Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе. Узнавать исторический и батальный жанры живописи. Анализировать цветовую гамму произведений, посвящённых Великой Победе, на примере работ А. Дейнеки, П. Оссовского, М. Кугача.
2ЛР: Выполнить коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения военного искусства, выражать своё отношение к ним на примере работ А. Дейнеки, П. Оссовского, М. Кугача.
Обязательный минимум содержания: творчество Александра Дейнеки (Н), творчество Петра Оссовского, Михаила Кугача (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Дейнека «Оборона Севастополя»; П. Оссовский «Салют Победы»; М. Кугач «Дед и внук»; фотографии военной истории.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 24–25.
Тема. Родная история и искусство. Подвиг народа.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе. Узнавать исторический и батальный
жанры живописи. Анализировать цветовую гамму произведений, посвящённых Великой Победе, на примере работ А.
Дейнеки, П. Оссовского, М. Кугача.
2ЛР: Выполнить коллективный
«Альбом Славы»: разработать макет
альбома, определить
проект
композицию его страниц.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения военного искусства, выражать своё отношение к ним на примере работ А.
Дейнеки, П. Оссовского, М. Кугача.
Обязательный минимум содержания: творчество Александра Дейнеки (Н), творчество Петра Оссовского,
Михаила Кугача (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Дейнека «Оборона Севастополя»; П. Оссовский «Салют Победы»; М. Кугач «Дед и внук»;
фотографии военной истории.
Этапы урока
Содержание
1й урок
действия учителя
действия учеников
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока «Родная
история и искусство.
Подвиг народа»,
рассказывает одну историю и просит ответить
на вопросы:
«В Ярославской области расположен совсем
маленький городок Мышкин (6000 жителей), но
этот город по праву можно назвать городом музеев,
мы насчитали около 20 музеев. Один из них –
мемориальный комплекс под открытым небом,
посвящённый героям Великой Отечественной
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1
Формирование УУД
обозначающих
Цвет фраз,
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,войны. На огромной плите выгравированы военные
письма. Сердце сжимается, когда читаешь их:
«Милая Мотя! Посылаю тебе немножко денежек.
А ты отдай их ребятам на кинишко! А вы табачку,
наверное, посадили, так ухаживайте, может, и
покурим. А нет, так Панко потянет… Дорогая моя
семья, были бы у меня крылья, я бы к вам
слетал…»
«Любимый мой, единственный! Я похоронку
никому не покажу… Мы всё равно будем ждать
тебя! Возвращайся, надежда моя!»
Этот маленький город собирает в любое время
года огромное количество туристов, и ни один из
них не обходит стороной мемориальный комплекс,
подолгу останавливаясь перед каждым письмом
будто бы ожившего солдата. Поражают две цифры,
выбитые на страницах каменной книги: «Ушли на
фронт из Мышкинского района 7623 человека.
Погибли, умерли от ран, пропали без вести 4654
человека. Жители города увековечили память
своих героев».
– Война коснулась каждой семьи, в ваших семьях
наверняка есть истории о родственниках,
прошедших Великую Отечественную войну. Вам бы
хотелось увековечить память героев?
– Да.
II.
Формулирование
проблемы.
– Так на какой вопрос мы должны ответить сегодня
на уроке?
– Как можно увековечить
подвиг народа?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
с
учителем
Совместно
определять цель действий,
проговаривать
план,
предлагать версии.Выдвижение
III.
гипотез.
IV. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
– У вас есть какиенибудь предложения?
Предлагают.
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 38–
39 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения. Работать предлагаем по
группам (1й ряд – А. Дейнека; 2й ряд – П.
Оссовский; 3й ряд – М. Кугач).
До чтения.
– Рассмотрите картины известных художников и
расскажите, какие чувства у вас вызывают данные
произведения?
–
произведений.
– Какие цвета использовали художники и почему?
Во время чтения.
– Прочитайте текст на с. 38–39.
После чтения.
– Сравните свои впечатления и впечатления
авторов текста от произведений.
представленных
жанры
Определите
Дети рассматривают
читают текст,
страницу,
отвечают.
Отвечают.
– Батальный, исторический и
бытовой жанры.
Отвечают.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация),
отделять известное от
неизвестного.
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
чтения
2. Учитель предлагает рассмотреть композицию
на с. 30–31 в рабочей тетради и просит
предложить свой вариант работы по
увековечиванию памяти героев.
Предлагают.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 3Выражение
V.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Предлагают варианты.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться
оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Применение
VI.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам обсудить макет
будущего «Альбома Славы»: определить размер и
конструкцию (как будут скреплены страницы);
решить, как будет выглядеть его страница.
– Выполните эскиз будущей страницы «Альбома
Славы».
– Составить список необходимых материалов.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Выполняют.
Отвечают.
VIII.
задание.
Домашнее
ножницы,
– Принести рабочую тетрадь, карандаш, ластик,
клей,
цветные карандаши или
фломастеры, альбом, необходимые для «Альбома
Славы» материалы (фотографии, заметки, цветную
бумагу, вырезки из открыток и журналов).
Записывают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4
2й урок темыАктуализация
I.
знаний.
Учитель предлагает ребятам рассказать о своих
родственниках – участниках войны.
Рассказывают.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Применение
II.
знаний
(продуктивные
задания).
III. Итог урока.
Рефлексия.
семьи,
можно
Учитель предлагает оформить листок Славы
своей
воспользоваться
материалами на с. 69 в рабочей тетради. Самый
простой способ – собрать страницы в папке с
файлами,
но тогда нужно продумать
оформление обложки и титульного листа.
Альбом можно хранить в школьном музее.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что вам нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Вы выполнили работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы вы оценили свою работу?
Выполняют.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Выполняют.
Учиться
оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
IV.
задание.
Домашнее
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
ластик, цветные карандаши, акварель, кисти.
Записывают.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 5