Родная история и искусство – русский народный театр.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели уроков по линиям развития: 1ЛР: Иметь представление об истории русского народного театра. 2ЛР: Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». Написать сценарий; изготовить декорации, кукол, балаган; разыграть спектакль. 3ЛР: Эмоционально воспринимать театральное искусство, выражать своё отношение к нему. Обязательный минимум содержания: балаган, театр, декорации (Н), сценарий, картина, вертеп (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.) Зрительный ряд: А. Тышлер «Русский народный театр Петрушки»; старинные куклы театра Петрушки; вертеп Новгородской губернии, XIX века.
Иконка файла материала konsp_izo_4kl_ur27-30-korr.doc
Изобразительное искусство.  Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4­й класс. – М.: Баласс, 2011.  Уроки 27–30.  Тема. Родная история и искусство – русский народный театр. Цели уроков по линиям развития:  1ЛР: Иметь представление об истории русского народного театра. 2ЛР:  Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». Написать сценарий; изготовить декорации, кукол, балаган; разыграть спектакль. 3ЛР: Эмоционально воспринимать театральное искусство, выражать своё отношение к нему.  Обязательный минимум содержания: балаган, театр, декорации (Н), сценарий, картина, вертеп (П).  (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.) Зрительный   ряд:  А.   Тышлер   «Русский   народный   театр   Петрушки»;   старинные   куклы   театра   Петрушки;   вертеп Новгородской губернии, XIX века. Этапы урока Содержание 1­й урок Формирование УУД действия учителя действия учеников Создание   I. проблемной ситуации.  Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):     Учитель   записывает   тему   урока   «Родная история и искусство – русский народный театр», читает стихи Н.А. Некрасова и просит ответить на вопросы: «… Про балаган прослышавши, Пошли и наши странники Послушать, поглазеть. Комедию с Петрушкою, С козою, с барабанщицей И не с простой шарманкою, А с настоящей музыкой Смотрели тут они. <…> Шалаш полным­полнёхонек, © ООО «Баласс», 2014 Страница 1 Владеть   разными   видами смыслового – вычитывать   фактуальную информацию. чтенияНарод орешки щёлкает, А то два­три крестьянина Словечком перекинутся. <…> И часто в речь Петрушкину Вставляют слово меткое, Какого не придумаешь, Хоть проглоти перо». –  Как   вы   думаете,   о   чём   идет   речь   в   этом стихотворении? –  В  XIX–XX  вв. театрализованные представления были важной частью российских людей. И тот, кто хоть   однажды   видел   такой   спектакль,   запоминал его на всю жизнь. – Что вас удивляет в этой истории и какой вопрос у вас возникает? II.  Формулирование проблемы.   Выдвижение III. гипотез.  – А вы как думаете? – О театре, о спектакле. – Почему театр играл такую важную   роль   в   жизни российского человека? Возможен   другой   вариант проблемного вопроса.  Предполагают. © ООО «Баласс», 2014 Страница 2 с Совместно     учителем определять   цель   действий, проговаривать план, предлагать версии.IV. Поиск решения проблемы (открытие   нового знания). Работа с текстом. Работа с произведениями мастеров.   1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44– 45   и   поработать   с   текстом   в   технологии продуктивного чтения. Дети   рассматривают   читают   текст,   страницу, отвечают. Владеть   разными   видами смыслового – вычитывать   фактуальную информацию. чтения     До чтения. – Рассмотрите изображения в учебнике на с. 44–45 и   предположите,   что   могло   привлекать   людей   в театральных представлениях? Во время чтения. – Проверьте себя по тексту на с. 44–45 учебника. После чтения. – Как вы поняли, что такое балаган, вертеп? 2. – Подумайте, какую работу надо провести перед тем как поставить спектакль? Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. Предполагают.  Выполняют. Отвечают. – Выбрать произведение; – написать сценарий; –  создать   балаган,   кукол   и декорации; – сопровождение; – подготовить артистов; – провести репетиции; – разыграть спектакль.  