Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства – один из основ ных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий – обеспе чение психологической безопасности детей и подростков.
В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций (соци альноэкономическая нестабильность, безработица, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, сложная криминальная обстановка и др.). Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок ока зывается именно подростковый возраст.
Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкнове ние взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время на блюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.
В представленных рекомендациях вы найдете полезный материал в следующих тематических разделах:
1. «Психологический портрет» современных детей и подросткови психологическая безопасность.
2. Интернетриски в детскоподростковой среде.
3. Суицидальные риски – риски для жизни и здоровья детей иподростков.
4. Риски асоциального поведения в детскоподростковой среде.
5. Полезные ссылки и ресурсы.
Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздей ствии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состоя ние. Изза этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.
Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигаю щейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психоло гическую безопасность!
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.
Свойственная этому возрасту
двойственность и противоречивость чувств и ощу щений проявляется во всех сферах
жизнедеятельности и ее можно считать нормой, так как она обусловлена есте
ственными противоречиями в услови ях развития подростка:
неравномерностью развития фун кциональных систем организма, поло вым созреванием и связанными с эти ми процессами переживаниями;
стремлением к самостоятельности и отсутствием возможностей для ее воплощения;
наличием двух значимых сфер жиз недеятельности индивида: коллектив ных установок сверстников и устано вок родителей.
Реакция на жизненные проблемы
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
Q переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
Q действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
Q переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
Q
чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связан
ного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в про
исходящем и боится рассказать об этом);
Q боязнь позора, насмешек или уни жения;
Q страх наказания (например, в ситуа циях ранней беременности, серьезно го проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выпол нения какойлибо деятельности (напри мер, неуспешной сдачи экзаменов);
Q любовные неудачи, трудности в сек суальных отношениях, беременность;
Q чувство мести, злобы, протеста, уг роза или вымогательство;
Q желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
Q сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»;
Q нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значи мой группе.
Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут
продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
‹ целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
‹ неуемная жажда деятельности можетсмениться апатией, отсутствием стрем лений и желаний чтолибо делать;
‹ повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быст ро сменяются ранимостью и неуверен ностью в себе;
‹ развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
‹ романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
‹ нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;‹ потребность в общении сменяется желанием уединиться.
В этот период
подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет
возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он
переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со
снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу»
может приводить к девиантным проявлениям. Даже в своем успешном развитии при
благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоци альный
потенциал.
В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: вир туальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возраста ет, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаружи вается в виртуальной.
Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забы вая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Инфор мационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохра нение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
чрезмерная
увлеченность Интернет пользованием, компьютерными игра ми, «серфингом»,
онлайнказино; риск вовлечения в экстремистс кие или иные опасные
сообщества и группы;
риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные зат раты;
риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;
риск попадание на сайты, содер жащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоционально му самочувствию ребенка.
Как защитить ребенка от интернет.рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернетрисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, про читать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.
Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою ув леченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, вос принимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, ду мает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребе нок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
Что делать нельзя:
[ вешать ярлыки на ребенка (напри мер, фраза «Да ты болен!»);
[ обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погу лять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
[ угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
[ сравнить ребенка с другими деть ми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя однокласс ница все успевает, потому что не игра ет в компьютерные игры!» и т.д.).
Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:
[ современные технологии и интернет;
[ игры и их производители;
[ интернетсерверы;
[ друзья ребенка и другие дети;
[ родители друзей ребенка; [ школа; [ гены.
Что делать нужно: D
наблюдайте за своими детьми вниматель но и с интересом; D
постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят; D поставьте
себя на их место; D искренне интересуйтесь тем, что вовлека ет их
в игру;
D искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
Родителям необходимо понимать:
V Что их детям нравится в играх?
V Какие приложения и технологии использу ются для этого? Какие игры сейчас современ ны?
V Как играть в эти игры?
V Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
V Когда их дети играют в игры?
V Где они играют?
V С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
V Каким образом Интернет и онлайнигры служат моему ребенку?
(дают ему чувство заботы о нем, свободы, при надлежности, цели и т.д.)
V Что ему/ей нравится в виртуальном про странстве и играх?
(мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.) V Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)
V Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном?
в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием сво его тела, отношениями с противоположным полом);
в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, вопросы бытия); V Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
Способы поговорить с ребенком:
< Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайнжизни;
< Присоединитесь к ним в их интересах;
< Не принижайте их
виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
< Не уменьшайте важность Интерне та и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они рас тут, он не плохой и не хороший, он су ществует, и его не избежать; < Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);
< Договоритесь о временных лими тах, и доверяйте ребенку в соблюде нии этих договоренностей.
< Обучите детей навыкам самоконт роля, чтобы они не могли устанавли вать себе рамки, находясь вне дома. < Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть ин тересны в дополнение к (а не вместо!) онлайндеятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
• Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
• Проявляйте уважение к их интересам.
• Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
• Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
Примечание. Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к интернет зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролиро вать и учить этому ребенка!
Что делать в случае обнаружения интернет.угроз вашему ребенку?
K
Прежде всего, попытайтесь уста новить достоверность информации об
интернетугрозе.
K Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!
K Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
K При обнаружении сайтов в Интерне те с опасным содержанием или узнав, что от когото исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершенно летних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.
Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимо непонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воз действиям, включая воздействие через Интернет. Главное, что мы должны пони мать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
Общей причиной подросткового суицида является социальнопсихологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близ кими, с семьей.
Факторы суицидального риска у детей и подростков
Почему подросток совершает суицид? Основные мотивы суицидального поведе ния у детей и подростков:
Переживание
обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или
мнимая утрата любви родителей, неразделенное чув ство и ревность.
Переживания, связанные со слож ной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из се мьи.
Чувства вины, стыда, оскорбленно го самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. за частую подросток считает себя вино ватым в происходящем и боится рас сказать об этом).
Боязнь позора, насмешек или унижения.
Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
На первое место среди мотивов суицидального поведения подростков выходят мотивы, связанные с семьей. А психологический смысл суицидального поступка чаще всего – это обращение к другому. Недаром «…самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…».
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте a Детская повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чув ствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критичес ких способностей, эгоцентрическая устремленность обусловливают импульсив ность в принятии решения, в том числе и суицидального характера.
a Гнев, протест, злоба или желание наказать себя и других также могут лежать в основе развития суицидального поведения.
a Для подростков характерны повышенная склонность к самоанализу, пессимис тическая оценка окружающего и своей личности, что также может спровоцировать суицидальный поступок.
a Эмоциональная
нестабильность, присуща почти четверти здоровых под ростков, и неумение
ослабить эмоци ональное напряжение также может привести к суицидальным действиям.
a Дети, а нередко и
многие подростки, совершая суицид, прямо не предусмат ривают смертельного
исхода. Это про исходит изза неадекватного понимания «смерти», которая в
младшем возрасте обычно воспринимается весьма абстрак тно, как чтото временное,
похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Часто младшие
школьники думают, что смерть является наказани
ем за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодоле вая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.
a В развитии суицидального поведения подростков немаловажную роль играет подражание (копирование образцов поведения) и повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.
a Для подростков характерно наличие взаимосвязи попыток самоубийств с откло няющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, нар котизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
Внешние индикаторы суицидального риска. Внимание, «знаки»!!!
Несмотря на то, что
подростков в ситуации, с их точки зрения неразрешимой, переполняет чувство
безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сиг нализировать»
окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти
когонибудь, кто принесет им чувство облегчения и безо пасности. Чтобы не
упустить возможность помочь подростку, тем самым предот вратить формирующееся
суицидальное поведение, нужно быть внимательными к этим «знакам»: 1
высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить»,
«Я боль ше не буду ни для кого проблемой», «Тебе боль ше не придётся обо мне
волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя по мочь», «Скоро
все закончится», в т.ч. шутки, иро нические замечания о желании умереть, о бес
смысленности жизни;
1 фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
1 активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (напри мер, сбор таблеток, хранение отравляющих ве ществ);
1 сообщение друзьям о принятии решения осамоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных дей ствий, например, помещение своей фотогра фии в черную рамку, употребление в перепис ке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
1 раздражительность, угрюмость, подавленноенастроение, проявление признаков страха, бес помощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я ни кому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
1 негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеряперспективы будущего;
1 постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у негоничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
1 необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, сни жение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Воз можно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
1 стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
1 снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;1 символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); даре ние другим вещей, имеющих большую личную значимость;
1 попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (приналичии других настораживающих признаков).
