Психологические особенности подросткового возраста, ведущая деятельность, новообразования, кризис 13-14 лет, воспитание подростков, эмоциональное состояние подростков, интересы и увлечения, мотивация учения, любовь в подростковом возрасте, конфликтные ситуации между родителями и подростками, рекомендации и советы для родителей по эффективному общению, памятка для родителей.
Родительское собрание
"Возрастные особенности семиклассников".
Цели:
познакомить родителей с возрастными особенностями семиклассников;
способствовать предупреждению конфликтных ситуаций между родителями и их детьми
Содействовать выявлению и разрешению проблем, связанных с воспитанием подростков в
семье.
В 1213 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая
деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство
взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует
соблюдать следующие требования:
1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются
хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго
следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много
кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят
телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим
временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых
детей и того меньше.
3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что
интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте
диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия.
Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах
случившегося.
5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте,
целуйте).
6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя
обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть
обязанности по дому.
8. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у
ребенка не появятся подобные вредные привычки.
9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок
посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее
появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Семиклассники (дети 12—13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной
активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его
повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы
войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира,
инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по
сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность,
разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствиеих связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что
подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к
окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное
значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников
интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко
выходят за рамки школьной программы (Дубровина И. В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще
достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не
собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в
дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить
полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают
потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его
содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем
интересуются его друзья, и если хочет войти в какуюто компанию, подружиться с кемнибудь,
то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой
либо рок или панкгруппой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какоелибо увлечение
как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же
внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы
— от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда
детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные
бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение
носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда
интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится
чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее
часто — в 12—13 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые
мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят,
однако при отсутствии какихлибо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы
сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером
этого служат многочисленные фанклубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у
подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во
многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные
музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к
определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков.
Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном
резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано
чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое
можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их
содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и
полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии какихлибо ярких
увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность,
направленная на развитие какоголибо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в
библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств
удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы:
увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов,
желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для
деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или
недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому
поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются
значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у
подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому
влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть
скуку и чемнибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент
всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и
родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов
в переходном возрасте, — писал Л. С. Выготский. — Все психологические функции человека на
каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в
определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями,
влечениями и интересами» (Выготский Л. С., Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет
к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение
закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако
подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он
получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту
ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как
правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные
усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности,научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные
знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах
школы.
При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что
они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в
учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков,
стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью
необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые
относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами
теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного
отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной
потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально
существующие причинноследственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие
познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм
первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Памятка для родителей.
1.К подростку относитесь как ко взрослому, а значит , его нужно убеждать, а не ругать.
2. Убеждать можно личным примером.
3.Не кричите на ребенка.
4.Не применять физическую силу. Это унизительно в любом возрасте, а в подростку с
обостренным чувством собственного достоинства это нанесет непоправимый вред.
5.Объясняйте чаще, для чего нужно хорошо учиться, чего достигли вы, хорошо учась в школе и в
институте.
6. Помните, чтобы воспитать человека, нужно обладать безграничным терпением.
7. Старайтесь, воспитывая, проявлять мудрость, ведь мудрость основана на доброте.
8. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Помните, что подростковый возраст – явление
временное. Переживем его как стихийное бедствие.