Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Анализировать произведения мастеров нижегородской резьбы по дереву. Рассказывать об особенностях данного промысла.
2ЛР: Работать акварельными красками в технике отмывки или гризайли, выполняя объёмное изображение рельефа по мотивам нижегородской резьбы по дереву.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения народного творчества, выражать своё отношение к ним на примере фрагментов нижегородской резьбы по дереву.
Обязательный минимум содержания: нижегородская резьба по дереву (Н), (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: композиция резного узора на фасаде избы; фрагменты нижегородской резьбы; учебные рисунки, схемы.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Урок 17.
Тема. Родная история и искусство.
Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Анализировать произведения мастеров нижегородской резьбы по дереву. Рассказывать об особенностях данного
промысла.
2ЛР: Работать акварельными красками в технике отмывки или гризайли, выполняя объёмное изображение рельефа по
мотивам нижегородской резьбы по дереву.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения народного творчества, выражать своё отношение к ним на примере
фрагментов нижегородской резьбы по дереву.
Обязательный минимум содержания: нижегородская резьба по дереву (Н), (П). (Н – необходимый уровень, П –
повышенный уровень.)
Зрительный ряд: композиция резного узора на фасаде избы; фрагменты нижегородской резьбы; учебные рисунки,
схемы.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1Этапы урока
Содержание
Формирование УУД
действия учителя
действия учеников
I. Создание
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Родная
история и искусство. Народные промыслы:
нижегородская резьба по дереву», рассказывает
одну историю и предлагает ответить на
вопросы.
«Жилбыл в Нижегородском уезде один
корабельный мастер.
Проработав зиму на
строительстве судов и спустив их на воду,
судостроитель с весны искал себе заработок по
волжским деревням. И вот однажды, встретился с
одним купцом, к которому и попросился на работу.
Однако купец сомневался в его способностях:
– Что же ты можешь сделать для меня? Ты ведь
только корабли умеешь строить, а мне корабль не
нужен.
Но потом подумал купец и взял мастера на работу,
а тот такое для него сделал, что вся деревня
сбежалась посмотреть. С тех пор и другие
корабельные мастера стали ездить по волжским
деревням и радовать жителей своей работой».
обозначающих
Цвет фраз,
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2II.
Формулирование
проблемы.
– Что вас удивило, какой вопрос у вас возник?
– Что необычного создавали
корабельные
мастера
Нижегородского уезда?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
Выдвижение
III.
гипотез.
– А как вы думаете, чем удивили жителей
судостроители?
Предполагают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 3IV. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
Работа
схемами.
со
1. Учитель предлагает открыть учебник на с.
34–35 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
– Посмотрите на изображения, заголовок текста и
предположите, что же делали корабельные мастера
для жителей деревень?
– А что же в них было необычного?
– Как вы думаете, а почему именно корабельные
мастера умели делать такую резьбу, как это связано
с судостроительством?
– Да, действительно, мастера украшали и корабли,
и избы одинаковым рисунком.
– Рассмотрите фрагменты резьбы и опишите
особенности этой резьбы.
Во время чтения.
– Прочитайте текст на с. 34 под изображением и
текст на с. 35 и проверьте свои предположения.
Какие ещё особенности нижегородской резьбы вы
нашли в тексте?
После чтения.
– Как вы думаете, что же привлекало жителей в
этой резьбе?
Ученики читают текст,
рассматривают произведения,
отвечают.
– Избы.
Может быть,
– Резьба.
–
мастера
украшали такой резьбой свои
корабли.
– Используется растительный
орнамент с веткой в виде волны;
композицию
дополняют
диковинные животные.
Дополняют.
Отвечают.
чтения
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация),
отделять известное от
неизвестного.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 42. Учитель предлагает открыть рабочую
тетрадь на с. 28–29, выполнить задания 1, 2, 3.
– Рассмотрите центральный рисунок. Как передана
глубина рельефа?
– Изучите рисунки 1, 2, 3 и выполните рельефное
изображение на рис. 4 акварельными красками.
Выполняют, отвечают.
Выражение
V.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
VI.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам нарисовать в
альбоме свой рельеф и красками передать
глубину рельефа.
Можно воспользоваться
рисунком на с. 68 в рабочей тетради.
Выполняют.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу по алгоритму.
Отвечают.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Домашнее
VIII.
задание.
© ООО «Баласс», 2014
– Доработать рисунок и оформить его в паспарту.
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
Записывают.
Страница 5
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.ластик, цветные карандаши, фломастеры.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 6