Группы суицидального риска – это подростки:
• находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей,предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое об ращение в семье, психически больные родственники);
• испытывающие серьезные проблемы в учебе;
•
не имеющие друзей;
• не имеющие устойчивых интересов,хобби;
• склонные к депрессиям (имеющиепсихические заболевания): перенесшие тяжелую утрату;
• остро переживающие несчастнуюлюбовь (разрыв высокозначимых лю бовных отношений);
• имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суи цида, либо сами пытавшиеся покон чить с собой);
• употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
• имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
• совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия); попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений. Как помочь в кризисной ситуации?
Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совла дания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, научить ребенка самостоятельно справляться со стрессом, родителям необходимо:
Сохраняйте и поддерживайте благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убе дить подростка, что не все потеряно, есть выход.
Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если чтото не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и Вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком.
Рассказывайте о
своих пережива ниях, мыслях, честные истории из жиз ни, в том числе и о
преодолении Вами и знакомыми трудных, казавшихся не разрешимыми жизненных
ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в
свои силы. Посочувствуйте, скажите, что Вы понимаете, как ему сейчас трудно.
Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются
со стрессом быстрее.
Не препятствуйте подростку в при нятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчи тать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопро сы, чтобы ребенок смог подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие “за” и “против” этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).
Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (аг рессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные пережива ния через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто подростку сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстни кам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от негативных мыслей.
Поощряйте физическую
активность ребенка. Стресс – это, прежде всего, фи зическая реакция организма,
поэтому эффективно бороться с ним ребенку помо жет любая деятельность,
требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы… Старайтесь
не вынуждать подростка тратить силы на то, что ему не интересно, но
постарайтесь определить совместно с подростком, каким активным дополнительным
за нятием он хотел бы заниматься.
Поддерживайте и стимулируйте творческий ручной труд подростка. Даже если Вам кажется, что он «впада ет в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фене чек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобраз ной «разрядкой», несет успокоение, через работу воображения подросток отвлекается от негативных пережива ний, повседневных проблем.
Заботьтесь о том, чтобы подросток
«принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохра нять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).
Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «ктото от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен комуто» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольстви ем участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполез ное времяпрепровождение.
Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседнев ных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одеж да, поход на концерт, в кафе и т.д.).
Что делать в ситуации угрозы?
L Вызовите подростка на разговор, скажите ему, что Вас беспокоят изменения его настроения, поведения, что Вы его очень любите и хотите помочь.
L Задавайте вопросы, давайте
возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо
уверить, что он может говорить о своих пережива ниях без стеснения, даже о
таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание
отомстить.
L Подчеркивайте временный харак тер проблем, вселяйте надежду. Упо минайте о вещах важных для ребенка, вспоминайте ситуации, когда ребенок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией.
L Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные планы на будущее. Попросите ребенка совме стно с Вами поразмыслить над альтер нативными решениями, которые, воз можно, кажутся на первый взгляд не выполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили подростку в голову.
L Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать какихлибо действий, прежде чем не поговорит с Вами, чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения.
L Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, поговорите с классным руководителем, школьным психологом.
L Не бойтесь обратиться за помощью к специалистам:
психологу, психиатру, а также можно круглосуточно обратиться в службы
экстренной помощи в трудных си туациях: Всероссийский Детский телефон доверия (8.800.2000.122), Горячая линия «Ребенок в
опасности» Следственного комитета РФ (8.800.200.19.10).
Факторы рисков и основные признаки асоциального поведения у детей и подростков: обратите внимание!
Причин возникновения асоциального поведения множество – это воспитание, наследственность, обучение, социальная среда. Но можно выделить ряд факто ров, которые в купе друг с другом влияют на возникновение и развитие асоциаль ных форм поведения в подростковом возрасте.
1)
Биологический – проявляется в видефизических особенностей,
к примеру, внешняя непривлекательность, раз личные дефекты, слуха, речи.
