Родительское собрание "Возрастные особенности семиклассников".

  • Работа с родителями
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологические особенности подросткового возраста, ведущая деятельность, новообразования, кризис 13-14 лет, воспитание подростков, эмоциональное состояние подростков, интересы и увлечения, мотивация учения, любовь в подростковом возрасте, конфликтные ситуации между родителями и подростками, рекомендации и советы для родителей по эффективному общению, памятка для родителей.
Иконка файла материала Родительское собрание Возрастные особенности семиклассников - Эргашева Айгуль Бахтовна.doc
Родительское собрание "Возрастные особенности семиклассников". Цели:  познакомить  родителей с возрастными  особенностями семиклассников; способствовать предупреждению конфликтных ситуаций между родителями и их детьми Содействовать   выявлению   и   разрешению  проблем,   связанных     с  воспитанием     подростков  в семье. В   12­13   лет   практически   все   дети   пересекают   рубеж   подросткового   возраста.   Ведущая деятельность   подростка   –   общение,   главное   новообразование   этого   возраста   –   чувство взрослости.   Если   хотите,   чтобы   подростковый   возраст   прошел   без   осложнений,   следует соблюдать следующие требования: 1.   У   подростка   очень   хрупкий   организм,   он   может   часто   болеть,   у   него   обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка). 2.   Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор,   круглосуточно   слушают   громкую   музыку.   Научите   ребенка   дорожить   своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше. 3.  Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни. 4.   Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося. 5.  Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). 6.   Учитывая,   что   главное   новообразование   возраста   –   чувство   взрослости,   расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права. 7.   Приучайте   подростка   к   систематическому   труду.   У   него   обязательно   должны   быть обязанности по дому. 8.   Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки. 9.  Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. 10.   В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу. Семиклассники   (дети   12—13   лет) характеризуются   резким   возрастанием   познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В   этот   период   подростку   становится   интересно   многое,   далеко   выходящее   за   рамки   его повседневной   жизни.   Его   начинают   интересовать   вопросы   прошлого   и   будущего,   проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению   с   младшими   и   старшими   детьми).   Обратим   внимание   также   на   поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствиеих   связи   со   школьной   программой.   Недаром   среди   психологов   распространена   шутка,   что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. Очевидно,   что   эта   любознательность   отражает   увеличивающийся   интерес   школьника   к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. В   это   время   школьные   интересы   уступают   свое   место   внеучебным:   лишь   у   части   учеников интересы   связаны   с   учебными   предметами,   у   большинства   же   они   гораздо   шире   и   далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И. В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно   интересы,   а   создание   некоторой   основы,   которая   может   позволить   ребенку   в дальнейшем   найти   область   подлинных,   имеющих   личностный   смысл   интересов   и   обеспечить полноценный профессиональный выбор. МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность   в   общении   со   сверстниками:   общие   увлечения   дают   повод   для   общения,   его содержание   и   средства.   В   значительной   части   случаев   подросток   интересуется   тем,   чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую­то компанию, подружиться с кем­нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой­ либо рок ­ или панк­группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде). С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое­либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет. Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская   токсикомания   возникала   вследствие   появившейся   в   школе   моды   нюхать   различные бытовые химические препараты. Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах. Своеобразной   чертой   подростковых   интересов   является   безоглядность   увлечения,   когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 12—13 лет. В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы  и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако   при   отсутствии   каких­либо   сильных   конкурирующих   мотивов   и   поддержке   группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан­клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. п. Отдельно   следует   сказать   о   музыкальных   пристрастиях   школьников.   Именно  в   это   время   у подростков   обычно   возникает   интерес   к   различным   ансамблям,   группам,   исполнителям.   Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные   направления.   Но,   кроме   того,   интерес,   можно   сказать,   даже   страсть   к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста. Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного   отсутствия   интересов   у   подростка   кроются   часто   в   отсутствии   каких­либо   ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого­либо интереса у школьника. Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.). Развитие   интересов   в   подростковом   возрасте   определяется   общей   атмосферой   школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников. Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности   в   новой   сфере   неуверенность   в   себе.   Сталкиваясь   с   первым   неуспехом   (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов. Вместе   с   тем   необходимо   иметь   в   виду,   что   часто   отсутствие   интересов   отмечается   у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем­нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных   асоциальных   группировок.   Эти   школьники   нуждаются   в   особом   внимании   и родителей, и педагогов. «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л. С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой   ступени   развития   действуют   не   бессистемно,   не   автоматически   и   не   случайно,   а   в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л. С., Сочинения, т. 4, с. 6). ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к  проблемам,  связанным  с   так  называемым   «отходом  подростка  от  школы».   Школа,   учение закономерно   отходят   на   второй   план.   Это   важный   и   необходимый   этап   развития.   Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания. Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал   в   начальной   школе.   Там   знания   в   основном   соответствовали   повседневному   опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия.   Школьнику   необходимо   усвоить   систему   понятий   и   различные   закономерности,научиться   оперировать   абстрактными   понятиями.   Если   этого   не   происходит,   то   школьные знания усваиваются формально. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они   изучают,   а   механически,   не   задумываясь,   без   осмысления   «зазубривают»   написанное   в учебнике   или   сказанное   учителем.   Такой   вид   формализма   наблюдается   у   подростков, стремящихся   хорошо   учиться,   прилежных,   но   характеризующихся   несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов. Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно   легко   оперируют   абстрактными   понятиями,   владеют   необходимыми   способами теоретического   мышления,   но   испытывают   трудности,   говоря   словами   известного отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности,   отсутствие   стремления   понять   суть   явлений   действительности,   понять   реально существующие причинно­следственные связи. Формализм   в   усвоении   школьных   знаний   отрицательно   влияет   не   только   на   развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости. Памятка для родителей. 1.К подростку относитесь как  ко взрослому, а значит , его нужно убеждать, а не ругать. 2. Убеждать можно личным примером. 3.Не кричите на ребенка. 4.Не   применять   физическую   силу.   Это   унизительно   в   любом   возрасте,   а   в   подростку     с обостренным  чувством  собственного достоинства это нанесет непоправимый вред. 5.Объясняйте чаще, для чего нужно хорошо учиться, чего достигли вы, хорошо учась в школе и в институте. 6. Помните, чтобы воспитать человека, нужно обладать безграничным терпением. 7. Старайтесь, воспитывая, проявлять мудрость, ведь мудрость основана на доброте. 8. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Помните, что подростковый возраст – явление временное. Переживем его  как стихийное бедствие.