Родная природа в русской поэзии XX века
Урок литературы, 5 класс
(урок-презентация)
Дата проведения: 14.04.2020г.
Цели: 1) познакомить учащихся с изображением родной природы в поэзии XX века, приобщить к духовному богатству русской литературы;
2) воспитать чуткое и бережное отношение к окружающему миру;
3) привить вкус к художественному слову, развить и совершенствовать устную речь.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности и приобретению новых знаний, умений; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, испытывают потребность в общении с художественными произведениями, чутко и бережно относятся к окружающему миру.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: ставят цели, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления, умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, рефлексируют опыт реализации проекта, выражают свое отношение к природе через проектную работу.
Коммуникативные УУД: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, играют определенную роль в совместной деятельности, строят позитивные отношения в процессе учебной деятельности, умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Предметные: знают стихотворения русских писателей о родной природе, выразительно читают, приобщаются к духовному богатству русской литературы.
Задание к уроку: 1) выучить наизусть понравившиеся стихи поэтов XX века;
2) подобрать эпиграф к уроку;
3) составить презентации, подобрать слайды, музыку по
теме урока;
4) оформить портфолио проекта.
Оформление и оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, микрофон; отпечатанные варианты эпиграфов, тема урока, экспертные листы; шкатулка.
Приглашённые: специалист сельского ЦД., учителя-эксперты.
Ход урока
1. Вступление
На экране – слайд с изображением Земли из космоса
Звучит музыка («Вокализ» Рахманинова)
Учитель: Земля! Как прекрасна она, уникальна и неповторима, другой такой нет.
Когда Юрий Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!» А после говорил: «Вид земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков».
Это наша земля. Это наш дом, источник силы, вдохновения, радости и красоты.
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу,
Сердце своё, сердце, полное песен,
Не расплескав, до Тебя донесу.
В этих строках В. Набокова, поэта XX века, - восхищение красотой и совершенством мира, и прежде всего – восхищение природой, ощущение себя её частью.
Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией, простотой и величием, и находит счастье, полностью раскрыв своё сердце навстречу природе. Особенно трепетно относятся к ней наши поэты.
Русская поэзия – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.
Нас тоже волнует и трогает родная природа, но, к сожалению, ярко и образно описать окружающий мир, просто и понятно выразить к нему своё отношение, затрудняемся. К. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов». Это большой труд – найти нужное и точные слова.
Перед вами шкатулка. Обычно в ней хранят украшения, драгоценности. Мы тоже будем собирать в эту шкатулку сокровища, но необычные: в течение урока на листочках вы записываете понравившиеся, удивившие вас своей точностью, выразительностью и образностью слова, использованные для изображения картин природы, и кладёте в эту шкатулку.
Будем учиться, всматриваться и вслушиваться в природу, учиться понимать и любить её у наших поэтов. На приобщение к духовному богатству русской литературы и направлен наш урок «Родная природа в русской поэзии XX века».
Ребята, я просила вас подобрать эпиграф к уроку. У нас столько вариантов, такой большой выбор! Как вы думаете, который из них наиболее точно и полно отражает тему урока?
(На доске вывешены варианты эпиграфов)
1. Стихи пишу я для народа
И воспеваю край родной
Незримой ниточкой природа
Навеки связана со мной
(Л. Зайченко)
1. Моя земля – великая страница!
И я её пытаюсь прочитать.
1. Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф. И. Тютчев)
1. И, пробужденный вдохновеньем,
Природу снова обниму…
(Е. А. Баратынский)
1. Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
1. Природа родного края отчеканивается в наших сердцах навеки.
(В. Г. Распутин)
(Выбранный эпиграф вывешивается под темой урока)
Этот эпиграф созвучен и с нашим проектом.
Сегодня мы презентуем поэтический календарь «Полна чудес великая природа». Ребята, презентацию будет оценивать экспертная группа. В конце урока уважаемые педагоги ознакомят нас с результатами.
1. Новая тема
Звучит песня «У природы нет плохой погоды»
На экране – загадка о зиме (видеозапись)
- Многим не нравится это время года, а я люблю. Родная земля засыпает, деревья красуются в пуховых шалях, алмазным ковром покрыты поля. О нём Есенин писал:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за пруды.
О каком времени года идет речь?
(зима)
На экране – слайд с изображением зимнего пейзажа с названием «Ах ты, зима белоснежная…»
Звучит музыка Чайковского «Времена года» (Январь)
Учитель: Чайковский страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Его произведение «Времена года» - прекрасный фон для нашего календаря.
Учащиеся читают стихи:
1) Стихотворение Н. Рубцова «Зимняя песня» (на экране – портрет Рубцова)
2) Стих. С. Есенина «Пороша» (на экране – портрет Есенина)
3) Стих. С. Есенина «Поет зима – аукает» (презентация «Поет зима – аукает»)
Учитель: Стихи Есенина удивительно мелодичны и музыкальны. Многие из них положены на музыку. В исполнении Валентины Леонидовны прозвучит песня на стихи Есенина «Клен ты мой опавший…»
Исполняется песня «Клен ты мой опавший»
Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим «Зимнюю сказку» ( на экране – презентация «Зимняя сказка – чудо вокруг нас», звучит музыка «Январь»)
Учитель: Под впечатлением от зимней сказки мы перелистываем наш календарь.
