Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
7 кл
05.11.2017
Цель: познакомить родителей с их ролью в повышении мотивации учебной деятельности; дать рекомендации по развитию интереса к учению у детей.
Памятка для родителей
1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
3.Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
4.Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
5.Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.
6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Родительское собрание.docx
Родительское собрание
в 7 классе « Учебная мотивация »
Цель: познакомить родителей с их ролью в повышении мотивации учебной деятельности; дать
рекомендации по развитию интереса к учению у детей.
Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в
его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 1314
лет) ученик, в общемто, сознавая роль учения, всегда увлечен чемто (любимым занятием, спортом, общением
с друзьями, играми, компьютером и т. п.). Поэтому уроки приготавливают второпях, предметы, требующие
усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно, лишь бы скорее от них
избавиться и заняться любимым делом.
Но надо отметить также и то, что недобросовестное отношение к учению далеко не всегда является
следствием сильного увлечения какимто другим делом. Порою у таких учащихся отсутствует
мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала.
Мотивация учения это внутренняя потребность, побуждающая ученика учиться. Многообразные
конкретные мотивы учения можно разделить на основные группы.
Широкие социальные мотивы, вытекающие из понимания общественной значимости, осознаются в
виде стремления стать полезным людям, подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, в виде
желания стать образованным человеком.
Узкие, или близкие, мотивы учения представляют собой какойто дополнительный смысл учения,
появившийся в связи с взаимоотношениями в семье, коллективе или в связи с другими жизненными
обстоятельствами. Для узкого мотива характерно желание хорошо учиться ради достижения
побочной для учения, но важной для личности цели, например, заслужить одобрение родителей,
завоевать авторитет в коллективе, получить обещанный подарок, или же, избежать наказания со
стороны родителей и т.д.
Еще один мотив непосредственный интерес к изучаемым предметам, стремление узнать новое,
проникнуть в тайны природы, овладеть новыми умениями и навыками. В основе этого мотива –
пробуждение у школьников интеллектуальных чувств.
Широкие социальные, близкие мотивы учения и учебные интересы дополняют друг друга и вместе
составляют прочную мотивационную основу для успешной учебной деятельности. Поэтомуто важно
формировать у школьников все виды этих мотивов.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в
школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится
с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В
этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет
интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Эти вопросы
волнуют многих педагогов и родителей.
Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся о том, какими мотивами руководствуется ребенок
при решении встающих перед ним проблем? Действия человека исходят из определенных мотивов и
направлены на определенные цели. Мотив это то, что побуждает человека к действию. Не зная
мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно,
понять подлинный смысл его действий. И деятельность приобретает для ребенка различный смысл в
зависимости от того, каков ее мотив. Например, ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть
различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей
отметкой. Цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с
изменением мотива. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение
ребенка к учебе.
Личность ученика неповторима. У одного невысокий уровень мотивации и хорошие умственные
способности; у другого средние способности, но велики побудительные силы поиска решений.
Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой
самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности
невозможно объяснить какимилибо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти
качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного
ученика.
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть
познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные
требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно
переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной
деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной
деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с
друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,
пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к
школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают
серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы
в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими
как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут
проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Для того чтобы учащийся понастоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся
перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они
приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его
переживании.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с
неуспешностью в обучении.
Мотивы учебной деятельности В структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют внутренние
(познавательные мотивы) и внешние (социальные).
1. Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и
процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2. Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их
оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему
общественных отношений. Главная задача родителей развивать у ребенка внутренние мотивы. Ему будет значительно легче
учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям, чем
стремлением избежать наказания и упреков.
Причины отставания в учебе.
Если ребенок отстает в учении, необходимо уделить внимания тому виду мотивов, который у него
менее развит или который мог бы в данной ситуации мобилизовать его душевные силы на решение
учебных задач.
Очень часто недобросовестное отношение к учению складывается изза неумения ребенка правильно
организовать свое поведение, распределить время, которым он располагает, изза нежелания проявить
усилия или просто изза привычки бездельничать.
Итак, если учение в сознании подростка занимает второстепенное место, он учится не вполне
добросовестно, но все же проявляет определенное старание. На уроках в той или иной мере работает,
радуется хорошим отметкам, огорчается по поводу плохих. Чтобы избежать неудовлетворительных
оценок, охотно списывает задания у товарищей, пользуется подсказкой, пропускает занятия в дни
контрольных работ по тому предмету, по которому у него проблемы, пользуется любым поводом,
чтобы не посещать школу. Кроме того, чтобы избежать замечаний со стороны родителей, такой
ученик может прибегать к обходным путям – подделать отметку, умышленно потерять дневник и т. п.
При недобросовестном отношении к учению у ребенка очень ослаблены учебные интересы, проблемы
в знаниях по тому или иному предмету настолько велики, что ученик уже не в состоянии
самостоятельно справиться с учебным материалом, к тому же он потерял веру в собственные силы.
Это неверие усугубляется неверием одноклассников в его возможности, неуважением с их стороны.
Положение такого ученика в классе становиться незавидным. Страдающее самолюбие, потребность
проявить себя, не располагая реальными возможностями это осуществить, толкают такого ученика на
поиск выхода из тягостного положения.
Одни, переживая неудачи в учении, притворяются безразличными, а на уроках разными выходками
смешат товарищей. Это смех и хлопоты с ним учителя доставляют такому ребенку моральное
удовлетворение, ибо он в какойто мере, в какомто смысле был в центре внимания всех.
Другие ищут другую деятельность, других друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной
компании.
Как поддерживать школьную мотивацию:
1.Поддерживать и формировать интерес к информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Школьников
волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. И конечно, для них
всегда притягательны тайны, загадки, интриги, которые можно целенаправленно использовать в своей
работе.
2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия.
Дойти до эффективного способа решения самому это удовольствие исследователя творца.
Необходимо развивать самостоятельность мышления детей.
3.Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения
Возможность общаться в ходе учебного процесса и выстраивать ценные для него отношения с
педагогом для многих огромный стимул. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка,
быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может
привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем
4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.
Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, ее не спрячешь. Она рвется наружу и это
нормально. Сложно когда такие дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным
путем», а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока. Но не только
демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и
возможности. Они нужны всем, а, следовательно, стимулируют к учебе.
5. Помогать удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании.
Она актуализируется у большинства учащихся в данном возрасте. Опираясь на эту потребность можно
тем самым повышать интерес учеников к предмету, где ресурсом могут служить разнообразные
ситуации преодоления, создаваемые в ходе учебного процесса.
6. Создавать ситуацию успеха и социального признания.
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы
их любили, уважали значимые взрослые так же можно целенаправленно использовать.
7. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ.
Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для
многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной
активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но
важно помнить, что такие стимулы исчерпаем и для своей подпитки требуют постоянного увеличения
габаритов как наказания, так и поощрения. И если они единственный источник активности, вряд ли
мы будем ожидать хороших учебных результатов.
Сочетая все эти способы, вовремя переходить от одному способа к другому, подбирая к каждому его
«кнопочку» хороший шанс поддержания учебной мотивации.
Каждый раз после родительского собрания, ознакомившись с успеваемостью своего ребенка,
некоторые из вас пытаются улучшить ее, проводя беседы или читая нравоучения. Но даже если мы
принудим ребенка чтолибо выучить, зазубрить, вряд ли он станет от этого умнее. Постижение знаний
должно происходить осознанно.
Так что же делать?
Памятка для родителей
1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего
(разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
3.Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об
оценках забудут, а знание останется.
4.Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения.
Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
5.Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом
приобретать все новые и новые знания. 6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное
задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Родительское собрание в 7 классе « Учебная мотивация »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.