Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе
Оценка 4.6

Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе

Оценка 4.6
docx
12.01.2021
Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе
Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе.docx

Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе

 

Отметим те критерии, которые являются первостепенными в  плодотворной работе коллектива:

1)                                наличие организатора, идейного лидера, мощной творческой личности, художественного руководителя, определяющего идейно-эстетическую направленность для всей художественной жизни коллектива;

2)                                присутствие материальной базы (танцевального зала либо сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера).

Танец является одним из разновидностей искусства, а во всяком искусстве должна отражаться жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии заключается в передаче мыслей, чувств, человеческих переживаний без помощи речи, за счет средств движения и мимики.

Передовым человеком своего времени, человеком возвышенной культуры и совершенных знаний, в совершенстве обладающим основами профессионального мастерства, несомненным лидером всего коллектива является художественный руководитель. Направления творчества и гражданско-идейные стремления хореографического коллектива всецело зависят от мировоззрения и эстетических убеждений руководителя.

Ему необходимо хорошо понимать все тонкости сложных явлений в современном искусстве, различать передовые тенденции от ошибочных, вредных. Он должен размышлять посредством хореографических образов, быть одновременно и мыслителем, и психологом, и педагогом.

В большинстве случаев художественные руководители сами выступают в роли постановщиков танцевальных номеров в своих коллективах, но существуют и такие, где по приглашению постановщиков используется работа других хореографов. Однако стоит отметить, что в обоих случаях руководитель должен обладать знаниями и навыками балетмейстера.

Слово «балетмейстер» значит «мастер балетного спектакля». Они  трудятся в оперно-балетных театрах, в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Трудом одних создаются большие балеты, другие же их репетируют, ведут работу педагога.

Из этого следует, что балетмейстеров необходимо поделить на следующие типы:

1. Балетмейстер-сочинитель, который создает новые хореографические произведения; «… для того чтобы наполнить танцевальный образ внутренним содержанием, чтобы придать ему жизненное правдоподобие, нужно в равной мере знать психологию и характерные черты как Принца из сказки, так и римского патриция с его вспышками ярости. Их нужно одинаково понимать и любить»[1]. (9.,71)

2. Балетмейстер-постановщик, который занимается с артистами постановкой  уже сочинённых кем-то танцевальных произведений.

3. Репетитор, занимающийся репетициями сочинённых и поставленных спектаклей либо отдельных танцев. Зачастую он занимается восстановлением старых танцевальных номеров, вводом в них новых исполнителей. Он обязан разбирать  по показу и отделке сольных и массовых танцев и мизансцен. «Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстеров-репетиторов – педагогов. Марина Тимофеевна Семёнова как балетмейстер-репетитор практически не знает себе равных. Она обладает удивительной способностью превращать мучительные репетиции, в осмысленный и насыщенный творческий процесс»[2].

4. Танцмейстер, «мастер танца» в буквальном значении, то есть балетмейстер, работающий в малых формах.

Штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации можно встретить лишь в больших театрах и больших профессиональных коллективах. Однако в маленьких танцевальных коллективах работает лишь один штатный балетмейстер, являющийся одновременно и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем. Такому лидеру необходимо иметь знания и способности режиссёра-постановщика для того, чтобы верно выстроить номер либо программу концертного выступления танцевальной группы. Ему необходимо иметь пытливый ум и жажду знаний, регулярно заниматься самообразованием: постоянно читать как специальную, так и художественную литературу, посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры. Иными словами, он должен постоянно знакомиться с выдающимися достижениями в других видах искусства, что позволит расширить его кругозор, развивать ум и художественный вкус. «Продолжалось и моё эстетическое самовоспитание. Для меня было вполне естественной потребностью посещение музеев, выставок, вернисажей, я стал серьёзнее интересоваться живописью, античностью, русским и европейским средневековьем. Это не было просто хобби, эти знания были мне необходимы в работе. Только профессиональных знаний не достаточно, наша работа требует всестороннего развития. В познании человеческой культуры не существует пределов…»[3].

Художественный руководитель является не только балетмейстером, но и воспитателем. В первую очередь, ему самому необходимо быть воспитанным человеком, иметь выдержку, уметь уживаться с людьми, быть дипломатом – обладать искусством «стратегии» и «тактики». Поскольку  крупный творческий коллектив – это масса живых людей, обладающих  различными характерами, привычками и суждениями о нравах и способах, какими возможно стремительнее и эффективнее добиться успеха в жизни и на сцене. «Балетмейстеры – народ очень разный, как впрочем, и все люди: С одним работалось легко и спокойно, творческие радости и огорчения по-братски делились пополам; другие жестоко требовали беспрекословного соблюдения своей воли, ни на шаг не поступаясь своим замыслом в угоду исполнителю»[4].

Художественный руководитель всегда находится на виду у своих подопечных, поэтому скрыть присущие ему пороки вряд ли удастся. В связи с этим планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть довольно высокой. Необходимо воспитать в своем характере наилучшие качества, по возможности искоренить самовлюблённость, зазнайство, надменность, нечуткость и равнодушие к членам труппы, несправедливость в решении дискуссионных вопросов, предвзятое отношение к одним и неприязненное к другим, нужно сторониться ветрености в профессиональных оценках и стремиться никогда не давать неисполнимые обещания. Приниматься за работу нужно с организации самого себя, лишь в такое случае художественный руководитель может надеяться на крепкий и постоянный успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим крэдом художественного руководителя танцевального коллектива. В противном случае, сколько ни говори о нравственности, подопечные всегда увидят безнравственное поведение своего руководителя – и авторитета не будет. Во время сотворения свежих хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, члены коллектива зачастую находятся в состоянии высокого нервного и психического напряжения, без чего невозможен данный творческий процесс. Именно это зачастую является причиной возникновения споров и конфликтов из-за пустяков. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от бесполезной нервозности весь коллектив. И тон всем данным связям задает именно балетмейстер, художественный руководитель.

«Поведение с актёрами – целая наука. И, может быть, основа этой науки – любовь к ним. Если между вами всё хорошо, то даже самые мелкие советы будут ими восприниматься. В актёров надо влюбляться. Они прекрасные люди. Ни в коем случае нельзя оставлять до утра вчерашние недоразумения. Надо приходить, будто ничего и не было. Когда начинаешь злиться – хуже нет. Тут – только держись!»[5].


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Лиепа М.Э. «Вчера и сегодня в балете». – М., «Молодая гвардия», 1982, стр. 71

[2] См. там же, стр. 114, 116

[3] Константиновский В., «Учить прекрасному». – М., Изд-во «Молодая гвардия», -1973, стр. 81

[4] Лиепа М.Э. «Вчера и сегодня в балете». – М., «Молодая гвардия», 1982, стр. 84

[5] Эфрос А.В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1, стр. 34

Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе

Роль художественного руководителя как лидера в хореографическом творческом коллективе

Однако стоит отметить, что в обоих случаях руководитель должен обладать знаниями и навыками балетмейстера

Однако стоит отметить, что в обоих случаях руководитель должен обладать знаниями и навыками балетмейстера

Танцмейстер, «мастер танца» в буквальном значении, то есть балетмейстер, работающий в малых формах

Танцмейстер, «мастер танца» в буквальном значении, то есть балетмейстер, работающий в малых формах

Балетмейстеры – народ очень разный, как впрочем, и все люди:

Балетмейстеры – народ очень разный, как впрочем, и все люди:

И тон всем данным связям задает именно балетмейстер, художественный руководитель

И тон всем данным связям задает именно балетмейстер, художественный руководитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021