Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике
Оценка 4.8

Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике

Оценка 4.8
docx
математика
12.02.2020
Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике
Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике.docx

Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике

 

Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.

Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:

- экономической;

- социальной;

- политической.

Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики Казахстана проявляется в следующих шести функциях:

Во – первых, малое производство оперативней реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике гибкость, что недоступно крупным предприятиям – гигантам.

Во – вторых, малый и средний бизнес эффективнее мобилизует значительные неиспользуемые финансовые средства. В отсутствии такого бизнеса эти ресурсы были бы не использованы.

В – третьих, малый и средний бизнес делает существенный вклад в формирование конкурентной борьбы, что в условиях высокомонополизированной экономики любого государства имеет первостепенное значение.

В – четвертых, малый и средний бизнес играет большую роль в решении проблемы занятости населения. В промышленно развитых странах на него приходится до 50 – 60% всех занятых и до 70 – 80% новых рабочих мест.

В – пятых, немаловажную роль играет малое и среднее производство в развитии научно – технического прогресса.

В – шестых, незаменимую роль играет малый и средний бизнес в смягчении социальной напряженности. В тяжелое кризисное время население находит здесь работу и применение своих способностей. 

            Стоит отметить, что в последние 15 лет в РК ведется системная работа по поддержке МСБ. Поставлена задача сделать частный сектор экономики ведущим и довести долю МСБ в ВВП страны свыше 50% к 2050 году. Важность МСБ для развития экономики известна и очевидна всем.

Во-первых, малый бизнес всегда являлся более мобильным и стрессоустойчивым. Он всегда мог позволить себе быстро переориентироваться в случае необходимости, тем самым сократив свои потери.

Во-вторых, МСБ всегда помогал государству с вопросом трудоустройства, тем самым вовлекая население к своей деятельности и повышая уровень социального оптимизма. В связи с глобальными изменениями, происходящими в эпоху Четвертой промышленной революции, а именно с постоянно растущим ростом автоматизации производства, необходимость в постоянном количественном увеличении сотрудников становится все меньше. Этот фактор порождает «рабочую миграцию» работников всего мира из производства в сервис. Это подтверждается фактом того, что доля работающих в сфере МСБ в развитых странах колеблется в пределах 60 - 98%.

Однако у каждой медали имеется и обратная сторона. Но недостатки — это продолжение достоинств: малый бизнес, особенно это касается стартапов, традиционно испытывает большие проблемы в доступности кредитования, наличии квалифицированных кадров. По этой же причине высоки удельные расходы на логистику, маркетинг, бухгалтерский учет, юридические и консалтинговые услуги. Ряд этих проблем создает определенные барьеры в развитии любого вида МСБ.  

Как же обстоит дело в Казахстане с развитием малого предпринимательства на сегодня? По данным агентства статистики, на 1 ноября 2018 года количество действующих субъектов МСБ по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличилось на 6,3% и достигло цифры 1 227 242. То есть на 100 жителей Казахстана приходится примерно 15 субъектов МСБ.

Лидером традиционно является Алматы, где зарегистрированы свыше 174 тыс. субъектов МСБ. На втором месте столица – 119 052. Зато в Астане зафиксирован самый большой прирост в этой сфере за год - более 24%. Это связано, в том числе, и с притоком предприимчивых людей в столицу. 

Среди них доля индивидуальных предпринимателей составила 65,6%, юридических лиц малого предпринимательства – 18,5%, крестьянских или фермерских хозяйств – 15,7%, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2%.

Бесспорно, важную роль в стимулировании развития МСБ в РК должна сыграть цифровизация, роль которой заметна уже сейчас, но она неизмеримо вырастет в ближайшие годы с обеспечением повсеместного доступа к высокоскоростному интернету (ШПД) и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это касается как конкретных сфер (скажем, «точное земледелие», «умные города»), так и в целом малого бизнеса. 

Так, полная автоматизация мер господдержки позволит сделать их более легкодоступными и значительно снизит коррупционные риски. К примеру, срок оказания услуги «Субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических)» сократится с пяти до одного дня. Только в 2018 году сокращение срока получения госуслуг снизит издержки бизнеса на 1,6 млрд тенге, а до конца 2022-го - на 8,4 млрд.

Для поддержки и развития зарождающегося малого и среднего бизнеса в рыночной экономике необходимы:

- разработка комплексной государственной научно – обоснованной программы развития малого и среднего предпринимательства, как основы создания свободной конкуренции;

- формирование финансовой базы для его развития и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера и т. п.);

- в программе должно быть особо определено место малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях научно – технического прогресса;

- важную роль в образовании малого и среднего бизнеса должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах страны);

- привлечение ресурсов крупных предприятий в целях развития малого и среднего бизнеса на основе системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг.








 

Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике

Роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике

Лидером традиционно является Алматы, где зарегистрированы свыше 174 тыс

Лидером традиционно является Алматы, где зарегистрированы свыше 174 тыс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020