Роль коррекционно-развивающих занятий в успешной реабилитации и социализации детей с ДЦП
Оценка 4.9

Роль коррекционно-развивающих занятий в успешной реабилитации и социализации детей с ДЦП

Оценка 4.9
doc
27.11.2022
Роль коррекционно-развивающих занятий в успешной реабилитации и социализации детей с ДЦП
АНДРЕЕВА Г.С. СТАТЬЯ ДЦП.doc

Роль   коррекционно-развивающих занятий

 в успешной реабилитации и социализации детей с ДЦП,

обучающихся на дому.

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог,

Отличник образования РС (Я),

Почетный работник общего образования РФ.

МОКУ С(К)ОШ-И №34

г.Якутск, Республика Саха (Якутия).

 

Особую актуальность в современном мире приобретает проблема образования, реабилитации и интеграции в общество детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое, социальное  сопровождение детей с ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на развитие  учебно-познавательной деятельности, самостоятельности,  на повышение социальной активности.

 Контингент учащихся в нашей школе-интернате с опорно-двигательными нарушениями с каждым годом растет. В данное время   обучаются на дому 47 детей-инвалидов, из них 9  с ДЦП. 

Эти дети  обучаются  по индивидуально-ориентированной  коррекционно-развивающей программе.  Одной  из важных  задач учителя-дефектолога является обеспечение для этих детей оптимальных коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих условий для их успешного образования, реабилитации и социализации.

             В начале учебного года  проводится  комплексное исследование  учебно-познавательной деятельности,   степени сформированности знаний, умений, навыков в объеме учебной программы по основным предметам,  изучение сенсомоторных, двигательных, речевых  особенностей и возможностей  ребенка.

              Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога  направлена на последовательное развитие учебно-познавательной деятельности, на коррекцию нарушений высших психических функций, двигательных нарушений, на  воспитание устойчивых форм поведения и  целенаправленной деятельности.

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, требует системной кропотливой коррекционной работы. Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением,  с  верой  на его  потенциальные возможности и  с большой любовью.

Разрабатывается для ребенка с ДЦП  индивидуальный образовательный маршрут и реализуется   коррекционно-развивающая  программа.

Общие направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми ДЦП.

- системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом его двигательных, речевых и психических нарушений;

- формирование общеучебных (универсальных) умений  и навыков;

 - социально-личностное развитие (формирование необходимых  жизненных компетенций);

- последовательное развитие познавательной деятельности и ее коррекция;

- коррекция нарушений высших психических функций;

- развитие связной  речи и коррекция речевых  нарушений;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- развитие  самостоятельной, целенаправленной деятельности,  самоконтроля;

-ведение системного мониторинга усвоения предметных ЗУН, универсальных учебных действий; мониторинга здоровья; мониторинга личностного  развития.

Коррекционно-развивающие занятия  имеют гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных, психофизиологических  особенностей, степени выраженности и структуры дефекта. В процессе занятия  усвоение учебного материала  параллельно формирует личностные, коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление.

         Во время занятий соблюдается охранительный режим:  подбор   оптимально комфортной  позы для выполнения письменных и устных заданий;  организация минутки отдыха  с использованием  коррекционно-развивающих, релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз, для развития мелкой моторики рук;
регулирование степени утомляемости ребенка за счет  предъявления заданий по степени сложности;  выбор оптимального индивидуального  темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
использование разнообразных дидактических, наглядных, коррекционно-развивающих  материалов, ИКТ;

 На индивидуальных  дефектологических занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Сказкотерапия. Применяются на занятиях коррекционно-развивающие упражнения по содержанию сказки, дидактические и развивающие игры, драматизация сказки.   Сказкотерапия  активизирует у детей с ДЦП зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивает память, внимание, способствует развитию речи.  Учит ребенка навыкам  социокультурного пространства.

2. Музыкотерапия. На занятиях применяются занимательные речевые распевки, музыкальная ритмика с дыхательной гимнастикой. Музыкально-двигательные упражнения способствуют коррекции психомоторного развития, чувства ритма; развитию просодической стороны речи, ее координации с движением.

3.Коррекция зрения.  Выполняем с детьми оздоровительный комплекс упражнений – гимнастику для глаз: специальные упражнения для расслабления глаз, упражнения по профилактике близорукости.

4.Кинезотерапия  -  коррекция  речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Применяются упражнения  на формирование зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений, на развитие мелких движений рук.

4.     Дыхательная гимнастика – действенный метод кинезотерапии,

   способствует  постановке диафрагмально-речевого дыхания. Применяются некоторые упражнения из дыхательной  гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые способствуют насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние.

         Проведение таких коррекционно-развивающих занятий способствует успешной реабилитации,  полноценному личностному развитию, в социальном становлении детей с двигательными нарушениями.

По итогам мониторинга наблюдается положительная динамика в формировании общеучебных  умений и  навыков, в развитии речевых, двигательных навыков детей с ДЦП.


Роль коррекционно-развивающих занятий в успешной реабилитации и социализации детей с

Роль коррекционно-развивающих занятий в успешной реабилитации и социализации детей с

Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с верой на его потенциальные возможности и с большой любовью

Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с верой на его потенциальные возможности и с большой любовью

ИКТ; На индивидуальных дефектологических занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии: 1

ИКТ; На индивидуальных дефектологических занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022