Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Педагогический совет Цели: - проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов; - определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета; - разработать мероприятия по решению данной проблемы. Задачи: - научить определять уровень развития коллектива; - ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива; - разработать принципы сотрудничества коллектива и личности. Ход педсовета Определить свою позицию: какое воспитание они предпочитают – личностное (выбрать и сдать ведущему карточки «Л» или коллективное (выбрать и сдать ведущему карточку «К») Тема педсовета «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика» Цели: проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов; - определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета; - разработать мероприятия по решению данной проблемы. Задачи: - научить определять уровень развития коллектива; - ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива; - разработать принципы сотрудничества коллектива и личности. Правила проведения педсовета: - будь активным; - умей слушать; - не засыпай; - не перебивай; - говори кратко и по теме; - предлагай идеи; - уважай собеседника. Оглашаем результаты выбора позиции. Из _____ человек присутствующих _____ человек считают приоритетным коллективистское воспитание, а ____человек предпочитают личностное воспитание. Несмотря на такое распределение мнений, каждый из нас понимает, что личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чём они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения «личность + коллектив» и что должно стать фундаментом, основой этого. Схема формирования коллектива Сообщение «Что такое личность? Что такое коллектив? Их основные признаки». Ведущий: Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплочённые группы или несплочённые. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от Каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс. Ступени формирования коллектива Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплочённой группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать её специфику (например возраст), особенности её сплочения. Критерии коллектива: - групповая направленность; - способность группы к самоуправлению; - подготовленность группы к совместной деятельности. Показатели развития коллектива: - интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»); - эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и горе); - волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях) Личность – лидер Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство эмоций, воображения, морально – этических ценностей. Термин «личность» взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Само происхождение понятия определяет особое его содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общественных отношений. Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Коллектив Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении. А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту». Доминирующий фактор сплочения: - общие интересы; - стремление приспособиться в специфических условиях; - авторитет лидера; - наличие социальных норм. Принцип сотрудничества: - безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон; - беспристрастность в оценке поступков учащихся; - терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива; - диалогичность в общении; - отсутствие страха; - использование чувства юмора; - не бояться сделать ошибку и признать её. Сегодня на педсовете мы ещё раз доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы(с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану(определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены. Проект решения педсовета. Принятие рекомендаций педсовета. Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее: 1) Открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»; 2 ) осуществление обратной связи: После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива; 3)сотворчество (сотрудничество в творчестве); 4)успешность (с использованием инструмента оценки); 5) свобода выбора; 6) целевая направленность на конкретный результат дела; 7) привлекательность деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.