Томкевич Ольга Борисовна,
учитель географии ВКК
МБОУ СОШ №8 им. В.И. Хряева
г-к Анапа
Роль краеведческой работы в системе образования и воспитания в рамках реализации ФГОС
Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами современного воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Краеведение как система в учено- воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами школьного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни и взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы отдельной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.
Ежегодно учащиеся нашей школы защищают проекты по географии. Тематика работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология Краснодарского края», «Историко-географический обзор Кубани», «Опасные животные Черного моря», «Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека на примере города Новороссийск», «Влияние социально-экономических проблем на развитие Анапы», «Изучение проблем и перспектив развития массового спорта на Кубани». «Влияние историко-географического фактора на развитие промышленных предприятий муниципального образования город Новороссийск» и др.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения – это его задачи и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.
Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, являются:
Ø во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края;
Ø во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.
Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение. Учебное краеведение является необходимым условием в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как обязательные предопределены учебными программами.
Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то необходимость ее организации становится очевидной. Задача заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.
В этих целях практикуются:
а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности;
б) природоведческие и производственные экскурсии;
в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей;
г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой литературы.
Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются на уроке при изучении соответствующей темы. Содержание учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и конкретными природно-экономическими условиями своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения.
Основные формы учебной краеведческой работы – это урок, природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу практику.
Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу Анапа, посещают различные музеи Кубани: мемориал «Малая Земля» в Новороссийске, музей «Военная горка» в Темрюке, Казачья станица «Атамань» в Тамани, археологический музей «Горгиппия» в Анапе и др.
Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов, которые в зависимости от целей и содержания учебного и краеведческого материала являются основой в решении учено-познавательных задач. При этом, наряду с объяснительно- иллюстративными методами и эвристической беседой, большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно - экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ.
Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы по географии: кружки, экскурсии, олимпиады, викторины, конференции, встречи с интересными людьми, праздники («Край добра», «Масленица») и др. Клуб (кружок), объединяющий группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр внеклассного краеведения.
Ежегодно в рамках проекта «Подарок Черному морю» мы участвуем в Экологических уроках и Экологических акциях по очистке побережья Черного моря.
Когда в школе проводятся Дни географии, ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях: конкурс кроссвордов, тематических газет, защита проектов и презентаций, конкурс сочинений (эссе) и др. Авторов лучших работ, по мнению жюри, награждаем дипломами победителей и призеров, а остальных участников – дипломами.
С учащимися нашей школы мы участвуем в различных конкурсах с работами краеведческой направленности:
ü Краевые конкурсы ГБУ «Центр туризма и экскурсий» КК
v Сидорова Анастасия 8 кл Конкурс «Кубань-Жемчужина России» (2019 г.)
Исследовательская работа «Грязевые вулканы Таманского полуострова» -
2 место (муниципальный этап) сертификат (краевой этап)
v Белева Александра 8 кл Конкурс «Жизнь во славу Отечества» (2019 г.)
Проект «Красный сокол» - 2 место (муниципальный этап) сертификат (краевой этап)
v Цыбан Диана 7 кл Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто» (2020 г)
Литературно-краеведческое произведение (рассказ) «Вехи истории станицы Благовещенской» - 1 место (муниципальный этап) Победитель 1 место (краевой этап)
ü XI-XIII Всероссийские конкурсы «НА ВЗЛЁТЕ» (ЦГО «Восхождение)
Прокопенко Влада 9 кл «Историко – географический обзор Кубани» - 1 место
Сидорова Анастасия 7 кл «Грязевой вулкан Шуго» – 1 место
Бобылев Михаил 7 кл «Анапа – курортный город России» – 1 место
Токарева Диана 7 кл «Долина Пшада» – 2 место
Рябинина Алина 8 кл « Заповедники России» – 1 место
ü Всероссийский конкурс «Талантливые дети России»
Грунина София 8 кл Проект «Родные просторы Кубани» - 1 место
Захарян Эмилия 8 кл Проект «Кавказский биосферный заповедник» - 1 место
Цыбан Диана 7 кл Проект «Вехи истории станицы Благовещенской» - 1 место
Михайлова Екатерина 6 кл Проект «Опасные животные Черного моря» - 1 место
ü Всероссийский информационный портал «Лидер»
Чернышева Ульяна 7 кл Проект «Наша забота о станице Благовещенской» - 1 место
ü Интеллектуальный центр дистанционных технологий «Новое поколение»
Белева Александра 7 кл Проект «Подвиг Героя» - 1 место (международный)
ü VI Международный конкурс по географии для детей с ОВЗ «Путешествие по России. Юг России» (Центр дополнительного образования «Снейл»)
Волохова Елена 5 кл – Победитель
Ширмаева Алина 8 кл – Лауреат
Калюжный Вячеслав 8 кл – участник
Планирование краеведческой работы выработано определенной системой и последовательностью. В этой системе планирования намечается несколько этапов:
ü Первый этап - перспективное планирование, которое предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы.
ü Второй этап включает составление годового плана краеведческо - туристской работы, исходя из перспективного и общешкольного плана учебно-воспитательной работы, определяются цели и задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия по краеведческой работе, краеведческие задания для отдельных классов и кружков.
ü На третьем этапе разрабатываются планы краеведческих работ по линии исторического, литературного, географического, природоведческого краеведения.
В плане географического краеведения наряду с организационными мероприятиями раскрываются конкретное содержание, формы и методы краеведческой работы и связанной с ней общественно полезной деятельности учащихся.
В настоящее время краеведение становится обязательным условием выполнения требований учебных программ и практического осуществления задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение пронизывает все стороны учебно- воспитательной работы. Без краеведения мы не можем по-настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с жизнью.
Итак, важнейшим условием повышения образовательно-воспитательной роли географического краеведения является системный подход в его организации.
Системный подход в организации географического краеведения, проводимая систематически и последовательно с учетом конкретных природных и социально- экономических условий родного края и познавательных интересов учащихся работа, является эффективным педагогическим средством повышения образовательной, трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.