Роль игры в формировании и коррекции психических процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями
Оценка 4.8

Роль игры в формировании и коррекции психических процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями

Оценка 4.8
Документация +3
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
30.04.2020
Роль игры в формировании и коррекции  психических процессов у учащихся с особыми  образовательными потребностями
Выступление на городском семинаре для педагогов системы КРО «Внедрение современных подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии
Роль игры в формировании и коррекции.doc.docx

«Роль игры в формировании и коррекции

психических процессов у учащихся с особыми

образовательными потребностями»

 

(выступление на городском семинаре для педагогов системы КРО

«Внедрение современных подходов к обучению и воспитанию

 детей с проблемами в развитии»)

 

 

«В игре, как в фокусе, собираются,

в ней проявляются и через нее

 формируются все стороны

психической жизни ребенка».

(Рубинштейн С.Л.)

 

Известно, что развитие детской психики в большей степени зависит от деятельности, которая на определенной стадии развития ребенка является ведущей, обусловливающей главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности. Значит необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса является участие в активных формах ведущей детской деятельности, в том числе и в игре. Этот вид детской деятельности может быть успешно использован в обучении детей с ограниченными природными возможностями с целью коррекции и развития психических процессов.

Использование элементов игры на разных уроках позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное продуктивным.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с другими психическими процессами. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли.

К моменту поступления в школу дети с проблемами в развитии не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся шести-семилетние дети. И учитель должен, строя свою работу, учитывать это.

Существует ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию. У учащихся младших классов запоминание текста успешнее происходит в тех случаях, когда его содержание разыгрывают с помощью игрушек, дублируют собственными движениями. Тексты всех физминуток звучат в стихотворной форме, а их содержание близко детям.

При пересказе текстов хорошо использовать драматизации. При этом первый раз произведение просто прочитывается, перед вторым прочтением распределяем роли. Дети с удовольствием включаются в игру. Поле чего можно инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив роль, ребенок воспринимает текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла содержания прочитанного.

Нередко в урок чтения я включаю работу со скороговорками, которые позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также учебным материалом для коррекции и развития внимания и памяти детей.

1. На пеньке (кисти рук изображают пенек) пять опят (правой рукой показать число). У пенька (кисти рук вновь сложены пеньком) – пять ребят (левой рукой показать число).

2. Ехал Грека через реку (изображаем греблю веслами). Видит Грека: в реке рак ( рука в виде козырька приложена ко лбу). Сунул Грека руку в реку (опускаем правую руку вниз). Рак за руку Греку цап (левой рукой хватаем правую руку за запястье).

Игры в слова. Они обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь.

1.       Составь из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

2.       Назови слова противоположные по значению.

3.       Составь слова из данных слогов.

4.       Преврати данное слово в новое, заменив в нем одну букву (можно составить короткую цепочку «превращений»).

5.       Игра в рифмы. Если в обычной речи и в прозе слова связываются по смыслу, то рифмы помогают увидеть связь между частями слов (например, общие окончания). Выделяя общие части слов, ребенок учится понимать структуру слова.

Учитель читает стихотворение, а слово, подходящее по смыслу, в конце строки называют дети:

В домике жила хозяйка, у нее собака   …   (лайка).

Погулять выходит лайка: « Что такое? Кость? Нет   …   (гайка)».

На березу смотрит лайка, там на ветках птичья   …   (стайка).

Что так радуется лайка? Вышла с тазиком   …   (хозяйка).

Вешает белье хозяйка. Лайка прыг – свалилась   …   (майка).

Доигралась! Получай-ка! Хвост поджав, уходит   …   (лайка).

 

В первый класс пришла девочка с тяжелым нарушением речи. На уроке обучения грамоте она столкнулась с проблемой запоминания зрительного образа некоторых букв, преимущественно согласных. Кроме рисования, лепки силуэта букв из пластилина, я предложила ей запоминать буквы с помощью рук: К – кисть, сжатая в кулак, Т – ладонь левой руки перпендикулярно стучит по кончикам пальцев правой, Н – указательным пальцем касаемся кончика носа, З – складываем руки в замок, и т.п.

В дальнейшем при чтении слов, предложений, текстов можно было заметить как девочка, воспроизводя вслух слова, двигает руками, правильно произнося звуки, что позволяет ей читать, понимая смысл и содержание прочитанного.