2) Психологический – проявляется впсихоневрологических отклонениях, а также зависит от темперамента и со стояния личности – это и повышенная внушаемость, и психопатия, и наличие повышенной возбудимости нервной системы.
3) Социальный – выражается в отношении подростка с обществом (то, как он общается с семьей и друзьями).
Несмотря на то, что факторов и причин возникновения асоциального
поведения у подростка множество, избежать его вполне реально. Чем раньше родители начинают профилактику проявления асоциальных форм поведения у детей, тем больше шансов, что ребенок вступит во взрослую жизнь, минуя это состояние.
Профилактика и коррекция асоциального поведения подростков
Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно предотвратить проявление асоциальных форм поведения. Одна ко родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.
Начинать профилактику необходимо с раннего возраста, с детства объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно должно присутствовать доверия. При этом у ребенка не должно быть ощущения вторжения в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций ребенку необходимо объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.
Каждый родитель обязан знать:
1. С кем дружит его ребенок, в каких компаниях он бывает.
2. Кто его лучший друг или подруга.
3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Родители обязаны обратить внимание, если ребенок:
1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
2. Вам лжет.
3. Требует у Вас деньги.
4. Становится зависимым от алкоголя.
5. Перестаёт с Вами общаться и не реагирует на Ваши требования.
6. Не справляется со школьной программой изза прогулов, не сделанной домашней работы.
Что делать для профилактики и коррекции асоциального поведения?
Информировать ребенка и повышать его психологическую грамотность относи тельно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п. (см. полезные ссылки).
Важно слушать и
слышать ребен ка, и рассказывать ему, что вы прошли через те же самые проблемы,
что и он. Это не только будет развивать дове рие, но и хорошо разрядит
обстановку (использование приема «воспитание метафорой». Самый простой и дей
ственный способ найти общий язык с подростком – это общение с ним на языке
метафор).
Необходимо учить ребенка справ ляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовы ми ситуациями, и помогать ему выст раивать правильные жизненные при оритеты.
Необходимо признавать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него дол жна быть уверенность в себе и близких.
Помогать ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Занять ребенка в различных секциях, отдать ребенка в спорт или творческую группу. Нужно направить его интересы и энергию в поло жительное русло.
Использовать конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотреблять наказаниями и запретами.
Необходимо развивать
познава тельный интерес ребенка. Вовлекать детей в разные виды деятельности.
Необходимо разговаривать и объяс няться с ребенком, но не ставить усло вий, не
требовать идеального поведе ния.
Комплексно вводить изменения в режим дня, в общество и досуг подро стка.
Замечать даже незначительные из менения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически.
Необходимо находить сильные сто роны и качества подростка и правиль
но их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить – это главное. Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не пред ставляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональ ная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.
Полезные ресурсы:
Всероссийский Детский телефон доверия: 8.800.2000.122
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая по мощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей (бес платно, круглосуточно)
Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8.800. 200.19.10
Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информа цией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетне го или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона.
• Я – родитель http://www.yaroditel.ru/
• Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http:// fonddetyam.ru/
• Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютер ными и мобильными устройствами. http://netaddiction.ru/1
• Линия помощи «Дети ОНЛАЙН». http://detionline.com/helpline/risks
• Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интере сов детей»: «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА», «ТВОЕ ПРАВО», «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗО ПАСНОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»: http://www.fcprc.ru Литература по теме:
• Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальностишкольников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
• Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
• Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0236/6_02361.shtml
• Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http://umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf
• Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990.
• Особенности обучения и психологического развития школьников 1314 лет /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.
• Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережитьих вместе. http://childhelpline.ru/wpcontent/uploads/Памяткадляродителейпро филактикакризисныхсостоянийуподростка.pdf
• Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. М.: 1996.
• Солдатова Г., Рассказова Е, Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети Россиионлайн: риски и безопасность Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. http://detionline.com/assets/files/helpline/RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf
• Сценарий Всеорссийского родительского собрания: «Профилактика интернетрисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/news/profilaktika internetriskoviugrozzhiznidetejipodrostkov
• Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В.Мщсква, 2015.
• Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение, 1987.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.