Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
Оценка 4.7

Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Оценка 4.7
doc
16.08.2020
Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
rol-grammaticheskih-navykov.doc

Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции.

 

       Изучение, тренировка и совершенствование грамматических навыков иностранного языка на различных ступенях обучения – должно стать неотъемлемой частью в формировании иноязычной коммуникативной компетенций обучающихся. Контроль уровня сформированности грамматических навыков, их использование в реальных коммуникативных ситуациях зависит от профессионализма и компетентности преподавателя (учителя).

           На современных уроках, для контроля сформированности  грамматических навыков обучающихся, широко применяются вариативные задания и упражнения с применением ИКТ, различных подстановочных таблиц, интерактивных досок, аудио и видео ресурсов. Сложность и уровень предлагаемых заданий зависит от уровня подготовки учащихся, целей и задач конкретного занятия, сформированности в той или иной степени коммуникативных компетенций учащихся.

          Для контроля уровня сформированности  грамматических навыков на ранней стадии обучения английскому языку я бы предложил следующие задания:  

             Тема: «Professions and occupations». Verb «to be» in Present Simple Tense.

             После фонетической зарядки, повторения вслух изученных лексических единиц по теме «Профессия и виды деятельности», объяснения использования глагола-связки to be, неопределенных артиклей a/an, выполнения упражнений с помощью подстановочных таблиц, контроля понимания выполнения заданий, учащиеся выполняют в парах упражнения на формирования коммуникативных навыков. Предполагается, что учащиеся изучили личные и притяжательные местоимения, а также лексические единицы по теме: «Members of my family». Предложения проговариваются вслух, обращая внимание на место глагола-связки to be в английском предложении, места притяжательных местоимений и неопределённого артикля a / an.

 Example:

Student A:  - I am a cook but my brother is a lawyer.

Student B: - I am a doctor but my sister is an actor.

Student A: - We are students but they are managers.

Student B:  - We are teachers but they are policemen.

          Преподаватель контролирует правильное произношение и усвоение изученных лексических единиц, а главное - уровень сформированности грамматических навыков: использование глагола to be в Настоящем простом времени в утвердительных предложениях, притяжательные местоимения, использование неопределенного артикля a/an, множественного числа существительных, а также их использование их в различных коммуникативных ситуациях.

        На следующих уроках объясняется отрицательная частица not и ёё место в отрицательных предложениях. Example: Student A:  - He is not a teacher, he is a college student.

                                           Student B:  - I am not a student, I am an artist.

         Далее, на последующих уроках объясняется использование сокращённых форм глагола to be: Example:  Student A: - I’m a detective;   Student B: - Her sister’s a school teacher., и так далее.

       Далее, с помощью подстановочных таблиц студенты знакомятся с вопросительной формой глагола to be, краткими утвердительными и отрицательными ответами, и в парах, в мини группах, с преподавателем отрабатывают различные коммуникативные ситуации. Example:

-          Are you a student? – Yes, I am.

-          Are you a doctor? – No, I am not.

-          Is your brother a lawyer? – Yes, he is.

        Преподаватель предлагает различные варианты заданий и сам участвует в диалогах с учащимися.

       Ещё один вариант задания, в котором прослеживается контроль уровня сформированности грамматических навыков. Преподаватель проговаривает ситуацию и нарочно допускает ошибку, а учащиеся по очереди её исправляют. Example: Teacher: - Her sister are a doctor. – Student A: - Her sister is a student; Teacher: - We is drivers. – Student B: - We are drivers. С помощью ИКТ можно предложить грамматические упражнения, спроецированные на экран. Например, в предложениях, вместо пропуска нужно употребить правильную форму глагола to be, она умышлено опускается, а учащиеся вслух произносят правильный вариант. Example:

Our daughter … an English teacher.  – Student A: - Our daughter is an English teacher., etc.

       Подобных коммуникативных упражнений можно предложить множество. Главное – практика и тренировка, и обязательно контроль на различных ступенях обучения.

        Не будет преувеличением сказать, что этап тренировки - самый важный этап: успешность овладения языком зависит прежде всего от правильной градации заданий по сложности, от умения преподавателя превратить тренировку в цепочку увлекательных смысловых и речевых задач, соблюдая при этом принцип доступности и предотвращая появление ошибок.

        Существуют различные виды контроля сформированности грамматических навыков, которые широко используются на различных ступенях обучения английскому языку.   

       Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта; текущий контроль, проводится в процессе изучения темы и является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных; периодический (этапный, рубежный) контроль; итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения.

      Все перечисленные виды предполагают различные способы контроля, это могут быть: фронтальный устный опрос обучающихся; письменные проверочные работы; вариативные грамматические тесты; контрольные работы; собеседования; зачёты в устной и письменной форме; защита рефератов и проектов с помощью ИКТ, диалоги и монологи, а также различные ролевые игры по темам.

      Например, для входного контроля я бы использовал фронтальный опрос обучающихся и письменный грамматический тест по базовым грамматическим темам и грамматическим структурам: verbto be”  in Present Simple (Past Simple, Future Simple) Tenses; verbto have got”; plurals of nouns; prepositions of time and place; grammar structure - there is / there are; modal verbcan’, “must”, “may” в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях.

       Аналогично имитативным заданиям, подстановка, трансформация и другие операции могут даваться в чистом виде или в сочетании с принятием смыслового решения:  Example:

      1. Прослушайте реплики и поправьте говорящего: скажите, что упомянутое действие должно быть совершено на день (час) раньше: "The telegram must be sent on Friday." "Oh no, the telegram must be sent on Thursday." (Простая подстановка).

       2. Прослушайте и дайте количественную оценку факту (употребляйте "much", "many", "few", "little"): "We have half a pound of sugar." "We have little sugar." "Pete has four friends." "Pete has many friends!" (Подстановка с принятием смыслового решения).

      3. Прослушайте и подтвердите, что скорее всего так оно и было: "Do you think he took the 7 o'clock train?" "Yes, he must have taken the 7 o'clock train." (Простая трансформация). 

       4. Прослушайте и попросите говорящего уточнить свою мысль: "Why did you go shopping? We have enough food at home." -  "Do you mean I needn't have gone shopping?"

         В следующем задании требуется выбрать нужную видовременную форму, припомнить форму неправильного глагола, выбрать форму вспомогательного глагола. Раскройте скобки, употребив нужную форму глагола: "Why didn't you answer the phone at once?" "I (put) the baby to bed." "Did you see the beginning of the film?" - "No. When I came home, the film (begin)." etc.

       Обучая соблюдению «грамматических обязательств» в говорении, мы одновременно работаем и над формированием рецептивных навыков узнавания и понимания грамматической структуры предложения. Связь этих двух задач еще ярче видна из подстановочной таблицы, где начала предложений аналогичны по структуре, но различны по функции, то есть мы имеем дело с грамматической омонимией, что и сказывается на завершении предложения:

 

Being nervous(,)

Sitting by the fireplace(,)

 Going home after classes(,) 

Being a little child(,) 

Walking in the rain(,)

Playing the piano(,)

Washing the dishes(,)

 Being a student(,) 

Working in the garden(,)

Being old(,)

 

is one of the things I enjoy (hate).

she couldn't do it alone.

 means a lot of hard work.

 he thought about his work.

 she broke one of the cups.

 is (n't) always pleasant.

 she didn't enjoy the party.

 I suddenly heard a loud cry.

 means many (few) responsibilities.

 

            Грамматические навыки или умения, даже относительно простые - нельзя сформировать в пределах одного занятия. Для учащихся и зачастую для преподавателя формирование навыков и тем более умений предстает как нечто нерасчлененное, где можно с трудом определить, до какой степени сформирована та или иная способность. Необходимы вехи, помогающие ориентироваться на этом сложном пути. Можно сказать, что такие вехи давно существуют в методике. Это основные этапы урока: ознакомление, тренировка и речевая практика, которые с таким же успехом можно считать и этапами формирования навыка или умения. И не забывать напоминать своим студентам (ученикам) английскую поговорку: “Practice makes perfect”. Совершенствование грамматических навыков в различных коммуникативных упражнениях и заданиях, контроль усвоения этих навыков со стороны преподавателя - ведёт к формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Are you a student? – Yes, I am

Are you a student? – Yes, I am

Прослушайте и подтвердите, что скорее всего так оно и было: "Do you think he took the 7 o'clock train?" "Yes, he must have taken the…

Прослушайте и подтвердите, что скорее всего так оно и было: "Do you think he took the 7 o'clock train?" "Yes, he must have taken the…

Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2020