Роль лестниц в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Оценка 4.7

Роль лестниц в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл
04.03.2020
Роль лестниц в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из значимых, серьезных, ключевых произведений, изучаемых в 10 классе. При анализе романа нельзя не говорить о лестницах, встречающихся на пути Р. Раскольникова. К работе прилагаются творческие работы учащихся, выполненные во время анализа произведения. Возможно, это первая ступенька учащихся к более детальному изучению серьезного произведения. С уважением Подольская И.А.
Лестницы в романе _Преступление и наказание_ Ф.М. Достоевского..docx

СМИВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСТНИЦ  В  РОМАНЕ   Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей» ВКО

 

Ошибаются те, кто думает, что главное в жизни человека дороги. Нет, главное  лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся (не всегда и не все самостоятельно), по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным.

Леонид Енгибаров. «Лестница»

 

 

Лестница - это образ связи верха и низа, символ подъема борьбы усилий, иных космических зон, она создает условия для коммуникации между мирами. 

Лестница - символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла.

Лестница Раскольникова- символ восхождения героя на «Голгофу» человеческих страданий и «ступени» возвращения его в мир «униженных и оскорбленных»

 Р.Р. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз.

Его «путь» - это буквально путь «вверх» и «вниз».  (С.В. Белов)    Это  путь от «себя» к «себе».

Образ лестницы играет значительную роль в символике ряда произведений художественной литературы:

·         как переход от жилища к улице, от центра к периферии, от внутреннего к внешнему;

·         как средоточие неопределенности, случайности, страха;

·         как преддверие кульминации, решающего поворота и т. п.

Можно сравнить образы лестниц у Ф. М. Достоевского, А. Белогоhttp://www.symbolarium.ru/index.php/

В шотландском ритуале «мистическая лестница» с двукратными 7 ступенями символ XXX степени.

Представляет собой образовательную программу из 7 искусств, идентичную программе средневековых университетов.

7 уровней, которые должен преодолеть испытуемый:

С другой стороны её ступенями выступают

http://www.symbolarium.ru/index.php/

·         грамматика,

·         риторика,

·         логика (диалектика),

·         арифметика,

·         музыка,

·         геометрия[9],

·         астрономия (возможны варианты)

·         справедливость,

·         доброта,

·         смирение,

·         верность,

·         труд,

·         сознание долга,

·         благородство (с мудрым взглядом)

Порогнекая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, где преступают дозволенное, обновляются или гибнут.

 

Раскольников живёт под самой крышей пятиэтажного дома. У него, помимо общей лестницы, есть ещё своя, из 13 ступеней, ведущая в его каморку.

Лестница, ведущая к каморке Раскольникова, имела 8 верхних ступеней, 5 нижних ступеней.

 

Раскольников невольно впитывает её отрицательную энергетику, и становится очевидным, кто на самом деле руководит поступками героя.

Подъём по этой лестнице для него труден и даже страшен.

 

С одной стороны, он поднимается вверх, а с другой стороны, каждая ступенька подъёма опускает его всё ниже в духовном плане: подъём закончится тем, что Раскольников упрётся в маленькую, низкую комнатёнку,

где ни встать,

ни повернуться,

ни вдохнуть полной грудью свежего воздуха – тупик.

Сама лестница становится для Раскольникова олицетворением страха: как не столкнуться с квартирной хозяйкой, которой он задолжал

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться…

 

Рассуждение автора

Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, –  нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

 

 

Как незаметно спуститься и украсть топор, а потом также незаметно его вернуть;

как после убийства, испачканному кровью, почти лишившемуся рассудка, ему проскользнуть незамеченным в свою комнату-гроб.

Перед преступлением Раскольников с опаской прислушивается к звукам лестницы.

На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось. Но на лестнице было всё тихо, точно все спали...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице...

 

 

Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось.

 

Лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы.

 

На лестнице герой оказывается пять раз.

 

 

 

 

Иллюстрации лестниц к роману  Ф.М. Достоевского  художника
Д. Шмаринова

В первый раз она для Раскольникова не так страшна: «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен».

Лестница, чёрная, узкая, как змея,– это предупреждение, указание, на какой опасный путь ступил герой, но он не понимает этого. Он таится, избегает света: с одной стороны, Раскольников задумывает преступление – чёрное дело, поэтому и прячется в темноту, старается быть незаметным, но с другой стороны, свет – это совесть, которая ещё есть в душе героя, поэтому он чувствует себя спокойнее, прячась от этого света, от людей.