подготовить   музыкальное   Выражение V. решения проблемы. Учитель   обращает   внимание   на   проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. Отвечают.   Применение VI. знаний Учитель   предлагает   ребятам   выполнить коллективный проект и подготовить кукольный Выполняют. –  Животные   и   растения © ООО «Баласс», 2014 Страница 3 Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач.(продуктивные задания). спектакль   по   сказке   С.   Козлова   «Снежный цветок». 1. Беседа по пьесе­сказке С. Козлова «Снежный цветок». – Что сказочного в этой пьесе? – Как мы узнаем, о чём думают герои пьесы? – Какие у персонажей характеры? – Охарактеризуйте речь персонажей сказки. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять  роли в группе.   действуют   и разговаривают, чувствуют, как люди. –  Надо   прочитать   диалоги героев сказки.  Ёжик  суетливый   и –  зайцы  бодрые   и поспешный; радостные;  дятел  сдержанный, немногословный  и  степенный  и т.д. – говорит   высоким голосом,   часто   тараторит,   не договаривает   фразу   до   конца, потому что волнуется и спешит.  Ёжик    Дятел  говорит   чётко,   немного механически,   как   бы   на   одной ноте   (он   врач,   много   знает, доверяет только   науке). Медвежонок говорит медленно, тихо,   вяло   (он   болен,   ему плохо). Зайчонок  всхлипывает, периодически срывается на плач (ай­ай­ай,   ой­ой­ой!),   ведь   он сочувствует   Медвежонку. Зайцы    Второй, Третий)   говорят   бодро,   иногда перебивают друг друга, ведь все дружны друг с другом и всё­ всё   знают.  Осинка  трепетная, дрожащая,   говорит   негромко, (Первый, © ООО «Баласс», 2014 Страница 4неспешно, подчёркивая   шипящие   звуки. Ясень  говорит   скрипучим голосом,   с   придыханием,   ему трудно дышать. Сосна    спокойная, говорит   неспешно,   как   бы нараспев. мудрая, – Картина 1 «Зайцы на поляне»;  «В   избушке картина   2 Медвежонка»; картины   3,   4,   и   5  «Ёжик   и Осина»,  «Ёжик   и   Ясень»  и «Ёжик и Сосна»; картина   6  «Ёжик   добывает волшебный цветок»;  «Путь   Ёжика   на картина   7   поляну»; картина   8  «Ёжик   приносит цветок Илютик Медвежонку». Ученики   распределяются   по группам   и   определяют   роль каждого   в   работе   над составляют спектаклем, список   необходимых материалов.   Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять  роли в группе. 2.  Работа   над   сценическим   воплощением пьесы. – В пьесе каждое новое место действия называется картина.  Подумайте,   сколько   картин   в   нашей пьесе? Какие? 3. Распределение обязанностей по группам. –  Распределимся   на   группы;   определим   роль каждого в работе над проектом; составим список необходимых материалов. Нам нужны:  1. группа сценаристов, которые пропишут диалоги персонажей; 2. группа музыкантов, которые займутся подборкой музыкального сопровождения; 3.   которые   изготовят декорации   к   каждой   картине   (им   нужно   будет продумать,   какие   декорации   можно   будет   группа   художников, © ООО «Баласс», 2014 Страница 5группа   художников, использовать в нескольких картинах); 4. изготовлением кукол; 5. группа конструкторов, которые изготовят театр – балаган.   которые   займутся VII.   Итог   урока. Рефлексия. Учитель   предлагает   оценить   первый   этап работы над проектом: –  Смогли   ли   договориться   в   группе   об обязанностях каждого? – Всем ли понятна его роль в работе над проектом? – Кому нужна помощь в работе? VIII.  задание. Домашнее –  Принести   рабочую   тетрадь,   альбом,   материалы для работы над проектом. Записывают.  2–3­й уроки темы   Актуализация I. знаний. Отвечают. Учитель   записывает   тему   урока   «Родная история и искусство – русский народный театр», напоминает проблемный вопрос прошлого урока и предлагает детям ответить на него. –  Вспомните,   сколько   картин   в   пьесе,   какие картины, сколько героев, какие? –  Охарактеризуйте   понятия:   сценарий,   балаган, декорация, персонаж. Учиться оценивать  успешность своего задания,  признавать ошибки. