Cадурдинова С.М.
ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»
Роль медиаобразовательных проектов при конструировании
процессов творческой самореализации обучающихся колледжей
сферы культуры и искусства
В соответствии к требованиям освоения профессиональных компетенций будущих работников культуры и искусства в образовательную среду внедряются инновационные технологии. Необходимость применения медиаобразовательных проектов обусловлена темпами развития экономики, науки и изменениями к пониманию культуры. Реализация медиапрограмм в образовательной среде оправданы приоритетным направлением признания ценности информации, как важнейшего источника развития общества. Современное общество нуждается в качественных профессиональных кадрах, в том числе и в сфере культуры и искусства. Современные технические новинки решают многие проблемы, обеспечивая ускоренные темпы в реализации учебных планов, реализуют перспективное направление в создании социокультурных проектов. Профессиональная творческая деятельность специалистов культуры выдвигает требование к умению пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями. Система профессионального образования реализует подходы освоения профессиональных компетенций, нацеленных на освоение медиарамотности, способствующей формированию инициативной, творческой личности. Медиаобразование при подготовке специалистов в области культуры рассматривается как важный аспект социально-культурного развития нашей страны [1, с. 102].
Изучение вопросов творческой самореализации, развитие творческого потенциала обучающихся колледжей творческих специальностей, способных реализовать знания и умения в условиях модернизации современной системы образования, является одним из самых актуальных для профессиональной педагогики. Приоритетной задачей профессионального образования является не передача готовых знаний обучающимся, а формирование навыков приспособления к изменяющейся реальности у будущих работников культуры и искусства. Для того, чтобы знания обучающихся творческих колледжей были результатом их собственных поисков, необходимо продвигать медиаобразовательные проекты. С помощью информационно-коммуникационных технологий конструировать процесс организации поиска необходимой информации, управлять их самореализацией, помогать развивать их творческую деятельность. К примеру, создание музыкального видеоклипа, требует от молодого музыканта не только обязательных творческих навыков игры на инструментах и умения работать в студии звукозаписи. При обучении создаются условия к медиаобразовательной деятельности, направленной на создание определенного медиапродукта – музыкального видеоклипа. При этом важно учитывать функциональность созданного медиапроекта. Не всякий медиапроект является медиаобразовательным проектом. Обучающиеся при создании творческой работы, в первую очередь, преследуют цель научиться создавать медиапроекты. Если музыкальный видеоклип специально создан в учебных целях и несет образовательную, а не развлекательную, функцию, то он по праву считается является медиаобразовательным [1, с. 103].
Так, медиаграмотность становится условием формирования медиакомпетентности – одной из важнейших компетенций современного специалиста и его конкурентоспособности на рынке труда, а медиаобразование – одним из базовых оплотов повышения уровня и качества населения жизни в обществе [2, с. 71].
Немаловажную роль в этом процессе играет преподаватель, который различными способами развивает критическое мышление обучающегося, включая анализ медиаисточников, сравнение информации по одной и той же теме. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Сложность для педагогов при внедрении инноваций в профессиональном образовании заключается в том, что есть проблема распределения компетенций между предметами при составлении учебного плана. Интернет для преподавателя является необходимым инструментом получения передового методического материала, обеспечивая мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Компьютер используется преподавателем на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле [1, с. 104].
Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации. Варианты использования мультимедиа в работе с обучающимися: проведение презентаций на занятии при объяснении нового материала; наглядная демонстрация процесса; презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов; совместное изучение источников материалов; корректировка и тестирование знаний [3].
В настоящее время в системе профессионального образования сохраняется недоверие к медиаобразовательным технологиям, тем самым замедляя темпы освоения профессиональными компетенциями, так как использование устаревших информационно-коммуникационных технологий препятствует модернизации культуры в обществе. В связи с этим развитие медиаобразования в современной России актуально, перспективно и практически значимо на всех уровнях образованиях, а особенно в профессиональном. Формирование комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций предопределяют основные виды будущей деятельности, которыми предстоит заниматься выпускникам профессиональных учреждений.
На данном этапе существования современных медиапроектов специального курса по медиаобразованию в колледжах сферы культуры и искусства пока что не существует, то в качестве альтернативы используется вариант интегрирования методик, способствующих формированию медиакомпетентности, в уже существующие образовательные программы. Например, предмет «Музыкальная информатика» носит обучающий элемент по развитию навыков создания видео и музыкальных клипов, обучая азам аранжировки, позволяя сформировать профессиональнее компетенции будущего специалиста в области культуры. Навыки профессионального проектирования обучающиеся по направлению «Дизайн» осваивают при помощи компьютерных технологий, могут создавать проекты в 3D проекции.
В итоге, формирование комплекса профессиональных медиакомпетентностей, необходимых для реализации творческого потенциала молодых специалистов в области культуры и искусства является неотъемлемым компонентом научной, профессиональной и образовательной траектории в подготовке к будущей профессии. Успешность решения представленных задач во многом зависит от целенаправленного совершенствования учебных программ, разработки инструментария мониторинга качества образования, включения и творческого применения инновационных методик, технологий и приемов в реализации образовательных программ.
Развитие способностей к самоопределению, совместному творчеству, пониманию и сопереживанию в создаваемом медиапроекте необходимо создать условия к формированию способности выражения своей мысли в знаковой или символической форме. Здесь базовым понятием оказывается позиционность, понимаемая как способность выстраивать свою жизнь (действие) на основе мировоззренческих идеалов, нравственных убеждений, культуросообразных ценностных ориентиров [4].
Умение использовать навыки медиапроектирования поможет молодому специалисту в исследовательской и профессиональной деятельности, основанной на творческом мышлении и мировоззрении, способного к реализации идей на современном уровне при помощи медиатехнологий. Задачи формирования культуры проектной и исследовательской деятельности в современной медиасреде требуют дополнительных концептуальных и технологических разработок с учетом ряда отдельных спецификаций, которые отражают некоторые расширенные (дополнительные инструментальные) возможности, присущие исключительно медиасреде.
Таким образом, в современной социокультурной среде развитие медиакомпетентности обучающихся колледжей в области культуры и искусств может рассматриваться как один из основополагающих подходов в профессиональной подготовке специалистов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере учреждений культуры (музеях-заповедниках, библиотеках, домах культуры, культурных центрах и т.п.).
Список литературы:
1. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал.- 2013. - №6. - С. 102-104.
2. Челышева И.В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации // Медиаобразование. - 2016. - №1. - С. 71-77.
3. Гаршина Ю.П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования [Электронный ресурс] Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 90–94. URL: http://e-koncept.ru/2016/76387.htm. (дата обращения: 05.10.2018).
4. Гудилина С.И. Медиаобразование в развитии личности // Сб. трудов Межд. форума конференций «Медиаобразование», 2013. - С.196.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.