда в хорошем на- строении 16. Я человек надежный 17. Я раздражительный 18. Если я захочу, то у меня получится учиться хорошо 19. Я симпатичный 20. Ко мне учителя относятся хорошо 21. Ко мне одноклассники от- носятся хорошо |
|
|
|
|
Приложение 2.
Анализ прожитого дня.
Понедельник
|
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Письмо от дяди Фёдора.
Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам дядя Фёдор из деревни Простоквашино. Я живу хорошо, потому что у меня есть верные друзья – кот Матроскин и пёс Шарик. Мы замечательно ладим и помогаем друг другу по хозяйству. Я знаю, как плохо человеку, когда он один, не с кем поговорить, поиграть и посоветоваться. Желаю вам обрести хороших и верных друзей! Предлагаю вам выполнить моё задание: найти и поддержать того, у кого нет друга, написать ему доброе письмо со словами поддержки. Выберите почтальона, который будет приносить письма дружбы. Удачи, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.