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами.   Применение II. знаний © ООО «Баласс», 2014 Учитель организовывает работу каждой группы, оказывая необходимую помощь. Выполняют.   Учитель   даёт консультации   и   помогает   по Страница 6 Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач.необходимости. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять  роли в группе. (продуктивные задания). 1. Группы сценаристов и музыкантов работают над сценарием   пьесы   и   подборкой   музыкального сопровождения (8 чел.). 2. Художники кукол создают фигурки персонажей, руководствуясь примерами на с. 18–23 в рабочей тетради (7 чел.). 3.   Художники   декораций   создают   декорации   к каждой картине, руководствуясь примерами  на с. 18–23 в рабочей тетради (5 чел.). Помним, что одну декорацию   можно   использовать   в   нескольких картинах.  4.   Конструкторы   изготавливают   театр­балаган   из коробки, руководствуясь примером на с. 18–19 в рабочей     Количество   прорезей согласовывают   со   сценаристами   по   количеству героев и декораций в каждой сцене (3–4 чел.). тетради. III.   Итог   урока. Рефлексия. Учитель   предлагает   ученикам   оценить   свою деятельность. – Что вам нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? –  Вы   выполнили   работу   самостоятельно   или   с помощью? С чьей?  – Как бы вы оценили свою работу? Выполняют. Учиться оценивать  успешность своего задания,  признавать ошибки. IV.  задание. Домашнее –  Принести   рабочую   тетрадь,   альбом,   материалы для работы над проектом. Записывают. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. © ООО «Баласс», 2014 Страница 7 4­й урок темыАктуализация I. знаний. Учитель   записывает   тему   урока   «Родная история и искусство – русский народный театр». – Какую роль играют актёры в кукольном театре? –  Что   актёру   необходимо   знать   о   персонажах пьесы? – Вспомните характеристику каждого героя нашей пьесы. Отвечают. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами.  Они   оживляют   куклы, – озвучивают их. – Как он говорит, как двигается, какой у него характер.  Ёжик  суетливый   и –  зайцы  бодрые   и поспешный; радостные;  дятел  сдержанный, немногословный  и  степенный  и т.д. – говорит   высоким голосом,   часто   тараторит,   не договаривает   фразу   до   конца, потому что волнуется и спешит.  Ёжик    Дятел  говорит   чётко,   немного механически,   как   бы   на   одной ноте   (он   врач,   много   знает, доверяет только   науке). Медвежонок говорит медленно, тихо,   вяло   (он   болен,   ему плохо). Зайчонок  всхлипывает, периодически срывается на плач (ай­ай­ай,   ой­ой­ой!),   ведь   он   Медвежонку. сочувствует Зайцы    Второй, Третий)   говорят   бодро,   иногда (Первый, © ООО «Баласс», 2014 Страница 8перебивают друг друга, ведь все дружны друг с другом и всё­ всё   знают.  Осинка  трепетная, дрожащая,   говорит   негромко, неспешно, подчёркивая шипящие звуки.  Ясень  говорит голосом, скрипучим   с придыханием,   ему   трудно дышать. Сосна    спокойная, говорит   неспешно,   как   бы нараспев. мудрая,     Применение II. знаний (продуктивные задания). Учитель предлагает ребятам попробовать себя в разных  ролях  и выбрать лучших актёров  для постановки   пьесы.   Параллельно   испытывают балаган,   декорации,   фигурки   персонажей,   если необходимо, детали. Репетируют всю пьесу. дорабатывают     Выполняют. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять  роли в группе. Учитель   предлагает   выполнить   афишу   или пригласительные билеты на спектакль. Спектакль можно показать ученикам младших классов или родителям. III.   Итог   урока. Рефлексия. Учитель   предлагает   ученикам   оценить   свою деятельность. – Что вам нужно было сделать? –  Задание   выполнено   в   полном   объёме?   Без ошибок? Выполняют. © ООО «Баласс», 2014 Страница 9 Учиться оценивать  успешность своего задания,  признавать ошибки.–  Вы   выполнили   работу   самостоятельно   или   с помощью? С чьей?  – Как бы вы оценили свою работу? IV.  