Родная природа в русской поэзии XX века Урок литературы, 5 класс (урок-презентация)
Оценка 4.9

Родная природа в русской поэзии XX века Урок литературы, 5 класс (урок-презентация)

Оценка 4.9
docx
23.04.2022
Родная природа в русской поэзии XX века Урок литературы, 5 класс (урок-презентация)
урок1.docx

Родная природа в русской поэзии XX века

Урок литературы, 5 класс

(урок-презентация)

Дата проведения: 14.04.2020г.

Цели: 1) познакомить учащихся с изображением родной природы в поэзии XX века, приобщить к духовному богатству русской литературы;

2) воспитать чуткое и бережное отношение к окружающему миру;

3) привить вкус к художественному слову, развить и совершенствовать устную речь.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности и приобретению новых знаний, умений; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, испытывают потребность в общении с художественными произведениями, чутко и бережно относятся к окружающему миру.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: ставят цели, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления, умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, рефлексируют опыт реализации проекта, выражают свое отношение к природе через проектную работу.

Коммуникативные УУД: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, играют определенную роль в совместной деятельности, строят позитивные отношения в процессе учебной деятельности, умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Предметные: знают стихотворения русских писателей о родной природе, выразительно читают, приобщаются к духовному богатству русской литературы.

Задание к уроку: 1) выучить наизусть понравившиеся стихи поэтов XX века;

2) подобрать эпиграф к уроку;

3) составить презентации, подобрать слайды, музыку по

теме урока;

4) оформить портфолио проекта.

Оформление и оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, микрофон; отпечатанные варианты эпиграфов, тема урока, экспертные листы; шкатулка.

Приглашённые: специалист сельского ЦД., учителя-эксперты.

 

Ход урока

 

1.    Вступление

На экране – слайд с изображением Земли из космоса

Звучит музыка («Вокализ» Рахманинова)

Учитель: Земля! Как прекрасна она, уникальна и неповторима, другой такой нет.

Когда Юрий Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!» А после говорил: «Вид земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков».

Это наша земля. Это наш дом, источник силы, вдохновения, радости и красоты.

Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце своё, сердце, полное песен,

Не расплескав, до Тебя донесу.

В этих строках В. Набокова, поэта XX века, - восхищение красотой и совершенством мира, и прежде всего – восхищение природой, ощущение себя её частью.

Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией, простотой и величием, и находит счастье, полностью раскрыв своё сердце навстречу природе. Особенно трепетно относятся к ней наши поэты.

Русская поэзия – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

Нас тоже волнует и трогает родная природа, но, к сожалению, ярко и образно описать окружающий мир, просто и понятно выразить к нему своё отношение, затрудняемся. К. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов». Это большой труд – найти нужное и точные слова.

Перед вами шкатулка. Обычно в ней хранят украшения, драгоценности. Мы тоже будем собирать в эту шкатулку сокровища, но необычные: в течение урока на листочках вы записываете понравившиеся, удивившие вас своей точностью, выразительностью и образностью слова, использованные для изображения картин природы, и кладёте в эту шкатулку.

Будем учиться, всматриваться и вслушиваться в природу, учиться понимать и любить её у наших поэтов. На приобщение к духовному богатству русской литературы и направлен наш урок «Родная природа в русской поэзии XX века».

Ребята, я просила вас подобрать эпиграф к уроку. У нас столько вариантов, такой большой выбор! Как вы думаете, который из них наиболее точно и полно отражает тему урока?

(На доске вывешены варианты эпиграфов)

1.    Стихи пишу я для народа

И воспеваю край родной

Незримой ниточкой природа

Навеки связана со мной

(Л. Зайченко)

1.    Моя земля – великая страница!

И я её пытаюсь прочитать.

1.    Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев)

1.    И, пробужденный вдохновеньем,

Природу снова обниму…

(Е. А. Баратынский)

1.    Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

1.    Природа родного края отчеканивается в наших сердцах навеки.

(В. Г. Распутин)

(Выбранный эпиграф вывешивается под темой урока)

Этот эпиграф созвучен и с нашим проектом.

Сегодня мы презентуем поэтический календарь «Полна чудес великая природа». Ребята, презентацию будет оценивать экспертная группа. В конце урока уважаемые педагоги ознакомят нас с результатами.

1.    Новая тема

Звучит песня «У природы нет плохой погоды»

На экране – загадка о зиме (видеозапись)

- Многим не нравится это время года, а я люблю. Родная земля засыпает, деревья красуются в пуховых шалях, алмазным ковром покрыты поля. О нём Есенин писал:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за пруды.

О каком времени года идет речь?

(зима)

На экране – слайд с изображением зимнего пейзажа с названием «Ах ты, зима белоснежная…»

Звучит музыка Чайковского «Времена года» (Январь)

Учитель: Чайковский страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Его произведение «Времена года» - прекрасный фон для нашего календаря.

Учащиеся читают стихи:

1) Стихотворение Н. Рубцова «Зимняя песня» (на экране – портрет Рубцова)

2) Стих. С. Есенина «Пороша» (на экране – портрет Есенина)

3) Стих. С. Есенина «Поет зима – аукает» (презентация «Поет зима – аукает»)

Учитель: Стихи Есенина удивительно мелодичны и музыкальны. Многие из них положены на музыку. В исполнении Валентины Леонидовны прозвучит песня на стихи Есенина «Клен ты мой опавший…»

Исполняется песня «Клен ты мой опавший»

Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим «Зимнюю сказку» ( на экране – презентация «Зимняя сказка – чудо вокруг нас», звучит музыка «Январь»)

Учитель: Под впечатлением от зимней сказки мы перелистываем наш календарь.

