Роль коррекционно-развивающих занятий
в успешной реабилитации и социализации детей с ДЦП,
обучающихся на дому.
Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог,
Отличник образования РС (Я),
Почетный работник общего образования РФ.
МОКУ С(К)ОШ-И №34
г.Якутск, Республика Саха (Якутия).
Особую актуальность в современном мире приобретает проблема образования, реабилитации и интеграции в общество детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое, социальное сопровождение детей с ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности, на повышение социальной активности.
Контингент учащихся в нашей школе-интернате с опорно-двигательными нарушениями с каждым годом растет. В данное время обучаются на дому 47 детей-инвалидов, из них 9 с ДЦП.
Эти дети обучаются по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе. Одной из важных задач учителя-дефектолога является обеспечение для этих детей оптимальных коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих условий для их успешного образования, реабилитации и социализации.
В начале учебного года проводится комплексное исследование учебно-познавательной деятельности, степени сформированности знаний, умений, навыков в объеме учебной программы по основным предметам, изучение сенсомоторных, двигательных, речевых особенностей и возможностей ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога направлена на последовательное развитие учебно-познавательной деятельности, на коррекцию нарушений высших психических функций, двигательных нарушений, на воспитание устойчивых форм поведения и целенаправленной деятельности.
Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, требует системной кропотливой коррекционной работы. Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с верой на его потенциальные возможности и с большой любовью.
Разрабатывается для ребенка с ДЦП индивидуальный образовательный маршрут и реализуется коррекционно-развивающая программа.
Общие направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми ДЦП.
- системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом его двигательных, речевых и психических нарушений;
- формирование общеучебных (универсальных) умений и навыков;
- социально-личностное развитие (формирование необходимых жизненных компетенций);
- последовательное развитие познавательной деятельности и ее коррекция;
- коррекция нарушений высших психических функций;
- развитие связной речи и коррекция речевых нарушений;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие самостоятельной, целенаправленной деятельности, самоконтроля;
-ведение системного мониторинга усвоения предметных ЗУН, универсальных учебных действий; мониторинга здоровья; мониторинга личностного развития.
Коррекционно-развивающие занятия имеют гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных, психофизиологических особенностей, степени выраженности и структуры дефекта. В процессе занятия усвоение учебного материала параллельно формирует личностные, коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление.
Во время занятий соблюдается
охранительный режим: подбор оптимально комфортной позы для выполнения
письменных и устных заданий; организация минутки отдыха с использованием коррекционно-развивающих,
релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного
аппарата, упражнений для глаз, для развития мелкой моторики рук;
регулирование степени утомляемости ребенка за счет предъявления заданий по
степени сложности; выбор оптимального индивидуального темпа работы в
соответствии с личностными особенностями ребенка;
использование разнообразных дидактических, наглядных, коррекционно-развивающих
материалов, ИКТ;
На индивидуальных дефектологических занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Сказкотерапия. Применяются на занятиях коррекционно-развивающие упражнения по содержанию сказки, дидактические и развивающие игры, драматизация сказки. Сказкотерапия активизирует у детей с ДЦП зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивает память, внимание, способствует развитию речи. Учит ребенка навыкам социокультурного пространства.
2. Музыкотерапия. На занятиях применяются занимательные речевые распевки, музыкальная ритмика с дыхательной гимнастикой. Музыкально-двигательные упражнения способствуют коррекции психомоторного развития, чувства ритма; развитию просодической стороны речи, ее координации с движением.
3.Коррекция зрения. Выполняем с детьми оздоровительный комплекс упражнений – гимнастику для глаз: специальные упражнения для расслабления глаз, упражнения по профилактике близорукости.
4.Кинезотерапия - коррекция речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Применяются упражнения на формирование зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений, на развитие мелких движений рук.
4. Дыхательная гимнастика – действенный метод кинезотерапии,
способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания. Применяются некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые способствуют насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние.
Проведение таких коррекционно-развивающих занятий способствует успешной реабилитации, полноценному личностному развитию, в социальном становлении детей с двигательными нарушениями.
По итогам мониторинга наблюдается положительная динамика в формировании общеучебных умений и навыков, в развитии речевых, двигательных навыков детей с ДЦП.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.