задание. Домашнее – Доделать афишу или пригласительные билеты на спектакль. Записывают. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. Музыкальное сопровождение. По   ходу   спектакля   может   звучать   музыка,   которая   должна   соответствовать   настроению   персонажей   и   помогать   зрителям   следить   за переживаниями героев. Ответственные за музыкальное сопровождение дети подбирают к выбранным картинам песни и аккомпанемент. Например, в первой картине Зайцы на лесной поляне водят хоровод. – Какое у них настроение? (Радостное, праздничное.) – Какая может звучать музыка: мажорная или минорная? Быстрая или медленная? (На празднике звучит радостная, мажорная музыка.) – Под какую музыку все герои встречают Новый год в последней картине? (Под бодрую, радостную, они исполняют ту же песню, что и в  1­й картине.) Для первой и последней картин может быть предложена любая бодрая мелодия. Можно исполнять песню с использованием повторения звукоряда сначала вверх, а затем вниз (до­ре­ми­фа­соль­соль, Мы сне­жок при­топ­чем / соль­фа­ми­ре­до­до, На боль­шой по­ля­не и т.д.). – Какое у всех настроение в картине с больным Медвежонком? (Подавленное, печальное.) – Какая может звучать музыка? (Печальная, медленная, со «вздохами». В качестве эмоциональной доминанты может прозвучать несколько минорных трезвучий или фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы».) Если в картине 1 и картине 3 звучание музыки обязательно, так как герои по сюжету поют, то в картине 2 музыка вводится по желанию учащихся. Изготовление декораций и кукол. Алгоритм изготовления декораций и кукол есть в тетради «Разноцветный мир», 3­й класс. Для изготовления  шаблонов фигурок персонажей можно использовать материалы  на с. 65 Приложения.  Можно скопировать фигурки с помощью кальки или по клеткам. В нашем пособии мы относительно подробно рассматриваем три картины. Картина 1. «Зайцы на поляне» (с. 18–19). 1. Изготовление театра­балагана. а)  Изготовьте из большой коробки по рис. 1 балаган. Продумайте, сколько планов будет на вашей декорации. Декорации к последующим картинам будут меняться по ходу действия. © ООО «Баласс», 2014 Страница 10б) Нарисуйте и вырежьте декорации для всех картин. Сделайте прорези в их нижних фрагментах так, чтобы они соответствовали прорезям в «полу» балагана. На заднике будут закрепляться декорации третьего или второго плана. На конечном этапе следует апробировать декорации и подвижность персонажей. Следует обратить внимание на скольжение фигурок в прорезях. При необходимости – подкорректировать. 2. Изготовление живописного задника «Заснеженный лес». 3. Изготовление декорации «Новогодняя ёлка». 4. Изготовление фигурок Зайцев. Картина 2. «В избушке Медвежонка» (с. 20–21). Для изготовления декораций и персонажей для этой сцены формируется группа из детей, не участвующих в разработке сцены 1. 1. Изготовление задника «Избушка». 2. Изготовление декораций (кулисы (боковинки) – стены избушки, полки, тарелки, оконные занавески, кроватка Медвежонка). 3. Изготовление фигурки Дятла. 4. Изготовление фигурки Ёжика. 5. Изготовление фигурки Медвежонка. Внимание! К этой сцене можно выполнить фигурку Медвежонка в виде куклы­дергунчика. Картина 3. «Ёжик и Сосна» (с. 22–23). К изготовлению декораций и персонажей для этой сцены привлекаются те дети, которые не участвуют в разработке сцен 1 и 2. 1. Изготовление задника  «Заснеженный лес». Чтобы использовать все деревья, выполненные детьми, мы рекомендуем для каждой сцены в лесу изготовить свой задник. 2.   Изготовление   персонажа  «Сосна».   Рассмотреть   схему   изготовления   движущихся   глаз   Сосны.   (Следить   за   правильностью   крепления подвижной детали.) 3. Изготовление фигурки Ёжика. Чтобы наш Ёжик мог «превратиться» в звёздочку, обратную сторону фигурки нужно оклеить фольгой. Внимание! Задники для картин 1, 3, 4, 5 выполняются аналогично. У нас на с. 22–23 изображена картина 4 «Ёжик и Сосна». (Вечереет, и Ёжик уже получил в подарок от Ясеня листок.) © ООО «Баласс», 2014 Страница 11

Посмотрите также