Роль краеведческой работы в системе образования и воспитания в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6

Роль краеведческой работы в системе образования и воспитания в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
21.08.2020
Роль краеведческой работы в системе образования и воспитания в рамках реализации ФГОС
Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.
Томкевич О.Б..docx

Томкевич Ольга Борисовна,

учитель географии ВКК

МБОУ СОШ №8 им. В.И. Хряева

г-к Анапа

Роль краеведческой работы в системе образования и воспитания в рамках реализации ФГОС

Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.

Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.

Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами современного воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Краеведение как система в учено- воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами школьного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Общим для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни и взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы отдельной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека.  Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.

Ежегодно учащиеся нашей школы защищают проекты по географии. Тематика работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология Краснодарского края», «Историко-географический обзор Кубани», «Опасные животные Черного моря»,  «Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека на примере города Новороссийск», «Влияние социально-экономических проблем на развитие Анапы», «Изучение проблем и перспектив развития массового спорта на Кубани». «Влияние историко-географического фактора на развитие  промышленных предприятий муниципального образования город Новороссийск»  и др.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы   является   исторический   подход,  осуществляемый   в   изучении   природных  и социально-экономических условий родного края, его культуры,  искусства, литературы, устного народного творчества.

Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения – это его задачи и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, являются:

Ø  во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края;

Ø  во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение. Учебное краеведение является необходимым условием в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как обязательные предопределены учебными программами.

Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то необходимость ее организации становится очевидной. Задача заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.

В этих целях практикуются:

а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности;

б) природоведческие и производственные экскурсии;

в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей;

г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой литературы.

                        Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются на уроке при изучении соответствующей темы. Содержание учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и конкретными природно-экономическими условиями своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения.

            Основные формы учебной краеведческой работы – это урок, природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу практику.

Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу Анапа, посещают различные музеи Кубани: мемориал «Малая Земля» в Новороссийске, музей «Военная горка» в Темрюке, Казачья станица «Атамань» в Тамани, археологический музей «Горгиппия» в Анапе и др.

Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов, которые в зависимости от целей и содержания учебного и краеведческого материала являются основой в решении учено-познавательных задач. При этом,  наряду с объяснительно- иллюстративными методами и эвристической беседой, большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно - экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ.

Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы по географии: кружки, экскурсии, олимпиады, викторины, конференции, встречи с интересными людьми, праздники («Край добра», «Масленица») и др.  Клуб (кружок), объединяющий группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр внеклассного краеведения.

Ежегодно в рамках проекта «Подарок Черному морю» мы участвуем в Экологических уроках и Экологических акциях по очистке побережья Черного моря.

Когда в школе проводятся Дни географии, ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях: конкурс кроссвордов, тематических газет, защита проектов и презентаций, конкурс сочинений (эссе) и др.  Авторов лучших работ, по мнению жюри, награждаем дипломами победителей и призеров, а остальных участников – дипломами.

С учащимися нашей школы мы участвуем в различных конкурсах с работами краеведческой направленности:

ü  Краевые конкурсы ГБУ «Центр туризма и экскурсий» КК

v  Сидорова Анастасия  8 кл    Конкурс «Кубань-Жемчужина России» (2019 г.)

Исследовательская  работа  «Грязевые вулканы Таманского полуострова» - 

2 место (муниципальный этап)  сертификат (краевой этап)

v  Белева Александра  8 кл    Конкурс «Жизнь во славу Отечества» (2019 г.)

Проект  «Красный сокол» -  2 место (муниципальный этап)  сертификат (краевой этап)

v  Цыбан Диана  7 кл    Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто»  (2020 г)

Литературно-краеведческое произведение (рассказ)  «Вехи истории станицы Благовещенской» -  1 место (муниципальный этап)  Победитель 1 место (краевой этап)

ü  XI-XIII Всероссийские конкурсы «НА  ВЗЛЁТЕ»    (ЦГО «Восхождение)

Прокопенко Влада  9 кл    «Историко – географический обзор Кубани» - 1 место

Сидорова Анастасия 7 кл  «Грязевой вулкан Шуго» – 1 место

Бобылев Михаил 7 кл        «Анапа – курортный город России» – 1 место

Токарева Диана 7 кл          «Долина Пшада» – 2 место

Рябинина Алина 8 кл         « Заповедники России» – 1 место

ü  Всероссийский конкурс «Талантливые дети России»

Грунина София 8 кл   Проект  «Родные просторы Кубани» - 1 место

Захарян Эмилия 8 кл  Проект  «Кавказский биосферный заповедник» - 1 место

Цыбан  Диана 7 кл      Проект  «Вехи истории станицы Благовещенской» - 1 место

Михайлова Екатерина  6 кл      Проект  «Опасные животные Черного моря» - 1 место

ü  Всероссийский информационный портал «Лидер»

Чернышева Ульяна 7 кл Проект  «Наша забота о станице Благовещенской» -  1 место

ü  Интеллектуальный центр дистанционных технологий «Новое поколение»

Белева Александра 7 кл Проект  «Подвиг Героя» - 1 место (международный)

ü  VI  Международный конкурс по географии для детей с ОВЗ «Путешествие по России. Юг России» (Центр дополнительного образования «Снейл»)

Волохова  Елена 5 кл – Победитель

Ширмаева  Алина 8 кл – Лауреат

Калюжный  Вячеслав 8 кл – участник

Планирование краеведческой работы выработано определенной системой и последовательностью. В этой системе планирования намечается несколько этапов:

ü  Первый этап - перспективное планирование, которое предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы. 

ü  Второй этап включает составление годового плана краеведческо - туристской работы, исходя из перспективного и общешкольного плана учебно-воспитательной работы, определяются цели и задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия по краеведческой работе, краеведческие задания для отдельных классов и кружков.

ü  На третьем этапе  разрабатываются планы краеведческих работ по линии исторического, литературного, географического, природоведческого краеведения.

В плане географического краеведения наряду с организационными мероприятиями раскрываются конкретное содержание, формы и методы краеведческой работы и связанной с ней общественно полезной деятельности учащихся.

В настоящее время краеведение становится обязательным условием выполнения требований учебных программ и практического осуществления задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение пронизывает все стороны учебно- воспитательной работы. Без краеведения мы не можем по-настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с жизнью.

Итак, важнейшим условием повышения образовательно-воспитательной роли географического краеведения является системный подход в его организации.

Системный подход в организации географического краеведения, проводимая систематически и последовательно с учетом конкретных природных и социально- экономических условий родного края и познавательных интересов учащихся работа, является эффективным педагогическим средством повышения образовательной, трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.


 

Томкевич Ольга Борисовна, учитель географии

Томкевич Ольга Борисовна, учитель географии

Краснодарского края», «Историко-географический обзор

Краснодарского края», «Историко-географический обзор

В этих целях практикуются: а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности; б) природоведческие и производственные экскурсии; в) индивидуальные задания учащимся по изучению…

В этих целях практикуются: а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности; б) природоведческие и производственные экскурсии; в) индивидуальные задания учащимся по изучению…

Авторов лучших работ, по мнению жюри, награждаем дипломами победителей и призеров, а остальных участников – дипломами

Авторов лучших работ, по мнению жюри, награждаем дипломами победителей и призеров, а остальных участников – дипломами

Первый этап - перспективное планирование, которое предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы

Первый этап - перспективное планирование, которое предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2020