Роль коррекционной школы в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства
Модернизация содержания образования, внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), увеличение контингента обучающихся с ОВЗ требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для разноуровнего обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Это, безусловно, усложняет работу педагогов и администрации, но вместе с тем удовлетворяет желание родителей и детей-инвалидов и детей с ОВЗ в получении равного для всех обучающихся образования. Именно этим и характеризуется инклюзивный образовательный процесс, когда все школьники с ОВЗ на равных обучаются и воспитываются в общеобразовательном классе, дополнительно получая постоянную коррекционную помощь.
Внедрение инклюзивного образования, происходящее сегодня в современной школе, требует качественного изменения содержания образовательного процесса. Надо заметить, что среднестатистический учитель не имеет дефектологического образования, не владеет коррекционно-развивающими технологиями и специальными приемами обучения, затрудняется в адаптации и проектировании индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Здесь необходима коррекционная поддержка педагогов, детей с ОВЗ и их родителей со стороны специалистов в области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии.
Такой поддержкой стал проект в Тамбовской области «Школа рядом со мной», реализуемый с апреля 2019 года по ноябрь 2020 года специалистами Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования, организованного на базе Тамбовского областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данный проект реализовывался при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В проекте принимают участие 9 школ области с их филиалами: 2 общеобразовательные школы г. Котовска, а также образовательные учреждения Тамбовского, Знаменского, Сосновского и Петровского районов Тамбовской области.
Цель проекта: создание условий для качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях инклюзии в общеобразовательной школе по месту жительства путем внедрения в работу общеобразовательных учреждений технологии разноуровневой поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их родителей и специалистов в условиях инклюзивного образования.
Задачи проекта:
1.Апробация и внедрение технологии разноуровневой поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и специалистов в условиях инклюзивного образования.
2.Повышение профессионального уровня специалистов, оказывающих помощь в сфере инклюзивного обраования.
Для педагогических работников школ, которые непосредственно принимают участие в обучении детей целевой группы, осуществлялось методическое сопровождение, консультационная поддержка, тренинги по профилактике эмоционального выгорания, проведены семинары-практикумы, направленные на организацию эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ и их семьями: «Противостояние или принятие?», «Что нужно знать об инклюзии?», «Основы эффективного взаимодействия с особым ребенком и его семьей», «Когда мама знает лучше Вас», «Как не потерять здоровых детей, работая с особым ребенком», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» и др.
Занятия в Школе родителей были организованы на высоком уровне. Родители детей целевой группы повысили свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме педагогических работников и родителей в рамках проекта велась работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Для формирования толерантного отношения к людям с особенностями в развитии была разработана и реализована программа «Уроки доброты», занятия в которой очень понравились младшим школьникам.
Для детей целевой группы от школ г. Котовска было организовано индивидуальное дифференцированное сопровождение и поддержка со стороны специалистов Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования, организованного в форме проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями школы-интерната по усвоению детьми адаптированных общеобразовательных программ, а также коррекционных занятий со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Родители детей целевой группы отметили улучшение в развитии высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях детей, более прочное усвоение учебного материала.
Считаю, что участие в проекте «Школа рядом со мной» способно дать положительные плоды в виде улучшения отношения к детям с ОВЗ и повышение эффективности инклюзии. Мероприятия, проведенные в рамках проекта, способствуют повышению уровня знаний родителей и специалистов массовых школ, а в целом, формируют инклюзивную культуру в каждом образовательном учреждении!
Куратор проекта Малахова Галина Алексеевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.