Роль дидактических игр в воспитании детей .
В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
По словам Н. К. Крупской. «Игра для детей - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике
дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а)с игрушками
и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть
разнообразные дидактические игры. Если игры по своей сложности не соответствуют
возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие
дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны
детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их
развитию и самоорганизации.
Характерные особенности
дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью
обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего
игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а
именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным
элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с
программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают
ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть
ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт,
труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного
звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных
математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая
действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события
общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической
игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре
каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у
детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они
воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать
очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка»,
получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в
коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е.
подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит
игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых
целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку,
перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое
изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть
соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать
дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то
окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует
детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая
задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так
как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и
выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он
выполняет дидактическую задачу.
В играх для детей младшего
дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в
ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать
цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из
«чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат
игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать,
складывать.
Для детей среднего и старшего
возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения
между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той
или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной
ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен
действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим
образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и
отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают
какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок
отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с
предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по
описываемой одежде и т. п.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии. В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование
«Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками.
Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют
предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.).
Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче.
Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые
действия и правила игры взаимосвязаны.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к
товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в
беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания
коллективизма.
Дидактические игры
способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений,
выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной
передаче образа.
Многие дидактические игры
подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих
обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь,
продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей
преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей
дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр,
тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать
взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами
игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.
В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в
достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в
ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям
любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил
игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные
картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них
домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое
животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и
использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут
пользы в обучении и воспитании.
В дидактических играх
поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются
правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети
должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен
воспитатель. Особенно это важно делать с
самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в
соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в
дидактических играх.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Статья подготовлена с использованием книги Е. И. Удальцовой: "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976г.
Голубова Ольга Александровна
Воспитатель ГУ ЛНР «Республиканский дом ребенка»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.