Подобные игры эффективно оказывают влияние на усвоение грамматических знаний и умений, на развитие речевой активности ребенка. Использование интересных форм игры дает возможность развивать, обогащать речь учеников, активизировать ее, углублять и закреплять знания, полученные на уроках. Условия игр требуют от детей с трудностями в обучении проявлять сообразительность, пытливость, умение пользоваться своим словарным запасом.

Игра находит широкое применение также и на уроках математики, позволяя однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В процессе игры ребенок, незаметно для себя, выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Наиболее удачны в этом плане игры: «Молчанка», «Лесенка», «Круговые примеры», «Составь пример» и др.

Детям с ограниченными возможностями тяжело заучивать большое число таблиц, состав чисел (особенно от 6 до 10). А если заучат, то использовать эти знания в дальнейших практических упражнениях не могут, так как их абстрактное мышление недостаточно развито.

Значит, детям нужно помочь материал воспринимать осознанно, а не только путем заучивания таблиц. Этому в наибольшей мере способствует игра.

Для твердого усвоения детьми названий и последовательности первых десяти чисел натурального ряда и приобретению устойчивого навыка счета в довольно быстрые сроки я стала использовать модель «Математической горки», предложенной Воронской Татьяной Федоровной.

0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Этот ряд наглядно показывает, что каждое число имеет свое собственное место, и поэтому числа можно сравнивать, складывать, отнимать без раздаточного материала.

1.                               Покажи числа; назови самое большое (маленькое); назови соседей; предыдущее; последующее; насколько одно число больше (меньше) другого.

2.                               Игра «Волшебник». «Цифр нет, чистый лист бумаги, но ты волшебник и все знаешь и видишь. Покажи и назови...» (Абстрактное мышление).

3.                               «Поднимаемся в горку» (прибавляем), «Скатываемся с горки» (отнимаем).

Полученные легко и быстро, без перегрузок учащихся знания и умения отрабатываются и доводятся до автоматизма путем выполнения разнообразных упражнений и решения задач из учебника.

Кроме всего прочего, так необходимое моим детям частое переключение с одного вида деятельности на другой позволяет применять различные дидактические игры и управлять вниманием детей. Ведь недостаток внимания наиболее часто встречается у детей с особенностями развития. Проблемы заключаются в низкой устойчивости, медленном переключении с одного объекта на другой, трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости.

Даже будучи привлеченным к объекту внимание детей быстро истощается и характеризуется патологической отвлекаемостью. Разумное использование игровых моментов в процессе урока наилучшим образом способствует решению этих проблем и улучшает качество обучения.

Проектировать игру можно на разных этапах учебного процесса:

- при объяснении нового материала (чтобы дети самостоятельно пришли к тому, чего они еще не знают);

- при усвоении учебного материала («кто лучше составит рассказ»);

- при повторении пройденного материала (ученик должен уметь применить усвоенные знания на практике).

Таким образом, игра создает необходимые предпосылки для формирования и коррекции речевых навыков и психических процессов детей с особыми потребностями в обучении.

Но не стоит превращать весь урок в игру. Дозировка игровых моментов должна быть разумной, чтобы не подменять игрой другие формы учебной деятельности на уроке.


 

Роль игры в формировании и коррекции психических процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями» (выступление на городском семинаре для педагогов системы

Роль игры в формировании и коррекции психических процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями» (выступление на городском семинаре для педагогов системы

И учитель должен, строя свою работу, учитывать это

И учитель должен, строя свою работу, учитывать это

Игры в слова. Они обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь

Игры в слова. Они обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь

Подобные игры эффективно оказывают влияние на усвоение грамматических знаний и умений, на развитие речевой активности ребенка

Подобные игры эффективно оказывают влияние на усвоение грамматических знаний и умений, на развитие речевой активности ребенка

Воронской Татьяной Федоровной. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Воронской Татьяной Федоровной. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Проектировать игру можно на разных этапах учебного процесса: - при объяснении нового материала (чтобы дети самостоятельно пришли к тому, чего они еще не знают); -…

Проектировать игру можно на разных этапах учебного процесса: - при объяснении нового материала (чтобы дети самостоятельно пришли к тому, чего они еще не знают); -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020