Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
ТЕМА
«Роль факультативных занятий,
дополнительных образовательных услуг
по учебному предмету
в подготовке к итоговой аттестации»
Подготовила:
учитель английского языка
Ольшевская И.В.,
I категория
Козловщина 2019
Роль факультативных занятий, дополнительных образовательных услуг по учебному предмету в подготовке к итоговой аттестации
Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью оптимизировать подготовку учащихся общеобразовательных учреждений к межкультурной коммуникации, поскольку адекватный выбор лексических единиц и правильное грамматическое оформление речи во многом определяют успешность межкультурного общения и достижение высокого уровня при подготовке к итоговой аттестации. Согласно требованиям государственного стандарта общего среднего образования и новой учебной программы, одной из важных задач обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся языковой компетенции, как неотъемлемого компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
При планировании своей работы по подготовке к итоговой аттестации на дополнительных занятиях использовала программу факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов. Данная программа тесно связана с основным курсом, его целями и содержанием, а также расширяет и углубляет его, даёт возможность повторить и закрепить уже пройденный материал. В условиях дополнительных и факультативных занятий необходимо уделять внимание активизации как продуктивного, так и рецептивного лексико-грамматического минимума, в том числе за счет самостоятельной работы учащихся.
В начале учебного года была сформирована группа в количестве 20 человек. Необходимо отметить, что на протяжении всех лет организации дополнительных платных занятий по предмету при подготовке к экзамену, максимальное количество учащихся выбирают данное направление. Всегда активно посещают занятия, ответственно относятся к выполнению заданий. Поскольку учащиеся анализируют языковой материал, сопоставляют различные языковые явления иностранного языка, сравнивают их с явлениями родного языка, что позволяет развивать мышление учащихся, их аналитические, индуктивные и дедуктивные способности. При этом воспитываются такие важные качества личности, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность.
Наряду с усвоением определенного объема языковых знаний и формированием навыков, учащиеся овладевают учебно-познавательными умениями: использовать справочный материал учебника, двуязычных словарей и других справочных материалов, самостоятельно выполнять задания репродуктивно-продуктивного характера.
Организация данного рода занятий предполагает применение различных форм обучения и методических приемов, способствующих повышению эффективности занятий и достижению поставленных целей и задач. Для систематизации лексико-грамматического материала использую: мини-лекции, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, коллажи, опорно-аналитические таблицы. Широко использую потенциал самостоятельной работы учащихся: самостоятельное формулирование грамматического правила с опорой на схему / таблицу, составление опорного конспекта, дополнение таблицы.
В целях организации тренировки и применения изученного материала наиболее эффективным является применение языковых, условно-речевых и речевых упражнений, проблемных задач, коммуникативных игр, симуляций, обучающих и контролирующих тестов. Языковые упражнения направлены главным образом на осознание различий в изучаемых явлениях, различение омонимичных форм. Условно-речевые и речевые упражнения обеспечивают варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации. Решение проблемных задач требует не только собственно коммуникативных действий, но и самостоятельного поиска и отбора соответствующих языковых средств для их реализации. В ходе коммуникативных игр все внимание участников концентрируется на решении какой-либо коммуникативно-познавательной, а не языковой задачи, но в то же время требует использования конкретного языкового материала. Применение квизов дает возможность не только совершенствовать лексические и грамматические навыки учащихся, но и способствует установлению межпредметных связей. Симуляции (моделирование ситуаций) позволяют активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе овладения лексико-грамматическим материалом. Обучающие и контролирующие тесты обеспечивают обратную связь в ходе изучения языковых явлений.
Применение обозначенных выше способов и приемов позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить гибкость формируемых лексико-грамматических навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.
Использование современных компьютерных, видео- и аудиотехнологий при подготовке к итоговой аттестации позволяет учащимся овладевать языковыми знаниями и речевыми навыками в индивидуальном темпе, с возможностью мгновенно оценить результаты выполненного задания, получить необходимую информацию о явлениях, представляющих определенные трудности.
Типичные ошибки учащихся при подготовке к экзамену в разделах «Аудирование» и «Чтение»:
• Невнимательное чтение задания
• Неверный подбор ключевых слов, часто из-за неумения определить причинно-следственные связи
• Неверный подбор синонимичных слов и выражений
• Пропуск информации, которая может служить ответом на вопрос, часто из-за ожидания последовательного поступления информации
• Неумение разделить главную и второстепенную информацию
• Попытка прогнозируемый ответ выдавать без оснований за правильный ответ
Анализ языковых ошибок экзаменуемых показал, что наиболее типичными являются следующие:
1. Отсутствие неопределенного артикля или его неоправданная замена на определенный артикль.
2. Неправильное образование степеней сравнения прилагательных (more cheaper).
3. Потеря глагола-связки в предложениях (It interesting to see…).
4. Неправильное употребление слова в контексте (comfortable вместо convenient, sit вместо stay, each вместо every).
5. Неправильное употребление временных форм глагола в условных предложениях всех типов.
6. Неправильный порядок слов в косвенном вопросе.
7. Неправильный порядок слов в вопросительном предложении.
8. Неправильный порядок слов в отрицательном предложении (They not listen…).
9. Замена английских слов русскими вариантами (космос вместо space).
10. Ограниченность при выборе вводных слов и словосочетаний при монологическом высказывании (только I think).
Исходя из характера ошибок, допущенных экзаменуемыми, в процессе подготовки к экзамену необходимо:
o Выполнять с учащимися больше заданий интерактивного характера с тем, чтобы развивать у них инициативу, самостоятельность при принятии решений, повышать активность, находчивость при ответах.
o Формировать навыки свободного общения не только в режиме «ученик-ученик», но и «ученик-учитель», «ученик-взрослый».
o Развивать у учащихся умение обосновать, аргументировать свой ответ.
o Учить учащихся укладываться во временные рамки, при этом четко выполнять поставленную задачу, то есть следует учить внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделенные моменты содержания.
o Учить активно вести беседу, а именно:
- использовать реплики речевого этикета;
- не бояться переспрашивать и задавать нужные вопросы;
- запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам.
o Обращать внимание на соблюдение интонационного рисунка как отдельного предложения, так и всего высказывания.
o Уделять внимание качеству словарного запаса учащихся, в частности, использованию синонимов, антонимов; употреблению связок в монологическом высказывании.
o Обращать внимание учащихся на то, что высший балл они могут получить только в случае, если все пункты задания будут раскрыты.
o Настраивать учащихся на предельную мобилизацию всех знаний, умений, навыков во время выполнения экзаменационных заданий.
Список использованных источников
1. Т.П. Леонтьева И.В.Чепик Программа факультативных занятий по английскому языку «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения, - Минск 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.