МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Чита
Родной язык душа народа
(внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
78 класс
Автор: Семёнова Инна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
1 категории
Чита 2017г. Пояснительная записка
След, который должны оставлять мы, учителя, это доброе слово, посеянное
в душах учеников. К сожалению, изменение общественных отношений в
нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые
выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании
идеологической пустоты.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу
обучения, но и воспитанию подростков.. Это задача решается прежде всего с
помощью духовнонравственного воспитания на уроках русского языка и
литературы.
Главная цель образования в школе – добрая:
развитие
высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой
личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне
участвовать в духовном становлении своих учеников
Основными задачами духовнонравственного воспитания учащихся на
уроках русского языка являются:
формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
воспитание гражданина и патриота;
формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися
национального своеобразия русского языка. Духовнонравственное воспитание
– это педагогически
организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно
нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы
общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
Духовнонравственное развитие детей осуществляется в процессе
социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно
смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и
сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом. Цель:
Формирование у учащихся представлений о духовной сущности русского
слова как воплощение нравственного идеала русского народа и
общественной ценности.
Задачи:
1. Учащиеся должны увидеть что русский язык – это не только средство
общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный,
исторический и нравственный опыт народа, наделив слово сакральным
смыслом.
2. Воспитание любви к своему родному языку, умению сохранять , не
засорять его.
3. Овладения навыками общения, обогащение словарного запаса.
Слово учителя
Коренные изменения в любом обществе всегда отражались в речи
людей. Как правило, в переломные эпохи родной язык становился
символом национального самосознания. Не случайно Ф.М.Достоевский
писал, что язык и нация словасинонимы. Разрушается язык вымирает нация. А, по мнению В.Даля, словесная речьэто видимая и осязаемая
связь, звено между душой и телом.
К сожалению, в нашу эпоху язык пока не стал символом национального
самосознания, да и процесс разрушения языка налицо.
Что же с нами происходит? Давайте вместе постараемся с этим
разобраться. А за помощью обратимся к такой науке , как филология.
Филология означает: любовь к слову, или словолюбие. Родное слово
нельзя постичь ,не любя. А полюбить можно, только познавая всё
многообразие скрытых в нём смыслов, оттенков чувств и душевных
движений.
Выразительное чтение заранее подготовленным учеником
стихотворения.
(слайд № 1)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово изменяя лад.
И проклинают и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский «Слово»
Учитель:
Святые слова ,которые мы бережём в душе, как знамёна в чехле, это
одухотворённые слова. Так, например слово «спасибо» образованно от
слов «Спас» и «Бог». Спас –избавитель от бед. Итак, в ответ на доброе
дело мы платим сторицей; добрым словом, поддержанным сверху. А
доброе слово мы получим от Бога, и «Слово было Бог». И наши слова
это святыня, это предметное воплощение высших духовных,
Божественных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого
народ теряет своё лицо, а при поругании которого испытывает
значительный ущерб своего достоинства.
Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится
о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это
Притча о Сеятеле слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного
устремления. Эта притча так записана Евангелистом Матфеем:
“Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и
налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где
немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока.
Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное
упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую
землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в
тридцать. Имеющий уши, да слышит!” (Мф.13:1–23).
В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово
Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их
сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав
их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств.
Давайте проследим за рождением однокоренных слов с корнем –род и
попытаемся проникнуть в их смысл.
Работа с классом
Учащиеся подбирают слова: народ, родимый, Родина, родник…
После коллективной работы на доске появляется запись;
род обозначает творение по Божией воле;
на обозначает стремление ввысь и высшую степень качества, получим
слово народ;
им родимый дорогой, близкий сердцу;
Родина дорогая, милая сердцу страна;
родник воплощение чистоты, сокровенности, животворности.
Учитель:
А теперь подберите слова с этим же корнем, чтобы получились тёмные,
отрицательные слова.
Ученики:
Выродок , отродье , урод, безродный…
Какая часть слова вносит значение отторжения , отвержения?
Приставки вы, от,у, беэ.
Учитель:
Духовный смысл языкотворчества подводит к мысли; идти к добру
значит, идти к народу; достойная доля, счастье – лежит на пути к
народу .
( слайд№ 3)
Над смыслом жизни я слезами обольюсь.
Жить на Руси, не зная слова Русь.
Быть славянином и не помнить знака РОД, А как же Родина, РОДители, наРОД?
Болтаем и не знаем слова РЕЧЬ.
А это то, что надобно беРЕЧЬ.
Давайте просыпаться же , друзья.
Мы русские, и так нам жить нельзя!
Игорь Вышин
А теперь подберите к слову «лад» слово синоним.
Ученики:
Лад гармония, находят и зачитывают статью из этимологического
словаря.
Слово «лад» исконнорусское, обозначает мир, согласие, любовь,
счастье, милость, ласку, сердечность, душевность.( «Ладушкиладушки,
где были ? У бабушки».
А вот значение слова «красота»
Слово «красота»произошло от слова «красный». Красныйцвет Бога в
действии состоит из трёх древнеславянских слогов краса. Ксоединение+ Ра
Бог+ СА положение, принадлежность. Красота то, чем обладает Бог.
Учитель:
Родное слово в полном значении всё духовное состояние человека. Если
человек употребляет тёмные , грязные слова, то он перестаёт быть самим
собой. Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона
Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не
произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель
заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и
удерживать себя от лукавых речей и празднословия Каждый христианин еще
при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а,
матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с
благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает
лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни.
(слайд № 2)
Пусть иногда комуто очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
Но только мать тут всётаки причём?
Пусть жизнь сложна; пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого1
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Но как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь ,как хотите ,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Не имени , ни чести матерей.
Учитель:
Слова нелитературные арго(жаргонизмы) наводняют нашу речь ,
разрушая её. Ведь каждое из них имеет смысл потаённый, скрытый от
многих. Лучше не употреблять нелитературных слов, а то язык наш
будет поводырём нашим не в рай, а в ад.
(слайд№3)
Учитель:
Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно
написал в своей книге «Учебник жизни» наш современник, московский
священник отец Артемий Владимиров.
Правило первое: думай , что говоришь, взвесь в уме то слово,
которое находится на кончике твоего языка.
Правило второе: не говори того , чего не думаешь. Не лукавь , не
криви душой. Лучше помолчать , чем сказать неправду.
Правило третье: не всё , что думаешь говори.
Помните наставления подвижников благочестия: «Когда ты говоришь,
слова твои должны быть ценнее молчания».
(слайд №4)
Пословицы русского народа о языке
(слайд №5) Ученики записывают пословицы
Во многословии не без пустословия.
Много знай , да мало бай.
Больше говорить больше согрешить.
Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.
Поменьше говори , побольше услышишь
Учитель:
Ребята, сегодня мы попытались показать , какая ответственность лежит на вас
за сохранение родного языка. Любите свой язык, берегите его ведь он залог
вашего духовного развития. Об этом говорили наши великие поэты, писатели,
священники. Именно нашей стране, нашему народу, Творец Вселенной дал
язык редкой красоты, богатства и выразительности. Не случайно письменный
славянский язык возникает как язык богослужебный, азбука которого
составлена святыми мужами, в целях проповеди Евангелия среди славян.
Великий русский ученый Михайло Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский
император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с
друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом
говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того,
богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка».
( слайд №6)
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа
Его душа и быт родной. (П.А.Вяземский)
Видеоклип оптинский иеромонах Рафаил
Рефлексия;
Минисочинение «Как слово помогает человеку?»
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.