Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

  • docx
  • 14.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 091.docx

Урок 91.

Тема: Роль местоимений в речи. Личные местоимения.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения рода, числа существительных, местоимений, формированию умения заменять имена существительные местоимениями; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма.

 

Содержание урока.

I.    Орг. момент.

– Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

   И книжки, и тетрадки,

   И мысли – все в порядке.

– Проверим готовность к уроку.

 

II.     Актуализация внимания.

1)    минутка чистописания

Оо

Ольга молоко ворона

 

2)    словарь:

обед, обезьяна, облако, овёс, овощи, огород, одежда, однажды, одуванчик, около, октябрь, орех, осина

 

III. Изучение нового  материала.

1) сообщение темы урока

 

—  Что такое местоимение?

—  С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое ме­стоимение, каковы особенности личных местоимений, на­учиться распознавать личные местоимения.)

 

3)    с.52 упр.108

– Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского.

 - Что вы представили?

 - Почему автор именно так расположил стихотворные строки?

– Какой частью речи являются выделенные слова?

 - Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать?

 

4)    с.52-правило

    

 

5)    с.52 упр.109

– Прочитайте местоимения.

– Почему эти местоимения названы личными?

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит.

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому (на то, к чему) обращаются с речью.

– Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком (на то, о чем) говорят.

 

IV.       Закрепление изученного материала.

1) правила

 

2) с.53 упр.110

– Прочитайте загадки. Отгадайте их.

– Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

– Почему в загадках используются местоимения?

 

3)    с.54 упр. 113

– Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя и слова».

– Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки.

 

4)    с.54-55 упр. 114

– Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений.

 - Назовите по ним местоимения.

 - Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками.

 

5) презентация

     

 

 

V.          Итог урока и д/з

с.55 упр.116, правила, словарь (о)