На экране – видеозагадка о весне-
- Это время года согрето ожиданием тепла и света, оно вызывает прилив жизненных сил и энергии, радует людей незабываемым зрелищем пробуждение природы. Отгадайте, какое время года описывает в своем стихотворении Есенин:
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
(Весна)
На экране – слайд с изображением весеннего пейзажа с названием «Ах, весна, какая благодать!», звучит музыка Чайковского «Март»
Учитель: «Началась весна. Какая прелесть!» - писал М. Пришвин.
Ей, красавице, посвящены удивительные по своей лиричности творения.
Учащиеся читают стихи:
1. Стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (слайд – черемуха)
2. Стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан суровой природой»
(слайд-портрет Заболоцкого)
Учитель: Листаем дальше календарь-
На экране – видеозагадка о лете
- Это время года я обожаю. Благоухают цветы, летают бабочки, поют птицы. Целыми днями можно бегать, играть, купаться. Мне весело и радостно.
О нём писал Тимофей Белозеров:
Опять оно смеется
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным – полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!
(Лето)
На экране – слайд с изображением летнего пейзажа с названием «И ходит лето…»
Учитель:Лето говорит с нам ароматам цветов, дождем и радугой, шепотом трав и шелестом листвы. Прислушайтесь!
Учащиеся читают стихи:
1. Стихотворение И. Бунина «Детство» (слайд-портрет И. Бунина)
2. Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» (слайд – летний пейзаж)
3. Стихотворение С. Керсанова «Эти летние дожди» (слайд – портрет С. Кирсанова)
4. И, наконец, последняя страница нашего поэтического календаря.
На экране – видеозагадка об осени
- Она приходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Русская душа созвучна ей: и в той, и в другой много грусти и печали. Но, как сказал Пушкин: «Печаль моя светла»
Ольга Берггольц писала: «Это время природы особого света,
Неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето.
И в прелести спорит с самою весною.
О каком времени года говорится в этом отрывке?
(Осень)
На экране – слайд с осенним пейзажем с названием «А пока бал осенний в разгаре…»
Учитель: Осень – такое время года, которое никого не оставляет равнодушным.
Она – неиссякаемый источник сюжетов не только для поэтов, но и для живописцев. Картины В. Д. Поленова, К. А. Коровина, И.С. Остроухова, К. Васильева и др., поэтичные по настроению, передают глубокое, трепетное отношение художников к родным местам, сотканы из тонкой паутины чувств и настроений.
Но самым замечательным мастером осеннего пейзажа был Левитан.
«Поэт русской природы», - так называли его современники. Им были написаны более ста осенних пейзажей. Посмотрите: перед вами картина родной русской природы, в которой её жизнь, её дыхание. Как просто и с какой любовью выражен в ней вечный мотив Родины. Как созвучна эта картина стихами русских поэтов.
Учащиеся читают стихи:
1. Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» (слайд – осенний пейзаж Левитана)
2. Стихотворение А. Тарковского «Доволен я буквально всем!» (слайд – портрет А. Тарковского)
Учитель: Валентина Леонидовна исполнит песню на стихи С. Есенина, музыка Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая».
Исполняется песня
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительными по своей красоте и силе произведениями пейзажной лирики. Что мы видим и чувствуем в произведениях о природе?
/- Поэты, композиторы, художники восхищаются красотой природы.
- Природа сближает людей.
- Человек, наблюдающий природу, становится лучше/.
· Какое настроение испытываем мы, прикоснувшись к чудодейственной красоте природы?
/радость, счастье, восторг, изумление, удивление, трепет, волнение, любовь…/
Учитель: Действительно, ещё Л. Н. Толстой сказал: «Самая чистая радость – радость природы». А мы зачастую, занятые повседневными делами, так редко замечаем, как ярко светит солнце, голубеют небеса, как чудно поют птицы. А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать их, и мир оживет, засияет яркими и радостными красками.
У Н. Рыленкова есть замечательные строки:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.
Ваши старшие товарищи, вдохновленные лирическими произведениями о родной природе, покорённые её колдовской силой, сочинили стихи о родимом крае и создали видеофильм. Давайте посмотрим и послушаем.
· В/ф «Тихая моя родина» -
На такой высокой поэтической ноте мы закрываем наш календарь.
1. Выводы
- Как вы думаете, ребята, смогли ли мы решить задачи, поставленные в начале работы над проектом?
/Задачи:
- выучить наизусть понравившиеся стихи русских поэтов XX века о родной природе;
- научиться выразительно читать лирические произведения;
- создать поэтический календарь;
- научиться видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней./
- Помогло ли решение этих задач достичь цели проекта?
/Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов XX века о родной природе./
- А что у нас в шкатулке? Давайте извлечём из неё сокровища и озвучим ваши записи.
Учащиеся читают вслух свои записи
1. Домашнее задание
Учитель: Молодцы! Все это богатство пригодится вам при выполнении домашнего задания. Я попрошу вас написать стихи о природе, о родном крае.
А сейчас наступил очень ответственный момент. Пришло время ознакомиться с результатами экспертных листов. Слово предоставляется экспертной группе.
Выступление экспертов
Учитель: Спасибо, дети, за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.