Роль эксперимента и моделирования в урочной и внеурочной деятельности по химии
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Роль эксперимента и моделирования в урочной и внеурочной деятельности по химии

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Роль эксперимента и моделирования в урочной и внеурочной деятельности по химии.docx

МОУ "Ново - Девяткинская Средняя общеобразовательная школа № 1"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль эксперимента и моделирования в урочной и внеурочной деятельности по химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Шмаль Оксана Владимировна

учитель химии МОУ

"Ново - Девяткинская СОШ № 1"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое - Девяткино 2019       

Какая наука может быть более благородна,

более восхитительна,

более полезна для человечества, чем химия?

(Бенджамин Франклин)

 

Многие, конечно, могут не согласиться с этим высказыванием. Задача учителя химии убедить в правдивости данного высказывания учащихся, а порой и их родителей.

Предмет химия начинает изучаться в восьмом классе средней школы. Не вдаваясь в подробности возрастных особенностей учащихся данной категории, речь конечно идет о подростковом возрасте, для себя отмечаю следующее: любой класс можно условно поделить на три группы, первая - это группа детей, которые мотивированы на процесс обучения, таких, к сожалению, не много. Вторую группу составляют учащиеся, которые понимают значимость обучения, большую роль отдают оценке, нежели знаниям, таких детей большинство. Третья группа - это ученики, про которых говорят "педагогически запущенные" дети, к сожалению, в некоторых классах эти группы составляют до пяти человек.

Стоит ли говорить о том, что химия как наука достаточно сложная?.. Думаю, что это итак очевидно. Но любая наука сложная, скажете вы, и это абсолютно верно! Вся сложность изучения химии заключается в объеме информации, которую дети должны усвоить за 8 класс, прибавим сюда непрерывную логическую взаимосвязь между разделами и темами, а также устойчивое внимание, которое необходимо для успешного выполнения письменных заданий. Не случайно, коллеги - химики говорят : "Хочешь приучить себя к порядку - начни изучать химию".

Теперь давайте вспомним, а кому из вас химия нравилась в школе? Кто считает, что химия все же сложная или вообще непонятная? Какое чувство вызывает само слово "химия", особенно когда речь заходит опродуктах питания или лекарственных препаратах, об экологии? Последнее, давайте вспомним, что вы говорили своим детям (родным, друзьям, знакомым), когда они начинали изучать химию? Теперь, надеюсь, вы представляете с каким "позитивом" дети приходят в восьмой класс изучать химию. Однако, следует отметить, именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении с новыми людьми, поэтому у любого учителя химии есть уникальная возможность стать старшим товарищем, а иногда и образцом для подражания для учащихся. Здесь, конечно, большую роль играют именно личностные качества педагога.

Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность, но эффективность процесса обучения складывается также из внеурочной деятельности.

Исходя из всего выше сказанного, целью моей работы является создание эффективной модели взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).

Перед собой я поставила следующие задачи:

·                   cпособствовать формированию качеств личности, востребованных современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);

·                   научить предмету, а также помочь ученику реализовать себя в мире;

·                   перенести  акцент с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика;

·                   поддерживать умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, в ходе выполнения химического эксперимента,моделирования, генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Вводные уроки по химии необходимо начинать безусловно с беседы о науке химии, о ее взаимосвязи с жизнью и другими предметами. Демонстрационный эксперимент на первом уроке носит скорее мотивационный характер, чем обучающий, ведь химия - наука "волшебница", а первые кустарные опыты, проводимые людьми, считались колдовством, были случаи сожжения таких людей на кострах. Здесь важна интрига, с одной стороны, с другой, необходимо давать четкое представление о том, что химический эксперимент - это важнейший этап изучения химии. Химия наука экспериментальная, все, что доказано теоретически, было сначала изучено на практике.

         Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое помогает ученику в поиске новых знаний.

         Внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.     

Поэтому целью моей работы является создание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся, которая вполне успешно  реализуется в  процессе кружковой деятельности. Основные требования к кружковой деятельности:

·                   научность,

·                   доступность,

·                   актуальность,

·                   практическая значимость,

·                   занимательность.

В этом учебном году в кружке по химии были задействованы учащиеся 8, 9, 11 классов. В качестве объекта исследования мы взяли несколько видов натурального меда. В течение года мы проводили эксперименты, направленные на изучение качества меда, в процессе проводимых исследований, ребята изучали основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, на основе полученных данных, учились делать выводы о качестве продукта, а также сумели оформить свою работу ввиде научно - исследовательского проекта, успешно защитили его на научно - практической конференции в ЛЭТИ, а также заняли второе место в муниципальномконкурсе "Зеленые острова". После проделанной работы, интерес детей к химии явно возрос, у нас появились новые желающие поучаствовать в экспериментах, теперь мы исследуем оливковое масло, жевательную резинку, шоколад, а также, водопроводную воду из различных районов Санкт - Петербурга.

Химический эксперимент, в совокупности с интересным объектом исследования, способны изменить отношение к предмету химия в школе. Так на мероприятии день открытых дверей в школе, которое проводилось в ноябре прошлого года, мы с учащимися 9 - 11 классов исследовали различные виды чая, так сказать в режиме онлайн, любой посетитель при входе в кабинет знакомился с историей возникновения чайного напитка, с видами чая, со способами его переработки, с химическим составом чая,  об этом рассказывали учащиеся 9 классов, с  использованиемнаглядных пособий. Дальше, мы проводили желающих в нашу цифровую лабораторию, где показывали опыты по выделению танина, обнаружению кофеина в чае, при помощи pH - метра определяли кислотно - щелочную среду представленных образцов, под микроскопом рассматривали гранулы ароматизаторов, а также оценивали качество скрученного чайного  листа. "Изюминкой"  нашего мероприятия было титрование чайного напитка, который посетители могли попробовать в соседнем кабинете литературы, в результате титрования мы высчитывали содержание витамина PP, а также давали рекомендации по употреблению различных видов чая.

Не менее важную роль  в процессе изучения химии играют модели строения атомов, а также строения органических веществ.

На конкурс "Ярмарка педагогических идей", мы предоставили видеоролик, где особое внимание уделяется именно процессу моделирования на уроках химии. Так, например, тема "Строение атома" была успешно изучена именно благодаря моделям. Дети смогли наглядно представить себе модель строения атома, научились выставлять нужное количество элементарных частиц. Результатом проделанной работы явилось высокое качество выполнения контрольной работы по  данной теме, которое составило более 70%.

Особенное значение процесс моделирования имеет при изучении органической химии в 10 классе, а также в конце 9 класса. Успешное составление химических реакций по органической химии возможно только при  понимании механизма реакций. Модели, которые присутствуют в нашем кабинете химии, позволяют не просто собирать модели органических веществ, а также осуществлять цепочки превращений органических веществ. Данное умение было продемонстрировано учащимися 10 класса совсем недавно, на мероприятии, посвященному съезду директоров и других работников образования.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по химии является необходимой, на мой взгляд, формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя, производственного окружения школы. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, так в отношении научно – технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями.

Тем самым урочная и внеурочная деятельностипо химии в совокупности способствуют решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.  Все, что было перечислено выше, делает учащихся знающими, умелыми, инициативными, самостоятельными и мыслящими.

        

 

скачать по прямой ссылке