Роль дидактических игр в закреплении математических представлений
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и др. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. А.М. Горький подчеркивал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и много аспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Работа в детском саду требует от воспитателя постановку таких педагогических задач, как: развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Но главная задача многих исследований заключается в том, как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания.
Таким образом, на основе анализа вышеперечисленных понятий, можно выделить общее и сделать вывод о том, что математическое развитие это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате развития элементарных математических представлений.
Согласно Е. А. Носовой: «Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познаниям» [Носова, с.21].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет: «Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве» [ФГОС].
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие
ребенку интереса к познанию. С этой целью занятия по математике должны
проходить в увлекательной игровой форме
Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач. При этом использование увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития.
Использование дидактических игр и игровых упражнений стимулирует
общение между детьми, между детьми и взрослыми, поскольку в процессе проведения игр эти взаимоотношения начинают носить более эмоциональный, более непринужденный характер.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы: [психология игры]
1) Игры с цифрами и числами
2) Игры путешествие во времени
3) Игры на ориентирование в пространстве
4) Игры с геометрическими фигурами
5) Игры на логическое мышление
В первую группу игр входят игры, обучающие детей счету в прямом и образованием всех чисел в пределах 10, через сравнивание равных и неравных групп предметов. Это нужно делать для того, чтобы у детей не появилось ошибочное представление о том, что большее число всегда должно находиться на верхней полосе, а меньшее – размещаться на нижней. [Дош.педагогика+статья Бантикова]
В процессе таких дидактических игр как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети обучаются свободному оперированию числами в пределах 10 и сопровождению словами своих действий.
Такие дидактические игры, как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие можно использовать в свободное время для развития у дошкольников внимания, памяти, мышления.
Вторая группа игр (игры – путешествие во времени) знакомит детей с днями недели. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Для этого к доске выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, в какой по порядку идут дни недели. [Венгер]Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем необходимо применять следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогут дошкольникам быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.
К третьей группе относятся игры, помогающие ориентироваться в пространстве [Дош.пед.+Дыбина]. Например, справа от мишки стоит барабан, слева от мишки – заяц и т.д. Игрушку можно спрятать по отношению к любому ребенку (за спину, справа, слева и т.д.). Например, игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» - говорит воспитатель детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит пошутить, поэтому он спрятал все игрушки, а в записке написал, где и как их можно разыскать». Затем детям показывается письмо, в котором написано: «Нужно встать перед столом воспитателя, потом пройти 3 шага влево и т.п.». Дети, выполняя задачу, находят игрушку. Затем, условие усложняется - т.е. в письме есть не описание местоположения игрушки, а только схема. По схеме детям нужно определить, где находится предмет.
Существует множество других игр и упражнений, которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие.
К четвертой группе относятся игры, направленные на закрепление знаний о форме геометрических фигур. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает лист бумаги?» ( дно тарелки, поверхность крышки стола и т.п.) можно проводить игры типа «Лото».
К пятой группе относятся так называемые логические игры. [Дош.пед+Дыбина+Щербакова] Очень часто используются «Логические блоки Дьенеша» для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Специально разработанные дидактические игры и упражнения развивают у детей элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков тренируются внимание, память, восприятие.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.