На экране – видеозагадка о весне-

- Это время года согрето ожиданием тепла и света, оно вызывает прилив жизненных сил и энергии, радует людей незабываемым зрелищем пробуждение природы. Отгадайте, какое время года описывает в своем стихотворении Есенин:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

(Весна)

На экране – слайд с изображением весеннего пейзажа с названием «Ах, весна, какая благодать!», звучит музыка Чайковского «Март»

Учитель: «Началась весна. Какая прелесть!» - писал М. Пришвин.

Ей, красавице, посвящены удивительные по своей лиричности творения.

Учащиеся читают стихи:

1. Стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (слайд – черемуха)

2. Стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан суровой природой»

(слайд-портрет Заболоцкого)

Учитель: Листаем дальше календарь-

На экране – видеозагадка о лете

- Это время года я обожаю. Благоухают цветы, летают бабочки, поют птицы. Целыми днями можно бегать, играть, купаться. Мне весело и радостно.

О нём писал Тимофей Белозеров:

Опять оно смеется

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным – полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

(Лето)

На экране – слайд с изображением летнего пейзажа с названием «И ходит лето…»

Учитель:Лето говорит с нам ароматам цветов, дождем и радугой, шепотом трав и шелестом листвы. Прислушайтесь!

Учащиеся читают стихи:

1.    Стихотворение И. Бунина «Детство» (слайд-портрет И. Бунина)

2.    Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» (слайд – летний пейзаж)

3.    Стихотворение С. Керсанова «Эти летние дожди» (слайд – портрет С. Кирсанова)

4.    И, наконец, последняя страница нашего поэтического календаря.

На экране – видеозагадка об осени

Она приходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Русская душа созвучна ей: и в той, и в другой много грусти и печали. Но, как сказал Пушкин: «Печаль моя светла»

Ольга Берггольц писала: «Это время природы особого света,

Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето.

И в прелести спорит с самою весною.

О каком времени года говорится в этом отрывке?

(Осень)

На экране – слайд с осенним пейзажем с названием «А пока бал осенний в разгаре…»

Учитель: Осень – такое время года, которое никого не оставляет равнодушным.

Она – неиссякаемый источник сюжетов не только для поэтов, но и для живописцев. Картины В. Д. Поленова, К. А. Коровина, И.С. Остроухова, К. Васильева и др., поэтичные по настроению, передают глубокое, трепетное отношение художников к родным местам, сотканы из тонкой паутины чувств и настроений.

Но самым замечательным мастером осеннего пейзажа был Левитан.

«Поэт русской природы», - так называли его современники. Им были написаны более ста осенних пейзажей. Посмотрите: перед вами картина родной русской природы, в которой её жизнь, её дыхание. Как просто и с какой любовью выражен в ней вечный мотив Родины. Как созвучна эта картина стихами русских поэтов.

Учащиеся читают стихи:

1.    Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» (слайд – осенний пейзаж Левитана)

2.    Стихотворение А. Тарковского «Доволен я буквально всем!» (слайд – портрет А. Тарковского)

Учитель: Валентина Леонидовна исполнит песню на стихи С. Есенина, музыка Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая».

Исполняется песня

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительными по своей красоте и силе произведениями пейзажной лирики. Что мы видим и чувствуем в произведениях о природе?

/- Поэты, композиторы, художники восхищаются красотой природы.

- Природа сближает людей.

- Человек, наблюдающий природу, становится лучше/.

·         Какое настроение испытываем мы, прикоснувшись к чудодейственной красоте природы?

/радость, счастье, восторг, изумление, удивление, трепет, волнение, любовь…/

Учитель: Действительно, ещё Л. Н. Толстой сказал: «Самая чистая радость – радость природы». А мы зачастую, занятые повседневными делами, так редко замечаем, как ярко светит солнце, голубеют небеса, как чудно поют птицы. А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать их, и мир оживет, засияет яркими и радостными красками.

У Н. Рыленкова есть замечательные строки:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Ваши старшие товарищи, вдохновленные лирическими произведениями о родной природе, покорённые её колдовской силой, сочинили стихи о родимом крае и создали видеофильм. Давайте посмотрим и послушаем.

·         В/ф «Тихая моя родина» -

На такой высокой поэтической ноте мы закрываем наш календарь.

1.    Выводы

- Как вы думаете, ребята, смогли ли мы решить задачи, поставленные в начале работы над проектом?

/Задачи:

- выучить наизусть понравившиеся стихи русских поэтов XX века о родной природе;

- научиться выразительно читать лирические произведения;

- создать поэтический календарь;

- научиться видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней./

- Помогло ли решение этих задач достичь цели проекта?

/Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов XX века о родной природе./

- А что у нас в шкатулке? Давайте извлечём из неё сокровища и озвучим ваши записи.

Учащиеся читают вслух свои записи

1.    Домашнее задание

Учитель: Молодцы! Все это богатство пригодится вам при выполнении домашнего задания. Я попрошу вас написать стихи о природе, о родном крае.

А сейчас наступил очень ответственный момент. Пришло время ознакомиться с результатами экспертных листов. Слово предоставляется экспертной группе.

Выступление экспертов

Учитель: Спасибо, дети, за урок. До свидания!


 

Родная природа в русской поэзии

Родная природа в русской поэзии

Когда Юрий Гагарин увидел нашу

Когда Юрий Гагарин увидел нашу

Природу снова обниму… (Е. А.

Природу снова обниму… (Е. А.

На экране – видеозагадка о весне- -

На экране – видеозагадка о весне- -

На экране – видеозагадка об осени -

На экране – видеозагадка об осени -

Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться,

Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2022