Рограмма по подготовке руки к письму
Оценка 4.7

Рограмма по подготовке руки к письму

Оценка 4.7
docx
27.09.2024
Рограмма по подготовке руки к письму
Программа по подготовки руки к письму.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Черепанова»

Новосибирской области

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО начальных классов

«__»  ________ 2022 г.

Протокол №_____

___________________

Михалева С.А.

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

методист школы по ДОУ

 «__»   _______ 2022 г.

         

           ____________________

                  М.О. Клименко

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

 

 

 

 

 

   

   Учитель: Е.В. Куцевол

            

 

 

2022-2023уч. г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» социально-педагогическойнаправленности разработана для предоставления дополнительных образовательных  услуг в МБДОУ №43 г. Славгорода воспитанникам 6- летнего возраста.       Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п.5, Статья 35 ч.1 п.7.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. №1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования  и науки РФ от 29.08.13г. № 1008); 

- Письмом Министерства образования РФ от 14.12.15 №09-3564 «О внеурочной деятельности и организации реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15г. № 09-3242;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Актуальность программы заключается в развитии у детей мелкой моторики, так как уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально – волевой сферы и мелкой моторики.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкой моторики и координации движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

На освоение программы отводится 25 часов.

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 30 минут – подготовительная к школе группа.

Особенности системы подготовки к обучению письму

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием:

 1.Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма. 

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. 

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки. 

Развивать мелкую моторику рук.

Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся: свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;  ориентироваться на листе бумаги; воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

2. Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку. 

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. 

Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. 

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв. 

4. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов, прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т. д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Методы и средства реализации программы:

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.

Условия реализации программы:

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей).

Материалы и оборудования:

- картотека пальчиковых игр;

- эспандер ручной (для каждого ребенка);

- мяч массажный (для каждого ребенка);

- простые карандаши (для каждого ребенка);

- шариковые ручки (для каждого ребенка);

- тетради на печатной основе тренажер-пропись.

Цель программы «Подготовка руки к письму» - обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 Задачи программы «Подготовка руки к письму»

Образовательные:

1. Научить детей владеть графическими навыками письма

2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

 

 

 

Предполагаемые результаты:

Предметные:

• знать правила работы с письменными принадлежностями;

 • знать правила посадки на занятиях по письму;

• уметь ориентироваться в тетради, обводить, штриховать, копировать, перепечатывать;

 • знать и правильно писать пройденные элементы букв и сами буквы.

 Личностные:

 • уметь слушать собеседника, запоминать задания и выполнять их правильно;

• проявлять интерес к новому, ответственное отношение к обучению по программе;

• развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус.

 Метапредметные:

 • сформировать навыки общения и сотрудничества со взрослыми, сверстниками;

• сформировать уважительное отношение к другому мнению;

• приобщить к работе в группе, умению слушать собеседника, избегать конфликтов;

• сформировать умения понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

• сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии со своими возможностями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

1.

«Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

 

1.Пальчиковая гимнастика

 «Дружба», «В гости к пальчику большому».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Качели».

 4.Работа в тетради

1

2.

 «Ягоды».

Фигурки из палочек «Корзина».

 1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Корзина».

 4.Работа в тетради

1

3.

«Грибы».

Фигурки из палочек «грибы».

1.». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «грибы».

 4.Работа в тетради

1

4.

«Откуда хлеб пришёл?».

Фигурки из палочек (мельница).

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек (мельница).

4. Работа в тетради

1

5.

«Домашние птицы». Штриховка по образцу.

1.Пальчиковая гимнастика  «Утята», «Петушок и курочка».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3.Штриховка по образцу.

4. Работа в тетради

1

6.

«Перелетные птицы».

Штриховка. Работа в клетке.

1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник»

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигуры из палочек «ласточка».

4.Работа в тетради

1

7.

«Деревья и кустарники».

Фигурки из палочек

1.Пальчиковая гимнастика «Елка».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек

 4. Работа в тетради

1

8.

«Семья».

Письмо линий в широкой строке.

1.Пальчиковая гимнастика  «Моя семья», «Кто приехал?».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Веселый человечек».

4.Работа в тетради

1

9.

«Наша Родина». Штриховка.

 

1.Пальчиковая гимнастика  «Здравствуй!».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Солнце».

4.Работа в тетради

1

10.

«Одежда и обувь».

Дорисовка узора.

1. Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

 3. Дорисовка узора.

4.Работа в тетради

1

11.

«Наш город».

Штриховка.

1.Пальчиковая гимнастика «Газон засох».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Башня», «Колодец».

4. Работа в тетради

1

12.

«Зима».

Дорисовка узора.

1.Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

 3. Фигурки из палочек «санки»

4. Работа в тетради.

1

13.

«Зимующие птицы» .

Дорисуй предметы по образцу.

1.Пальчиковая гимнастика «Голуби», «Воробьи»

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурка из палочек « птички».

4.Работа в тетради

1

14.

«Зимние забавы».

Фигурки из палочек «Санки».

1.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Санки».

4. Работа в тетради

1

15.

«Наша Планета Земля».

Штриховка. Раскрашивание.

1.Пальчиковая гимнастика

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек

4.Работа в тетради

1

16.

«Насекомые».

Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».

 

1.Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Бабочка.

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».

4.Работа в тетради.

1

17.

«Дикие животные».

Обводим по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса», «Зайка», «Ежик».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Ежик».

4. Работа в тетради

1

18.

«Строительные профессии».

Работа в клетке.

1.Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост».

4. Работа в тетради

1

19.

«Транспорт»

Аппликация.

1 Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

 2.Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Машина», «Парусник».

4. Работа в тетради

1

20.

«Защитники Отечества»

Раскрашивание.

1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Танк», «Звезды».

4. Работа в тетради

1

21.

«Мамин праздник»

Работа с цветной бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка»

2. Фигурки из палочек «Тюльпан».

 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки

4.Работа в тетради

1

22.

«Школа и библиотека»

Письмо замкнутых линий.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы писали».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Школа».

4.Работа в тетради

1

23.

«Цветы»

Аппликация.

1.Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы».

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза».

4.Работа в тетради.

1

24.

«Животные жарких стран»

Письмо полуовалов.

1.Пальчиковая гимнастика «Черепаха». 

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Слоненок», «Жираф»

4.Работа в тетради

1

25.

«Будь здоров»

Раскрашивание. Штриховка.

1.Пальчиковая гимнастика «Шалун».

 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки

3. Фигурки из палочек «Конфета».

4. Работа в тетради

1

Итого: 25 часов

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» социально-педагогическойнаправленности разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» социально-педагогическойнаправленности разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий

Развивать мелкую моторику рук

Развивать мелкую моторику рук

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок

Предполагаемые результаты: Предметные: • знать правила работы с письменными принадлежностями; • знать правила посадки на занятиях по письму; • уметь ориентироваться в тетради, обводить, штриховать,…

Предполагаемые результаты: Предметные: • знать правила работы с письменными принадлежностями; • знать правила посадки на занятиях по письму; • уметь ориентироваться в тетради, обводить, штриховать,…

Фигурки из палочек «Корзина». 4

Фигурки из палочек «Корзина». 4

Фигурки из палочек «Башня», «Колодец»

Фигурки из палочек «Башня», «Колодец»

Фигурки из палочек «Танк», «Звезды»

Фигурки из палочек «Танк», «Звезды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2024