Роль классного руководителя в адаптации первоклассников к новым условиям
Оценка 4.8

Роль классного руководителя в адаптации первоклассников к новым условиям

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл
27.06.2022
Роль классного руководителя в адаптации первоклассников к новым условиям
Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Не сразу усваиваются новые правила поведения со взрослыми, не сразу признаётся позиция учителя и устанавливаются отношения с одноклассниками.
Доклад «Роль классного руководителя в адаптации первоклассников к обучению в школе».docx

МКОУ «Старополтавская СШ»

 

 

 

 

Выступление

на педагогическом совете школы

 

 

«Роль классного руководителя

в адаптации первоклассников  к новым условиям»

 

 

Подготовила Кравченко Н.В

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

25 января 2022г.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, возрастает нагрузка. Это требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы.

            Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Не сразу усваиваются новые правила поведения со взрослыми, не сразу признаётся позиция учителя и устанавливаются отношения с одноклассниками.

В период адаптации я, как классный руководитель, ставлю перед собой следующие задачи:

      1.Изучение личностных качеств учащихся, особенностей их характера с целью правильной организации учебно -воспитательного процесса.

2.Создание доброжелательной атмосферы в классе, условий эмоционального комфорта.

3.Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4.Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5.Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылок для сплоченности классного коллектива.

     7.Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

   Считаю, что решение поставленных задач, способствует успешной адаптации первоклассников.

Для первоклассника очень важно почуствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому процесс воспитательной работы в период адаптации первоклассников состоит из следующих этапов:

1 этап: (длительность примерно 1 неделя): основная задача данного этапа

познакомить детей друг с  другом, создать общую доброжелательную

атмосферу в классе; дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;

В этот период провожу кл.час «Давайте познакомимся» и сюжетно-ролевую игру «Я твой друг и ты мой друг»Так в нашем классе появился образ дома, где каждый житель помогает другому делать общее важное дело, и все они живут по определённым правилам. Ребята знакомились с первыми школьными правилами, как вести себя на уроке,  на перемене, учились обращаться к учителю и одноклассникам.

Чтобы помочь ребенку вжиться в позицию школьника (показать

различие: школьник – не школьник) провожу беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.

 

2 этап: работа над режимом дня школьника: ребятам необходимо

вспомнить, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из

школы. В результате работы на этом этапе дети должны научиться понимать,

что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;

 

3 этап: введение понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность,

аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком

способы, как все это можно достичь.

- научить ребенка задавать вопросы и уметь отвечать на вопросы;

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие

произвольности поведения.

Внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в

устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом помогают

дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут

прийти к пониманию многих школьных заданий.

На данном этапе предлагаю детям упражнения и игры с целью снижения напряжения, усталости,поднятия настроения, атакжес целью установления контакта и укреплениямежличностного взаимодействия между первоклассниками.

 

4 этап: контроль освоения введенных ранее правил и приемов работы.

Важно, создавать ситуации, когда сами детиосуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе являетсянаблюдение и фиксирование основных трудностей учеников.

Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Мы школьниками стали» или открытым уроком для родителей, на котором воочию можно увидеть как первоклассники отвечают, чему научились за данный период и как усвоили школьные правила.

 

Особое место в работе над проблемой адаптации отводится работе с родителями,т.к. от недооценки воспитательных возможностей современной семьи с её различными материальными, культурными, образовательными и психологическими уровнями, страдает в первую очередь первоклассник. Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребёнка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития и часто не осознают всей сложности адаптационного периода, а незнание и форсирование нагрузки с их стороны ещё больше усложняет и без того столь непростой период. Для решения этих проблем проводится родительское собрание по вопросам адаптации, на котором предлагаются различные памятки, советы, диагностические материалы.

Конечно, нельзя рассчитывать на быстрый положительный результат воспитания. Не всегда бывает просто найти к детям подход. И тут нельзя обойтись без помощи родителей. Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности.

         Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.


 

МКОУ «Старополтавская СШ»

МКОУ «Старополтавская СШ»

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка

В этот период провожу кл.час «Давайте познакомимся» и сюжетно-ролевую игру «Я твой друг и ты мой друг»

В этот период провожу кл.час «Давайте познакомимся» и сюжетно-ролевую игру «Я твой друг и ты мой друг»

На данном этапе предлагаю детям упражнения и игры с целью снижения напряжения, усталости,поднятия настроения, атакжес целью установления контакта и укреплениямежличностного взаимодействия между первоклассниками

На данном этапе предлагаю детям упражнения и игры с целью снижения напряжения, усталости,поднятия настроения, атакжес целью установления контакта и укреплениямежличностного взаимодействия между первоклассниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022