Ещё одно предупреждение получает Раскольников на этой лестнице: «Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель». Но герой не понял этого предупреждения, посланного свыше, и продолжает свой путь по мрачной лестнице.

Во второй раз лестница встречает его пустотой, и эта пустота поражает: «Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось».

Как будто всё замерло в каком-то ожидании: пойдёт – не пойдёт? Убьёт – не убьёт?.. – это тоже знак и Раскольников на минуту засомневался, но пошёл дальше.

В третий раз лестница становится сначала угрозой разоблачения, когда он находится в квартире только что убитых женщин (шаги на лестнице, гулко звучащие в тишине), а потом спасением (открытая дверь квартиры этажом ниже), и Раскольников сбегает по ней.

В четвёртый раз, когда Раскольников возвращается на место преступления, лестница кажется крутой и очень тёмной; «духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею, ещё не выстоявшеюся краской на тухлой олифе» (у Раскольникова этот запах ассоциируется с загнивающей кровью, которую он сам же пролил и теперь сам же испытывает тошноту, и не только от запаха, а и вообще от того, что совершил); уходя из квартиры убитой старухи, он спускается по этой лестнице не торопясь, подсознательно желая, чтобы его остановили, арестовали.

В пятый раз эта лестница предстаёт во сне Раскольникова, в котором он второй раз пытается убить старуху-процентщицу: «Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж... Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно... Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно!»

До каких же низов спустился Раскольников, поднимаясь по этой лестнице!

 

В романе «Преступление и наказание»: лестницы ведут в квартиры героев вверх, значит, что всё же есть хоть какой-то шанс духовного восхождения, а вот лестница в питейное заведение ведёт вниз. Раскольников еще может подняться сам и помогает Мармеладову преодолеть подъём по из подвального помещения, но по духовной лестнице поднять Мармеладова уже невозможно

Туда герои произведения идут сами, на своих ногах, а подниматься оттуда сами уже не могут.

В условиях нищеты, когда даже жалкие гроши могут стать спасением голодному ребёнку, больной женщине, люди бессовестно тратят их на выпивку, находя в ней мнимое решение проблем или просто заливая угрызения иногда просыпающейся совести.

По такой лестнице на самое дно жизни спустился Мармеладов, с которым в питейном заведении знакомится Раскольников, тоже, кстати, преодолевший четыре ступеньки этой лестницы, ведущей вниз.

 

Лестница – олицетворение жизни всех, кто там живёт, и в первую очередь, самого Мармеладова.

Надежды нет, его полностью поглощает тьма, очерствляет и опустошает его душу.

«В Петербурге нет настоящей ночи»,

тьма ещё не полностью овладела миром – значит, есть ещё шанс духовного просветления.

Раскольников попадает на лестницу, ведущую в квартиру Мармеладова: «…прошли в 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти 11часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно».

 

Семья Мармеладовых

Почти на пороге живет семья Мармеладовых

На пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину

На пороге у дверей в соседнюю комнату беседуют Р. Раскольников и Соня Мармеладова.

Оттуда мы больше видим, и все видят нас. После чего очень важно бывает определить, стоит ли подниматься выше и по какой лестнице, или лучше вызвать лифт и передвигаться то вверх, то вниз, в зависимости от механизма моды, общественного мнения, да мало ли чего, что управляет капризным лифтом.Леонид Енгибаров. «Лестница.   https://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/staircase/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Насырова А., 101 гр.

Насырова А., 101 гр.

Насырова А., 101гр.

Аканова Ж., 103гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сапашева Н., 101гр.

Жанатова М., 101 гр.

Токанова М.,101гр.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СМИВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

СМИВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

Раскольников живёт под самой крышей пятиэ тажного дома

Раскольников живёт под самой крышей пятиэ тажного дома

Перед преступлением Раскольников с опаской прислушивается к звукам лестницы

Перед преступлением Раскольников с опаской прислушивается к звукам лестницы

В четвёртый раз , когда Раскольников возвращается на место преступления, лестница кажется крутой и очень тёмной; «духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било…

В четвёртый раз , когда Раскольников возвращается на место преступления, лестница кажется крутой и очень тёмной; «духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било…

Лестница – олицетворение жизни всех, кто там живёт, и в первую очередь, самого

Лестница – олицетворение жизни всех, кто там живёт, и в первую очередь, самого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020